карточка

             Помню те времена когда у богатых людей были кошельки, а в кошельках были деньги.  У бедных же в кошельках было не густо, а у некоторых кошельков и вовсе не было.  Конечно, богатые покупали себе дорогую одежду, жили в больших красивых квартирах, и вообще могли позволить себе многое. Некоторые богатые люди даже покупали себе автомобили, тогда как бедные не всегда знали чем поужинать, особенно в последние дни перед зарплатой. В те, не очень то далекие времена не принято было делить людей на бедных и богатых. Все были равны. Несмотря на то, что все люди тогда были равны, отличить богатого от бедного было легко, при определенной сноровке, конечно. Вот, в буфете, например, или в каком другом общественном месте, оглянешься по сторонам, и все понятно сразу. Вон, женщина с двумя авоськами, идет быстро, смотрит под ноги- туфли бережет- они у неё одни и не дай бог чего с ними случится! Тогда  либо новые туфли, либо семья сыта неделю. Бедная женщина.  А вон идет солидный такой мужчина в куртке благородного желтого цвета, с портфелем. Всё кожаное. Идет медленно, смотрит прямо, спокойно. Богач. Точно. Очень четко в людях разбирались работники торговли. Чаще это были женщины. Стоит такая за прилавком. Смотрит на собравшихся. Приценивается. Доли секунды хватит ей безошибочно вычислить, кому улыбнуться пошире да постараться задержать клиента добрым взглядом, а на кого зыркнуть, как на червяка безродного и избавиться поскорее.

             Пожалуй, лучше женщин продавцов в сегменте " бедняк - богач " разбирались только мошенники. О, эти профессионалы, чье искусство забрать чужое и не получить по морде, отточенное веками практики и миллионами разбитых носов,  могли определить наличие денег у человека даже не смотря в его сторону. По запаху. Вроде это называется "запах денег". А может просто парфюм у богатых был такой, особенный. Точно не знаю, но богатые всегда боялись мошенников, так как знали о их проделках не понаслышке и понимали, что за помощью, если вдруг чего случится,  обращаться не к кому и ворованного им никто не вернет.

            Интересные времена были. Сейчас другое дело. Сейчас лучше. Ну понятно, бедные и богатые никуда не делись. Но вот так легко, с первых секунд уж и не определить в толпе, кто действительно богатый, а кто так... Хочет быть похожим. Сейчас можно легко купить дешевую одежду, которая с виду как будто бы и дорогая, машину имеет каждый, да не по одной. А  походка? Теперь почти у всех походка гордая, независимая. Попробуй разбери, кто есть кто с первого взгляда. В кошельках теперь не деньги, а пластиковые карты. Очень удобная вещь. Не надо денег с собой носить. Носи только эту карту и все. Ей и расплачиваться можно и не видит никто, сколько у тебя денег на самом деле. Последний факт, кстати, заставил мошенников взяться за учебники и повысить уровень своего образования, так как для мошенничества теперь открылись новые горизонты и огромное количество непроторённых дорожек. Нам на работе всем выдали такие карты. А чтобы защитить нас от мошенников, к каждой карте прилагался специальный код. Мне достался код 8082. Или 8280? Постоянно путаю.

           Думая так, я всё чаще поглядывал на мигающую лампочку в приборной доске своего старенького volvo. Электронный механизм сообщал, что в баке практически нет бензина. Черт! Как же это я раньше не позаботился об этом? Думал доеду, а с этими пробками... Да ещё не запланировано пришлось сделать крюк по городу. Лампочка уже не моргала, а светила постоянно красным светом. Это означало, что авто может проехать ещё пару километров. А до заправки, где я заправлюсь всегда и с хорошей скидкой ехать порядка двадцати пяти километров. Не доеду. Точно. Вот всегда так! Не во время, не к месту и не по делу! В голове пронеслось: " как снег на голову, мне на голову упал снег" - это так наша учительница по русскому языку приводила пример ужасного понимания и использования великого и могучего. К чему это я? Снег какой то! Нервничаю. Машина того гляди заглохнет. Я стою в пробке.

          Что делать? Идти с канистрой искать бензин? У меня нет канистры. Вот ведь напасть! А деньги то у меня есть? Начинаю хлопать себя по карманам и кармашкам. Глупое в общем то дело, учитывая, что я точно знаю- денег у меня нет. Мгновенно в мозгу проносится внешний вид последней тысячи рублей, которые полчаса назад я собственноручно и без принуждения отдал товарищу, у которого её же и брал в долг в начале недели. Тьфу! Знал бы, не отдавал! Пару дней для него ничего бы не изменило, а вот у меня - ситуация! Во внутреннем кармане обнаруживаю банковскую пластиковую карту. Спасение! А что спасение то? Я даже не знаю есть на ней деньги или нет.

