Незабудка

Существует легенда о незабудке. В ней говорится о том, как Творец призвал однажды все цветы мира, чтобы дать им имена. Когда все разошлись, на месте теснящейся толпы остался цветочек-крошка, замерший от восторга и удивления. Осознав, что его имя уже прозвучало, малютка, трепеща, воскликнул:

– Постой! Умоляю, назови моё имя ещё раз! Прости, прости меня! Увидев Тебя, я от волнения и восхищения позабыл всё на свете – и не расслышал своё имя…

– Нет ничего дурного в том, чтобы позабыть себя, – улыбнувшись, ответил Создатель. – Меня только не забудь.

***

Девочка помогала бабушке убирать сено. На одной половине луга уже стояли ровные стожки, а на другой ещё лежала ароматная высохшая трава. Помощников сегодня было много, и дело спорилось.

Лето было жарким, небо - ясным. Из его сочной голубизны щедро поливало мир светом и теплом улыбчивое солнышко. Рядом жидким золотом переливались колосья жита, в которых так хорошо прятаться от целого мира. Но от мыслей и воспоминаний спрятаться нельзя, и их приходилось отгонять усилием воли. И чем ближе лето подходило к концу, тем труднее было это делать.

Грабли твёрдо и размеренно сгребали сено в длинные толстые косы, а в голову волнами накатывали непрошеные мысли. Август – последний месяц. Он закончится, как те два. И тогда ничего этого не будет. Свободы и света, неба и солнца. Лесов и полей, реки и лугов. Воздуха, наполняющего всё тело, дарующего крепость, лёгкость и спокойствие. Мира, понимающего душу, видящего и знающего её насквозь. А будет… город.

От последней мысли дохнуло серым смрадом. Она придавила каменной безнадёжностью, и грабли выпали из рук. Впереди присели отдохнуть – девочка последовала их примеру. Нужно было поскорее как-нибудь отвлечься. Она стала разглядывать возню насекомых среди срезанных стеблей, но всё это было знакомо, и мысли упрямо не хотели переключаться. Взгляд искал хоть чего-то, за что можно было бы ухватиться. Девочка нагнулась, чтобы получше разглядеть какого-то радужного жучка, и – замерла.

Там, в глубине, почти у самой земли, на неё смотрели чьи-то глаза. Глаза из ярко-голубых лепестков, в которых сосредоточилась вся глубина неба, и сияющих золотых серединок, зрачков, вместивших в себе всю лучистость солнца. Переведя дыхание, девочка поняла, что это – цветок. Такой маленький, что его не задело смертоносное лезвие косы, не поранили деревянные зубья граблей. Его никто никогда не видел и не увидит, но цветок об этом не заботился. Он хранил свою чистую красоту среди грубого разнообразия. Среди бесцельного существования в бесконечной возне и поедании друг друга он – улыбался. Он не замечал грязи и мусора, находясь на самом дне! Цветок видел только небо и солнце. Только небо и солнце отражались в его крохотных глазах. И он радостно дарил их той самой великанше, что только что изуродовала граблями его мир. Он всё понимал. Он просто жил, благодаря за всё, – и был счастлив.

Девочка назвала свой цветок незабудкой. Она не знала, как выглядит настоящая незабудка, но была уверена, что никогда не забудет нового знакомого.

Тяжело жить в городе, оставив сердце полям. Но в самые трудные минуты, когда так легко было сломаться, в душе девочки возникал образ незабудки. И девочка не смотрела вокруг. Её взгляд устремлялся в небо. Дышать становилось легче.

Со временем появлялось много нового. Часто новое было тяжёлым и недобрым. Встречались разные люди. Часто среди людей было одиноко. Но были другие. Были обычные люди, совершавшие необычные поступки. Среди тёмного равнодушия кто-то вдруг делал нужное, доброе дело. Просто так, ничего не ожидая взамен. И тогда во взгляде этого человека мелькало что-то до боли знакомое. И хотелось плакать…

***

Однажды две девочки, трёх и полутора лет, отправились нарвать травки для кроликов, а заодно и поглазеть на проносящиеся рядом поезда. Они шли по полю вдоль железной дороги, взявшись за руки и воркуя на своём языке.

Лето было жарким, небо – ясным. Из его сочной голубизны щедро поливало мир светом и теплом улыбчивое солнышко…

Вдруг старшая сестричка остановилась и закричала:

– Мама! Мама! Смотри! Цветочек!

Подбежавшая мама вначале ничего не заметила. Она наклонилась туда, куда указывал маленький пальчик и – замерла.

Там, в глубине, почти у самой земли, на неё смотрели чьи-то глаза. Там улыбалась ей семья незабудок. ТЕХ САМЫХ незабудок. Мама перевела взгляд на своих девочек – не неё по-прежнему смотрели незабудки. Тогда она вспомнила всех светлых людей, встреченных когда-то, и поняла: это незабудки мелькали так до боли знакомо в их спокойных глазах.

Мама и две маленькие дочки сидели, обнявшись, и любовались синим облачком. Повелевший одинокой незабудке вырасти на далёком поле десять лет назад, пожелал осенить её цветками весь путь одной… трёх девочек. И как от этого было хорошо!

Домой вернулись усталые и довольные: набрали два мешка травы и видели семь поездов! Попадав в свои кроватки, дочки тут же уснули.

Мама, полюбовавшись на малышей, вышла в соседнюю комнату и села за стол. Девочка в ней улыбнулась и вывела на листе бумаги большими ровными буквами:
"НЕЗАБУДКА".

17.06.2010


Рецензии