Трагедия бунтов...

Во многих произведениях русской литературы отражена тема бунтарства, изображены события, показывающие, как долготерпение народное и годами копившийся гнев выливаются в кровавый протест. Например, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» показан тот период в истории России, когда происходили крестьянские восстания под предводительством Е.Пугачёва. В записях главного героя повести Петра Гринёва есть такие слова: «Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали, состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно... Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Бунт показан через восприятие дворянина, офицера царской армии. Но даже Гринёв, противник Пугачёва, призванный усмирять и уничтожать бунтовщиков, признавал, что народ поддерживал восставших полностью, крестьяне считали их избавителями от гнёта помещиков. И царём они хотели видеть Пугачёва, называли его спасителем. Однако во время взятия Белогорской крепости пугачёвцами была учинена жестокая расправа над её защитниками. И казни происходили повсюду, если пленные отказывались переходить на сторону Пугачёва, не хотели изменять присяге, данной царю и Отечеству.

Во второй главе повести Гринёв сообщает о кошмарном сне, который приснился ему в дороге. Этот художественный приём Пушкин использует, чтобы с помощью аллегории приоткрыть ближайшие события в судьбе героя и показать страшную, разрушительную силу бунта: «...комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах». Сон также предсказал странную ситуацию, когда офицер царской армии не только не казнён мятежниками, но приобретает покровителя в лице Пугачёва, оставаясь его противником и не изменяя присяге. Этот случай – подтверждённый исторический факт, и он показывает личность предводителя восстания как незаурядную. Действительно, Пугачёв умел ценить такие человеческие качества, как смелость, мужество, прямота и честность. Сыграл свою роль и «заячий тулупчик», который был пожертвован Гринёвым «вожатому» и выручил будущего крестьянского вождя во время метели.

Крестьяне видели в Пугачёве своего справедливого царя, но удержать стихию бунтарства в рамках человечности невозможно, и Пугачёв с этим сталкивался не раз. Гринёв вспоминает эпизод, когда он прибыл во «дворец», то есть в штаб руководителей восстания, чтобы просить помощи у Пугачёва для спасения сироты (Маши Мироновой), которую держал в неволе Швабрин, перешедший на сторону бунтовщиков. Пётр услышал рассуждения Белобородова, казака, имевшего авторитет среди мятежников. Он высказал недоверие к прибывшему офицеру, поскольку тот не признавал Пугачёва государём, и предложил «свести его (Гринёва) в приказную, да и запалить там огоньку». В данном случае «главнокомандующий» не позволил совершить эту расправу, он помог также освободить Машу. Петру опять повезло, как и во время взятия Белогорской крепости. Но сколько людей погибло, сколько покалечено, осталось без крыши над головой, умерло от голода? Такой статистики не велось.

Надо сказать, что бессмысленность и беспощадность во время восстания проявлялись и с другой стороны, то есть теми, кто этот бунт подавлял. Царские войска жестоко расправлялись с восставшими и их сторонниками. Примером тому служат чудовищные пытки,  многочисленные случаи казни через повешение (виселицы на плотах), а также пожары, уничтожавшие и жильё крестьян, и их урожаи. Огромное количество людей было казнено и после подавления восстания.

 А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка» показал историческую действительность наиболее достоверно, по мнению многих учёных, хотя это было сложно в условиях царской цензуры. Автор повести сумел отразить не только дворянскую, но частично и народную точку зрения. Многие считали, что беспощадность мятежников обусловлена жестокостями самодержавного режима и гнётом крепостничества. «Надобно же вознаградить целую жизнь страданий хотя одной минутой торжества», – писал М.Ю.Лермонтов, объясняя суть бунтов на Руси, где народ мечтал об освобождении от крепостной неволи и о бесплатной соли (соль была очень дорогой для крестьян).

Таким образом, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» показал глубокое понимание причин бунта, его социальную сущность и создал широкую картину реальных исторических событий конца восемнадцатого века.
 
Тема бунта освещается также в повести А.С.Пушкина «Дубровский», в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» и в других произведениях.

В одной из глав поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов сообщает о судьбе бунтаря Савелия, который говорит о себе, что он «клеймёный, да не раб!» Бунт крестьян против немца, управляющего помещичьим имением, который был безжалостным по отношению к бесправным людям и сделал их труд каторжным, закончился страшным убийством. За жестокость хозяев, за притеснения со стороны управляющего, крестьяне, долго терпевшие и копившие гнев, столкнули немца в яму, вырытую для колодца, и быстро засыпали землей эту «могилу для угнетателя». Но сам Савелий, вернувшись после каторги, с горечью подводит итог такой безрезультатной борьбы:

Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася? –
Под розгами, под палками
По мелочам ушла!

Бунты не закончились и с отменой крепостного права, потому что продолжились эксплуатация и угнетение крестьянства, и русская литература отразила жестокую реальность, показывая борьбу человечества за право жить по справедливым законам.

В «Тихом Доне» Шолохова показана эпоха великих потрясений XX века, оказавшая своё влияние на судьбы многих людей, сословных групп, в том числе, сказавшаяся на судьбе донского казачества. Притеснения со стороны чиновников, помещиков, более зажиточной части населения, а также неумение властей решать конфликтные ситуации и справедливо обустраивать жизнь народа, приводили к народным возмущениям, к бунтам и революции, которая переросла в гражданскую войну. Кроме того, донское казачество восстало и против новой власти, сражалось с красноармейцами. Банды казаков расправлялись с той же беднотой, с мужиками, которые, как и казаки, хотели трудиться на своей земле. Тяжёлое, смутное было время, когда брат шёл против брата, а отец мог оказаться убийцей сына (подобный случай описан в рассказе Шолохова «Родинка»).
 
Таким образом, произведения многих русских писателей объединены идеей борьбы за свободу, и авторы показывают реальные и страшные переплетения понятий о добре и зле, когда поиски справедливости и скорая расправа с обидчиками оказываются бессмысленными, переходя от добрых побуждений к жестокости. В названных произведениях объединяющей является также тема любви. Видимо, писатели-гуманисты стремились передать через создаваемые творения свою идею поисков правды, видя её воплощение в мирном труде, в семейных ценностях, в любви и в продолжении рода человеческого.


Рецензии
Бунты - огромное социальное бедствие, когда огромные людские мыссы взрываются, как пороховая бочка. И тогда процесс становится не управляемым. Дикость, жестокость, разрушения и смерть с обеих сторон, восставших и усмирителей. А причина в основном одна - расслоение общества на угнетенных и угнетателей. Человек, доведенный до безисходности и отчаяния, идёт напролом, ему терять нечего. Просвещенные умы не могли быть в стороне от понимания сути бунтов.
С уважением

Владимир Чугай   14.11.2015 20:45     Заявить о нарушении
Наши классики правильно понимали состояние народа, которому хотелось "вознаградить себя хоть одной минутой торжества"... Я об этом говорю просто: нельзя издеваться над народом безнаказанно, рано или поздно захочется людям бунтовать. Но вот уважать народ так и не хотят сильные мира сего, чем и пользуются современные западные кукловоды.
А ведь нам Майданы НЕ НУЖНЫ.
Спасибо за прочтение. Всего хорошего.

Зоя Орлова   14.11.2015 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.