Где похоронен Ногай?

Факты истории

«Суверенная, неделимая Россия, страна сильная духом, богатая нравственными традициями, историей и победами – это наш путь» - слова из Послания Президента РФ В.В. Путина проникнуты любовью к своей стране. Они обращены к нам, сегодняшним гражданам России. Но Россия сегодня и завтра не состоится без знания своей истории, без преклонения перед подвигами предков, которые любили свою Родину не меньше нас и не жалели жизни во имя процветания своего Отечества. Значит, не зря мы периодически обращаемся к памяти наших легендарных предков.
Последнее сражение
После смертельного ранения на поле боя Ногая вынесли тайно, и никто   определенно не знал, куда и в каком направлении. Весть о его ранении молниеносно распространилась по обе стороны враждующих и возымела оглушительное действие. Даже среди войска хана Токты, его противника, эта весть не вызвала радости.
Две противоборствующие сто- роны, яростно вступившие в схватку друг с другом, вдруг остановились, как будто оказались парализованными столь трагической вестью. Никто пока точно не знал, погиб ли легендарный Ногай, но слухи о его ранении будто отрезвили всех. Воины хана Токты только теперь осознали, что они сражались против самого Ногая, под командованием которого они до недавнего времени ходили в атаки и никогда не знали поражения. Великого полководца в войсках Золотой Орды обожали. Ногая ценили за его непревзойденный ум, справедливое отношение к простым воинам и смелость. Все знали, что он дорожил жизнью каждого воина и никогда не допускал бессмысленной гибели своих людей.
Установилась странная ситуация. Войска Великого Ногая были в ярости и  полны решимости  сражаться, но не могли этого сделать из-за смятения в стане врагов. Противная сторона, вместо того, чтобы воспользоваться гибелью предводителя, засылала гонцов узнать о состоянии здоровья Великого Воина.
Хан Токта первым велел своим войскам отойти в лагерь. Он понимал, что в такой ситуации призывать войска к бою безрассудство.
Истекавшего кровью полководца сыновья в сопровождении личной гвардии Ногая отвезли к калинам – высшему жречеству кипчаков, верховным жрецом  у которых являлся сам Великий Ногай. Жрецы остановили кровотечение у восьмидесятилетнего Воина и тайно от всех увезли в неизвестном направлении.
С тех пор Верховного жреца Ногая нигде не видели. Сколько он после ранения прожил, никто не знает. Не знал никто также  и где он похоронен.

Загадка для археологов
В начале 80-х годов  XX века в Институте археологии Украины, который был размещен под крышей бывшего Выдубечского монастыря, происходили весьма интересные события.  Из высокого деревянного ящика-чемодана с величайшими предосторожностями археолог Юрий Рассамакин извлекает необычайно хрупкие, готовые рассыпаться, цвета серо-землистого, похожие на кору древнего дерева ткани семисотлетней давности.
Из отчета начальника Запорожской экспедиции Виталия Отрощенко и Юрия Рассамакина об открытии богатейшего кургана на реке Молочной становится понятно, что данная археологическая находка - настоящая сенсация.
В кургане был похоронен мужчина старше 50 лет.  Он буквально засыпан уникальнейшими предметами. Наиболее интересные вещи лежали внутри деревянного саркофага, закрывавшегося на четыре цилиндрических замка: сабля, три ножа, кольчуга, щит, колчан, налучье, позолоченный шлем. Дальше перечисляются богатейшие одежды – шесть кафтанов из шелковых тканей; дорогая посуда – курильница и чаша. Имелись  украшения – два золотых перстня с камнями, две плетеные гривны из золота и электра, три парчовых пояса с серебряными пряжками. Все вещи позолочены.
На груди умершего массивная цепь, сплетенная из электровых проволочек, а в правой руке зажата распрямленная золотая гривна – знак особого достоинства.
Справа у головы – курильница, аксессуары верховного жреца. Роскошный кубок – курильница на высоком поддоне. Археологи утверждают, что это творение средневековых западноевропейских ювелиров напоминает стилизованное «древо жизни»; его венчает распустившийся на острие крыши цветок. Необычно оформлена и внутренняя поверхность кубка: на полусферическом серебряном фоне симметрично расположены четыре медальона с изображением быка, орла, льва и грифона. Со дна чаши поднимается золотой цилиндр, на него передними лапами опирается золотой лев с агатовыми глазами. Лев тянется языком к шишке пинии, которой завершается цилиндр.