          Дело в том, что такие карты выдали нам исключительно для удобства. Туда перечисляются заработанные деньги, а человек уж сам тратит их как и когда захочется. Богатые люди так и делают.  У бедных всё несколько проще. деньги им конечно поступают, но нерегулярно и сумма всегда небольшая. Поэтому бедные просто снимают все деньги сразу и потом, экономя на всем, тянут их до следующего поступления. При таком использовании этого поистине великого изобретения, невозможно оценить всю прелесть финансовой свободы, зато и денежки всегда при себе. Так сказать живьем. А карта? Что карта. раньше в кассу за зарплатой ходили, теперь к банкомату, вот и вся разница. Зато с картами все бедные стали немного походить на богатых. Ведь не знает никто сколько у меня денег на счету. Может миллион! Так то.

         Внезапно пробка сворачивает на прилегающую улицу и перед моими глазами открывается прекраснейший , в моем случае, вид на заправку. Ну точно! Шикарная заправочная  станция! Высоко над землей ярким неоном горит название фирмы, продающей бензин, чуть ниже, не менее яркий билборд с ценами на продукцию. Красивая светящаяся бутылка известного кетчупа дополняет картину. Даже персонал ходит в фирменных комбинезонах и все улыбаются. Приятно, елки палки. Сервис! Всё таки отчаиваться никогда не нужно. И опять с быстротой тени в голове мелькает: " в жизни бывает всё, даже то, чего быть не может" Не помню где прочел.

        Сворачиваю и останавливаюсь у колонки. Ну и славно! Доехал значит.
Подойти к колонке мне не позволил молодой парень в униформе. С обезоруживающей улыбкой он мастерски, обогнав меня на несколько секунд, открутил пробку топливного бака и с видом бывалого заправщика,прямо таки, вогнал пистолет в бак. Профи. Мне же, взглядом закадычного и проверенного спиртом друга, было указано в направлении к кассе. Иди, мол, друг, плати, всю черную работу я возьму на себя. В очередной раз, понимая , как же здорово жить вообще, а при нынешних темпах развития сервисных услуг и подавно, иду к кассе. По пути к прилавку замечаю мужскую фигуру, неопределенного возраста в черной форме с нашивкой на рукаве " охрана" . Что то в этой фигуре цепляло глаз. Посмотрев на охранника повнимательнее понял что. Он был неподвижен. Ну да. Сидит человек у окна и смотрит в одну точку на улицу. Совершенно неподвижен. Только чашка дымящегося кофе отдаляла его от  черты манекенов и располагала по виртуальной шкале ближе к людям.

         Подхожу к прилавку. Тут тоже подарок фирмы! За кассой девушка необычайной красоты, моложе меня по возрасту и ухоженнее по внешнему виду. Улыбается. Первая мысль - я её знаю. Не может человек улыбаться так искренне незнакомцу. Спустя минуту Понимаю, что может. Улыбаюсь в ответ. Кассирша, смотрит на меня и глаза её говорят: " я сейчас прямо выпрыгну из за прилавка, обниму тебя, мой герой! Я так рада что пришел! Что выбрал нашу фирму, наш бензин! Что не прошел мимо, что такой ты единственный и неповторимый клиент! Купи бензин и я твоя навсегда!"

         Поправляю очки, и зачем то спрашиваю, зная ответ наперед: " карточки к оплате принимаете?
- конечно. Кокетливо улыбаясь отвечает юное создание.
голосом преуспевающего делового и несомненно серьезного человека сообщаю: - девяносто пятого на тысячу. - почему я сказал девяносто пятого, когда всегда заправляюсь девяносто вторым  и почему на тысячу, когда хотел на пятьсот рублей, для меня так и осталось загадкой.
- одну секундочку! Девушка продолжает излучать тепло и радость. - вашу карточку пожалуйста?- ангельским голосом спрашивает она и протягивает белую руку с маникюром на пальцах и золотой цепочкой на запястье.
- пожалуйста- протягиваю ей свою карточку, продолжая любоваться этим милым, молодым лицом.

           Как все-таки хорошо, что жизнь не стоит на месте. Всё развивается такими темпами, что и следить не успеваешь. Только что самым большим достижением была возможность записать десять песен на кассету и слушать их на магнитофоне и вот уже флэшки, величиной с ноготь вмещают в себя тысячи песен и могут быть прослушаны где угодно, от телевизора до телефона! А телефон? Верх технической мысли! Это устройство давно перестало быть просто телефоном. Это компьютер, это настоящий помощник и может даже кому то друг! Он покажет как добраться из одной точки в другую, где вкусно поесть, где отдохнуть и как заработать. Он поможет в работе и займет в свободное время. Фото. Кино. Рисование. Общение. Чтение книг. Музыка. Игры на любой вкус. Это целый мир! Виртуальный мир!

