Пробуждение

Март. Великий пост. Неделя Иоанна Лествичника (того самого, который написал одну очень хорошую книгу. Она называется «Лествица»). Очередная пробежка в магазин. Душно. С утра раскалывается голова и безумно хочется поспать. Но – надо. Заталкиваю в сумку пакет, натягиваю сапоги и – бегом. Быстрее отделаться и лечь отдохнуть, пока не завелись два «вечных двигателя», спящих в соседней комнате.
Делаю последний круг по дому (а вдруг опять что-то забыла?) и вылетаю на улицу. Пробегаю метров десять и вдруг понимаю, что не могу смотреть вокруг – только на свои ноги. Всё настолько искрится и сверкает, что глаза просто слепнут. А я ведь точно помню, что снег вчера был грязно-серый, под стать тоске Великого поста. И вдруг в одну ночь мир преобразился, встречая воскресный день. Земля сменила нищенские лохмотья на белоснежное покрывало. Нежный пушистый снег играет каждой гранью, будто в ткань вплетены миллионы драгоценных камней.
А небо…  Как же давно не было такого неба!!! Всю зиму – низкое, тёмное, усталое, да ещё колючий ветер, пронизывающий до самых костей. А сегодня – сочное, яркое и… тёплое! Ну конечно, тёплое, совсем не такое, как зимой. Ведь солнышко наконец-то греет! И воздух от этого свежий, лучистый, весёлый. Он поёт на тысячу голосов, потому что птицы в это воскресенье впервые почувствовали весну. Мой слух, наконец, открылся, и в чугунную голову ворвалось счастливое щебетание. С ним слились воедино шелест наливающихся соком ветвей, журчание воды, мчащейся по дороге тонкими ручьями, звон настоящей живой капели.
Шаги невольно замедляются, и вот уже не бегу, а плыву сквозь чудо. Рассеянно проплываю по магазину и снова устремляюсь к свету в конце тоннеля, льющемуся из распахнутых дверей. Сладкий, ароматный воздух с новой силой врывается в мои лёгкие, разливая по всему телу лёгкость и силу. Забыта спешка, исчезла усталость. Губы растягиваются в нелепой улыбке и всё шепчут, шепчут: «Слава Тебе, Боже! Слава… Слава…»
Новая плащаница расползается под лезвиями солнечных лучей. Обнажаются от снега чёрные кости земли. Ступаю по ней, ощущая тепло в недрах. Глубоким низким голосом земля говорит со мною, и слова в этом гуле сливаются в тихую песню:

Дитя моё! Ты, знаю, наблюдало:
Оплакивал меня листами лес,
Дождями меня тучи умащали,
Покрыла меня снегом длань небес.

Погребена, повита пеленами,
Всю зиму я во гробе провела.
Недвижима, нема и бездыханна –
Воистину тогда я умерла.

Но властный голос говорил со мною,
Он повелел – и я должна восстать.
Воскресну я! Послушна дивной воле,
Я стану зеленеть, цвести, дышать.

Смотри, дитя, на чудо воскресенья!
И ты – земля, и в землю отойдёшь.
Приму тебя в объятья, без сомненья,
Как любящая мать, когда придёшь.

Но будет глас к тебе – и ты восстанешь.
Он призовёт тебя, преобразит.
Так знай же, чадо, помни, что предстанешь
Ты в этот миг престолу Судии!

Земля поёт. Она дышит у меня под ногами. Её грудь вздымается подо мною, стук её сердца отдаётся внутри моего.

Придёт мой день, моя весна.
Но я так и не научилась смотреть на свежевыпавший снег!
- а одежды Позвавшего будут сверкать ярче снега.
Но мои глаза так и не смогли взглянуть на солнце!
- а Лик Его будет светлее солнца.
Но думать об этом страшно и горестно
- А Он велит радоваться сегодня.
Сегодня все голоса сливаются в весенний гимн Творцу
- и я вторю ему, забываясь:
«Слава Тебе, показавшему нам свет!»
- и несётся отовсюду разноголосое «Аллилуйя!»

Мой путь завершён. Ступаю на крыльцо. Как низок дверной проём, когда возвращаешься из-под небес! Как темно и невзрачно внутри! И снова слепну, на этот раз от недостатка света. Глаза пытаются различить очертания, а душа созерцает Творение. Весь мир готовится к Пасхе. Всё очищается постом. Все уже давно у престола Создателя, каждый на своём месте. И лишь мы сидим во мраке, изнывая от сонной тоски. А Великий День всё ближе. И будит Господь неустанно уснувшие души:
- Вставайте! Бодрствуйте со Мною!

Кажется, сегодня проснуться время мне…

P.S. Через несколько дней я случайно окажусь в гостях у друзей. Мне дадут почитать книгу. Очень хорошую книгу. Она называется… «Лествица».

06.05.2010


Рецензии