Наиболее  дорогие находки – погребальные одеяния – оказались наименее сохранившимися.
Еще в ходе раскопок археологи были убеждены, что в кургане похоронен половец (кипчак). Об этом свидетельствовали и обряд погребения, и другие вещи, например, лепная керамика, которую находили в насыпи и в погребении. Антрополог однозначно отмечает слабо выраженные признаки монголоидности черепа погребенного, характерные для средневековых обитателей восточноевропейских степей, и, в частности, для половцев.
Масштабы погребального сооружения, богатство погребального инвентаря и золотой жезл правителя в правой руке свидетельствовали о том, что в кургане похоронен знатный воин. Велика вероятность, что покоился здесь глава одного из племенных половецких союзов. Это подтверждается и родовым знаком половецкого племени кипчаков, обнаруженным на поясной чаше.
Специалисты безошибочно определили, что все вещи, сопровождавшие умершего, и его одежда были византийского происхождения.  Но вот загадка. Что это за половец, который похоронен так богато, и, главное, когда это случилось?
По мере того, как ученые скрупулезнейшим образом изучали эти предметы, рисуя каждую складку, каждую бусину и бляшку, каждый шов, каждую вытачку и сборку, обнаружилось, что кафтаны были не ношенные.
Ученые в Украине и в Москве стали выдвигать разные версии. Грабеж был исключен сразу. Наличие орденов наталкивало на мысль, что император Византии скорее всего кого-то наградил. Вопрос в том,  который император и кого наградил?
Перебирали известные имена половецких ханов. Ведь  многие события XII-XIII веков нашли свое отражение в письменных источниках. Половецкий хан Кобяк был пленен и убит в Киеве. Хан Тоглый прославился своим походом на Византию, а в 1193 году вместе с другими главами половецких союзов заключил мир   с князьями Киевской Руси. Однако связать с погребенным никак не получается.
Знать бы, кто из половецких лидеров знал греческий язык. Распрямляя складки ткани, реставратор увидел фигуры архангелов в обрамлении узора из завитков и кринов. У ног одного из архангелов была вышита крохотная фигурка человека с протянутыми вперед руками, а вокруг нее шла надпись по-гречески. Человек, изображенный в позе, по мнению специалистов, не библейский персонаж, а реальное лицо. И греческая надпись связана именно с ним: он просит о помощи.
Но и здесь нет имени.
Могила великого воина
Наиболее вероятная фигура для исторической идентификации погребенного в Чингульском кургане – хан Котян (султан Котен), но хан Котян был убит и похоронен в Венгрии.
Фигура  исторического персонажа эмира Ногая, в истории более известного как темник или хан Ногай, историками в этом списке рассматривается в самую последнюю очередь, да и то вскользь. По их мнению, версия с Ногаем кажется совершенно не логичной.
Вся беда в том, что историки находятся в плену укоренившегося заблуждения, будто темник Ногай является чингизидом, и к половцам-кипчакам, якобы, имеет самое отдаленное отношение. А если быть хоть чуточку объективным и более внимательно присмотреться, то поводов для идентификации фигуры Ногая с погребенным более чем достаточно.
Мы знаем, что эмир Ногай является потомком известной кипчакско-половецкой династии султанов-жрецов, внуком последнего хана Котяна (султан Котен). И унаследовал он от своих предков не только сокровенные знания тенгрианского жречества, но и территорию, на которой жили кипчаки, ею как родовым улусом владел  Ногай. И могила в Чингульском кургане расположена в центре земель так называемых «лукоморских половцев». Со второй половины XIII века эти земли являлись неотъемлемой частью улуса Ногая. Надписи на греческом языке на предметах из погребения и определенные символики могли быть вполне конкретно адресованы самому Ногаю. Ногай, помимо родного и русского языков, владел греческим языком. В преклонном возрасте он приступил к изучению арабского языка и Корана. Гумилев его называл тайным мусульманином, хотя Н. Веселовский определенно утверждает, что он по примеру Берке принял мусульманство. Скорее всего Ногай к концу своей жизни  созрел для принятия ислама, но окончательно  не отошел от некоторых тенгрианских обрядов и особенно похоронных ритуалов, которые, как правило, являются наиболее консервативными.