         Всё ещё улыбаясь и мечтая о будущем, я вдруг замечаю, что выражение лица моей кассирши меняется прямо в противоположную сторону.  От улыбки не осталось и следа, в одну секунду глаза погасли, превратившись в два стеклянных шарика. Мне даже показалось, что цвет волос изменился от солнечно желтого до пепельно серого.
- а где подпись? - Строго спросила работница заправки.
- в смысле? - По инерции уверенно переспросил я.
В воздухе появились искорки. И разгорались они быстрее, чем можно было предположить.
- где подпись? - Отчеканила продавщица. - это ваша карта?
- моя...-  Уверенность в себе испарялась прямо на глазах. - А что не так?
- подписи нет!
- какой подписи? а где она должна быть? - Полностью показывая свою некомпетентность в вопросе, спрашиваю я.
-тут! Тут она должна быть! - Кассирша, тыча своим пальцем в мою карту тут же обратилась к ожившему охраннику. - Коля, подойди.

          Я кожей ощутил - неприятности начались. Подсознательно понимая, что мне лучше уйти, я протянул руку забрать свою карту, и тут же почувствовал запах табака и кофе у правого уха и мое запястье сжала довольно слабая и липкая рука.
- минуточку! - Проскрипело у правого уха. - Разберемся щас.
Надо бороться. Надо собраться. В конце концов, я то ничего плохого не сделал никому! Чего мне тушеваться то?
Собираюсь с духом- в чем дело то?!  Вот на карте написана моя фамилия! Вы что тут совсем что ли! - Последняя фраза прозвучала не очень убедительно, так как к кассирше и охраннику присоединились два мужика и какая то тетка в шубе  из очереди. Эти трое подошли к прилавку примерно одновременно со мной и теперь, понимая,  что до них дела никому нет и не будет ещё долго, стояли переминаясь с ноги на ногу и заметно нервничая.

           - может нас отпустите? - Прокуренным голосом произнесла тетка в шубе.
- подождите! - Молниеносно отрезала продавец. - Не видите что ли, что занята!
Очередь напряженно затихла. Напасть на столь сильного соперника, как кассирша, да ещё и с охранником - явная глупость.  Тем более, что просто так никто клиентов за руку хватать не будет. Схватили? Значит не просто так. Значит по делу.   Всем стало понятно, враг не кассирша. Враг - я.
- можно ваш паспорт? - С поддельной вежливостью просипел голос охранника.
- паспорта нет. Права подойдут?
- нет, права не надо. - В голосе охранника слышались нотки радости.
- почему права не надо? Там же написана моя фамилия?
- неположено! - Вижу, как человек в черной форме на глазах превращается из потерявшего интерес к жизни в бойца элитного отряда спецназа. По первому движению бровей кассирши, или еще по какому тайному знаку он готов бросится на задержание преступника, провести четко отточенный захват и победоносно защелкнуть наручники на моих запястьях.
- девушка! Ну как же так! - собираю волю в кулак и еще раз пытаюсь призвать к разуму зачинщицу раздора- карта моя! На ней моя фамилия, такая же фамилия у меня в водительском удостоверении! В конце концов я знаю код карты! Я не мошенник! Последнее я высказываю просто напирая на "не",  так как доводы о моей порядочности закончились.

           Что то в сказанном мною показалось кассирше разумным. Может неопровержимые доводы, может тон, которым я произнёс эту короткую тираду. Девушка, с явной не охотой сунула мою карту в специальное устройство, повернула ко мне какой-то девайс с дисплеем и кнопками.
- вводите свой код

          Судорожно вспоминая код и одновременно пытаясь сохранять спокойствие ввожу: восемь. Два. Восемь. Ноль. Предательский дисплей издает резкий, неприятный и прерывающийся звук. " код неверный". В очереди за мной явное оживление и нарастающее раздражение.  Мужчина, стоящий прямо за моей спиной и молчавший всё время вдруг изрёк:
- да понятно всё! Милицию надо звать!

          При слове "милиция" охранник снова активизировался. Придвинулся ко мне ближе, чаще задышал кофе мне в ухо, схватил рацию и стал что то нажимать на ней. Из рации донеслось что то похожее на "первый-первый, я чайка. Следую за красной тойотой. Пеликан, как понял? Следую за красной тойотой"   Коля понял, что вот это и есть его шанс доказать миру, что он не просто заурядный охранник и он не бесплатно пьет по четырнадцать чашек кофе за смену!  Зря они так с ним! Сейчас он им всем покажет! Кому им и что покажет Коля не знал, но твердо был уверен в своих суждениях и упускать шанс своей жизни не собирался. 

