Заворачивая порошки...

 Ателье "Смерть мужъям" и магазин "Берёзка" – на Невском...
В этом ателье я только один раз купила готовую блузочку, заказать там что–либо было практически нереально. Рядом со входом в ателье – на стене дома висела табличка, сохранившаяся с поры блокады: "Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна."
   
В "Берёзке был отдел, где продавались товары за валюту. Валюты я "живьём" и в глаза никогда не видела. А вот у моей подружки Вали, с которой мы вместе работали фасовщицами в Елизаровской аптеке, был знакомый мальчик Витя –моряк, и он из плавания привозил Вале "инвалютные рубли" – боны. Помню, Валину кофточку из "Альбатроса" обсуждали всем коллективом.
Я работала в аптеке только потому, что мне нужна была справка для вечернего факультета ЛИТМО. Это было единственной возможностью работы на полставки, и то – по блату. А блат у меня имелся. Мой дедушка, тогда уже пенсионер, много лет проработал заместителем начальника главного аптечного склада (понятно, что должность выше заместительской ему "не светитла", и понятно – почему). Но и такое служебное положение в аптекоуправлении считалось высоким, дедушку очень ценили, сделать любезность для его внучки почиталось честью. Так я попала в аптеку, полагая эту работу случайной и бесполезной, хоть и удобной и дающей мне время для занятий.
Теперь, почти через 40 лет, понимаю, что в жизни ничто не случайно. Это были совсем даже неплохие годы. Я познакомилась с интересными людьми, профессионалами. Заворачивая порошки или разливая по бутылочкам микстуры, я наблюдала за работой фармацевтов и о многом теперь могу судить с позиции человека сведущего. Аптека – сложная и многопрофильная структура.
И в практическом плане кое–чему научилась. Очень удобно, например, оформлять любые упаковки в форме аптечного "порошка" – компактно и не требует никаких дополнительных "причиндалов". А без воронки перелить жидкость из трёхлитровой банки в маленький флакончик – слабо?
Конечно же, я не теряла надежды найти более подходящее для моей будущей профессии занятие, но...
Мой папа, 20 лет руководивший отделом в организаии, имеющей прямое отношение к вычислительной технике, не мог помочь мне с трудоустройством, ему было "неудобно". Однажды ему стало известно, что в опытном цеху ищут монтажницу на сборку печатных плат – работка, прямо скажем, не аристократическая. Но я к тому времени уже училась на третьем курсе, и работа в аптеке не устраивала деканат. Меня даже вызывали "на ковёр" и предлагали перейти на дневной факультет, мотивируя такую возможность моими высокими оценками. Видимо, предложение это я должна была счесть для себя лестным, и мой отказ выглядел невежливо. Но я решила для себя, что вольная жизнь "вечерницы" мне не надоела, да и досдавать лишние экзамены было лень. Короче, – папа "набрался наглости" (после маминой "промывки мозгов") и пошёл в отдел кадров на разведку. Но там ему отказали – по какой–то совершенно невразумительной причине. Доброжелатели не преминули донести, что ... такой–то "ищет для своей дочки тёплое место". Кстати, в бюро по трудустройству, которое я посетила позднее (чем чёрт не шутит, терять–то нечего!), мне было заявлено с сочувственно–хамелеоновской ухмылкой: "По вашей специальности вы работу в Ленинграде не найдёте." На логично напрашивающийся вопрос – а что же мне делать, получила ценный совет – менять профессию. Тогда я впервые подумала: а не проще ли сменить страну?
Было ли это чем–то вроде предчувствия – трудно сказать. Но именно тот год стал для меня первым шагом долгого пути: вскоре узнала о планируемом отъезде близких людей...
   
На работу я устроилась позднее – без всякого блата, но это уже совсем другая история.
Валя окончила фармацевтический институт, вышла замуж за своего мальчика и уехала домой – в Симферополь. Одно время мы переписывались, но потом как–то так получилось, что мы друг друга потеряли. Как только я "подсела на интернет", начала её искать, да всё бесполезно. И вот недавно совершенно незнакомый человек, увидев моё старое объявление на симферопольской странице LiveJournal, взялся мне помочь. Нашёл адрес и телефон Вали, а когда не смог дозвониться, поехал к ней домой – на другой конец города, чтобы проверить, она ли это.
Так я нашла свою давнюю подружку. Она мало изменилась внешне, – такая же милая и улыбчивая. Живёт в Симферополе, заведует аптекой, вырастила красавца–сына (он тоже фармацевт), теперь пестует внука. Только мальчика Вити больше нет. На него напали хулиганы, избили, долго лежал в коме, родные делали всё возможное и невозможное, но – не спасли...
   
А в магазине "Берёзка" я купила себе первое в жизни колечко – за первую в жизни зарплату. Это колечко из чернёного серебра с аметистом ношу до сих пор.

  2011


Рецензии
Очень жизненный рассказ и достоверно отражены питерские реалии!

Галина Врублевская   08.09.2019 22:18     Заявить о нарушении