Что касается других предметов византийского происхождения, то авторитетный русский историк Н. Веселовский  вполне кстати использует в своей работе о темнике Ногае свидетельства византийского историка Пахимера  в переводе В. Латышева именно в интересующем нас контексте.
Сам Пахимер недвусмысленно признает, что к 70-м годам XIII века император Византии практически впал в вассальную зависимость от хана Ногая. Правда, европейский историк подобную зависимость императора  от хана Ногая пытается облачить в родственные отношения, и оживленные связи между ними преподносит как отношения между тестем и зятем. Как известно, одна из жен Ногая Ефросинья была дочерью императора Византии Михаила Палеолога.
Однако от пристального взгляда невозможно утаить, как вассал заискивает перед своим владыкой, удостаивая его поистине царскими почестями. Пахимер признается, что император, ухаживая за Ногаем, не перестает посылать ему в огромном количестве одежды и разнообразные съестные припасы. По утверждению Веселовского, Ногай с удовольствием брал съестные припасы и напитки, а также принимал золото и серебро в кубках. Что касается одежды, то он внимательно рассматривал и выражал благодарность за подарки. Однако он не испытывал особого восторга от самых изысканных царских тканей, даже если они византийские.
Трогая руками, сообщает подробности византийский историк, Ногай спрашивал у доставивших, полезен ли, например, головной убор для того, чтобы голова не испытывала ничего дурного и не болела. Или, может ли жемчуг, которым он усыпан, защищать от молний, отвращает ли камень удары грома, так, чтобы носящий его не был поражаем громом. Наконец, способствуют ли драгоценные одежды здоровью тела. Если они отрицали, то он отбрасывал их или, поносив немного, дабы соблюсти приличие, снимал и тотчас же надевал привычную овчину, как свидетельствует  историк, которая обладала неисчислимыми полезными свойствами.
Далее Пахимер утверждает: «Дерзость татар мы еще удерживали не мужеством войск, а дружественными, или, лучше сказать, рабскими пожертвованиями, вступали с ними в родственные связи и посылали им подарки, иногда превосходные и величайшие».
Нет никакого сомнения, что такие интересные сведения были известны нашим историкам. Их с пути, естественно, сбивала версия искаженного происхождения Ногая.
Как бы там ни было, тайна кипчакских жрецов, которые похоронили своего вождя тайно от всех, можно сказать, раскрыта. Мы теперь знаем, где был похоронен Верховный жрец, стратег и полководец, политик и государственный деятель, праотец ногайского народа – Великий Ногай.
В течение 700 лет его могила оставалась нетронутой. Ни один грабитель не дошел до могилы. И через семь столетий не разграбленные предметы из захоронения оказались в руках людей, движимых жаждой к знаниям, стремлением познать мир предков, обуреваемых желанием вывести из небытия имена выдающихся личностей, идеи и дела которых достойны продолжения их потомками.
И пусть описание погребального кургана советскими археологами позволит нам приоткрыть завесу к тайнам тенгрианских жрецов.
«Место для погребального сооружения было выбрано обдуманно — курган стоял на краю высокого коренного берега реки Чингул, над необозримой поймой, там, где река Молочная круто поворачивает на юг и принимает на себя воды Чингула. Глубокую могильную яму вырыли на вершине более раннего небольшого курганчика бронзового века. Насыпь сооружали долго. Строительным материалом для нее служили куски дерна, нарезавшиеся неподалеку, в долине реки.
К моменту совершения погребальной церемонии вокруг могилы образовался вал с тремя проходами, а вокруг него кольцевой ров, тоже с тремя проходами внутрь. Диаметр рва — 62 метра, ширина — 1,5 метра, глубина — 1,2 метра. Такая конструкция насыпи, несколько напоминающая скифскую, прослежена для позднекочевнических курганов впервые. Грабители не проникли в курган. Вокруг могилы были уложены пять парадно убранных и оседланных лошадей и напутственная пища — десять разрубленных бараньих туш. Питье, вероятно, находилось в двух византийских амфорах».
Теперь мы можем сказать, что до 1981 года могила Ногая находилась на Украине в селении Заможное Токмакского района Запорожской области. В результате археологических раскопок останки были вывезены. О дальнейшей судьбе останков, к сожалению, нам ничего не известно. Очень хочется верить, что наши современники отнеслись с должным уважением к памяти погребенного и подобающим образом перезахоронили  его останки.


Рецензии