         Тетка в шубе, явно нервничая, теребя в пальцах ключи от мерседеса и обращаясь ни к кому конкретно принялась голосить:
- да что ж это делается то! Граждане! Ну сколько же можно это терпеть! Вкалываешь вкалываешь от зари до зари, а потом приходит вот такой вот- тетка кивнула прической в мою сторону- и раз все денежки и забрал! Все, до копеечки! Сажать таких надо! И надолго! Вон как раньше было: украл - в тюрьму!
"Правильно!!!" Замычала очередь. "Стрелять таких надо! Ничего святого нет! " Кто то из последних в очереди крикнул -  " руки бы им поотрубать!"
Я ясно осознал, история эта просто так не кончится. Не хотелось только, чтобы руки начали рубить прямо тут.

         Найдя лазейку среди высказываний очереди о несправедливости, я продолжил общение с продавщицей бензина.
- девушка. Давайте попробуем еще раз. Я знаю код. Просто тут у вас кнопка западает.
Девушка молча  развернула прибор с воткнутой в него моей карточкой дисплеем к себе.
- диктуйте код.
- восемьдесят восемьдесят два.
Секунда томительного ожидания. Короткое мелодичное "пи". Удивленный взгляд продавщицы.
- сколько у вас денег на счету?
- Ёлки - палки!!!!
- я не знаю сколько денег у меня на счету!

         Пик напряжения достигнут. И теперь только вниз! Быстро. Весело. Без оглядки.
-Коля, держи его! Вызывай милицию!
Запах кофе и сигарет закружился то справа то слева. Что то щелкнуло в районе моих запястий, причинив умеренную локальную боль и всеобщее унижение. Опять запищало "первый-первый... Следую..."

***

               Потом были добродушные и молчаливые парни в форме полицейских, которые смеясь и играя мной как игрушкой, усадили меня в машину. Потом был уставший и прокуренный насквозь офицер, который слушал меня без всякого интереса в пустой, темной комнате.  Был какой-то лист который мне следовало прочесть и подписать, где кроме фразы " с моих слов записано  верно" я ничего разобрать так и не смог. Переспросить офицера не получилось, так как пока я пытался разобраться в том что было написано на листе, офицер давно уже был занят другим , видимо, более важным делом. Была сонная женщина, одетая в полицейскую форму, которая без слов и эмоций выдала мне ключи от машины, шнурки и злосчастную пластиковую карту
Потом был еще какой-то веселый полицейский, который стрельнув у меня сигарету на крыльце мило указал мне направление, откуда меня привезли.

            Шлепая в указанном направлении, увидел банкомат, вмонтированный в жилой дом. Не без трепета сунул в него карточку, набрал код. Со второй попытки снял тысячу рублей - всё что было на моём счету. 

           Когда я добрался до машины, было уже поздно.  Луна светила ярко и по доброму.   "Сколько же миллионов лет  она светит вот так по ночам. Освещая влюбленных на лавочке, разных типов, промышляющих по ночам, друзей, засидевшихся до поздна... Все для неё равны и всем достанется поровну её магического, белого света... Так уж случилось, что луна всегда есть и будет спутником тоски, спутником депрессии и размышлений. Через тоску происходит очищение. День пора действий, ночь - анализа. Очистившись ночью, новый день - как новая жизнь.   Поэтому и утро вечера мудренее..."

          Выкинув не докуренную сигарету в урну, я шагнул на территорию заправки.  По прежнему красиво горели цены, реклама кетчупа и название фирмы, торгующей бензином. Непрерывно Подъезжали и уезжали автомобили. Жизнь текла своим чередом. Подкатив, отказавшийся заводиться автомобиль к колонке,  дважды Проверив наличие денег в кармане пошел к знакомой кассе.

          Кассирша, излучая свет всеми фибрами своей души, улыбнулась мне от входа, как старому знакомому.
- здравствуйте! Слушаю вас! - Пропела она.

          Все вокруг было такое душевное и хорошее, девушка за кассовым аппаратом излучала такое радушие, что я даже несколько растерялся. Мне на миг показалось, что все случившиеся сегодня было сном. Ну да, ехал в пробке, кончился бензин, сидел, слушал радио и уснул. И только краем глаза заместив  в углу Колю я понял, что все это не сон и я  не сошел с ума. Коля сидел к прилавку вполоборота, пил кофе и смотрел на улицу через большое окно. В стекле отражалось его лицо. Оно было такое грустное, что никакая луна не могла сравнится с космической пустотой в его глазах.  С его бесконечной, глубочайшей безысходной тоской.
Машины подъезжали и уезжали. Жизнь текла своим чередом.

      07.02.2014

 


Рецензии