Интервью с Вячеславом Сергеечевым

Уважаемые читатели Проза.ру, предлагаю вашему вниманию интервью с Вячеславом Сергеечевым, которое было взято у него на сайте Парнас. Приятного вам чтения.




Вячеслав Сергеечев: "...только в смирении есть душевный покой”
15 февраля 2014 - Марина Попова


Уважаемые парнасцы, рады вновь приветствовать вас в нашей Жемчужной комнате. Сегодня у нас в гостях - поэт, писатель, аранжировщик, автор-исполнитель песен, композитор, скрипач, директор концертного объединения  "Доминанта”, Вячеслав Фёдорович Сергеечев из города Москвы.

Беседует с Вячеславом наш интервьюер, Марина Попова.

М.П.: - Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, уважаемый Вячеслав! Рада Вас приветствовать в Жемчужной комнате Парнаса. Вячеслав, в качестве вступительного слова  расскажите нам, пожалуйста, о себе.

В.С.: - Здравствуйте, Марина!
"Я родился в 1937-ом году, на который пришёлся пик сталинских репрессий,”10 февраля в день столетия гибели великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина. "в городе Перово Московской области. Это сейчас Москва и совсем не окраина. А тогда это место было за городом, и далеко не самым лучшим, если не сказать дырой. Но мы, жители нашей улицы, считали, что живём в Чухлинке, так как рядом с нами была платформа Чухлинка. ... Родился я в деревянном, двухэтажном бараке, где все удобства были на улице. Кроме света ничего не было. Свет был точно - это помню. Бараки стояли ровными рядами. Было их более десятка, - до самой платформы Чухлинка. А построил эти бараки мой отец - Сергеечев Фёдор Андреевич. ... Был он архитектором, и сам же в одном из этих бараков и поселился с моей мамой - Панариной Марией Анисимовной.”
После отца остались в Чухлинке несколько картин маслом. Думаю, что именно от него у меня появились небольшие способности к живописи и оформительскому искусству. А от мамы мне досталась любовь к литературе и способность к сочинительству, которую я реализую, с божьей помощью, по сей день. Более подробно я рассказал о своем детстве в повести «Чухлинское детство».

Моя мама, Панарина Мария Анисимовна, (по образованию бухгалтер), очень любила поэзию, сама немного писала стихи, обожала великого Пушкина и предлагала назвать меня в его честь - Александром. Но мой отец, Сергеечев Фёдор Андреевич, настоял на имени Вячеслав, ссылаясь на то, что у Пушкина отчество Сергеевич, и если назвать меня Александром, то возможно в моей жизни будут возникать ненужные ассоциации.
***
Калинка (Посвящается моей маме, Панариной Марии Анисимовне.)

Под обрывом калинка
Одиноко росла.
Вся тонка, как тростинка,
И весной не цвела.
 
"Что стоишь ты в низинке,
Ветви в пыль опустив?
Ведь тебе сиротинке
Не взойти на обрыв.
 
Не увидеть округу,
Даль холмов и полей.
Не побегать по лугу,
Где петляет ручей.
 
Ветер, баловень свежий,
Не остудит в жару.
Только коготь медвежий
Обдерёт всю кору.

Солнца луч золотистый
Не пригреет тебя.
Пылкий тополь ветвистый
Не обнимет любя".

Жизнь прекраснее сказки,
Божий дар, благодать!
Без любви же и ласки
Счастья нам не видать.

Я увидел тропинку,
И спустившись со скал,
Горемыку калинку,
Как сестрёнку обнял.

И тогда сиротинка
Чувств сдержать не смогла.
В одночасье калинка
Пышно вдруг расцвела.
***

Образование у меня техническое, к литературе не имеющее никакого отношения. Всю свою жизнь я проработал в различных закрытых НИИ по электронике, или как тогда называлось – в «ящиках», на невысоких должностях. Имею небольшое музыкальное образование - окончил вечернюю музыкальную школу по классу скрипки.

Холост, женат никогда не был. Живу я на сегодняшний день в Москве.

Наград и званий не имею. Получил несколько грамот за рационализацию и ударный труд. Два диплома победителя конкурса афоризмов. Победитель конкурса о войне - «Сталинский альбом» на Парнасе.

Всю жизнь любил заниматься спортом, фотографией, туризмом, подводной охотой.
На сегодняшний день я написал роман, повесть, несколько десятков рассказов и сказок, музыкальных композиций.

М.П.: - Вячеслав, прочитала в Вашей повести"Чухлинское детство”, что Вы десять лет смотрели на звездное небо, можно сказать, жили среди звезд. Сейчас Вы во сне не путешествуете в Космосе?

***
Ночь.

Закат, сияя красной медью, гас.
Венера робко первой засветилась.
Неброское созвездье Волопас,
Как вол неторопливо появилось.

Огромной шалью, чёрною как смоль,
Прикрылось небо, на ночь засыпая.
Но, видимо, побила её моль,
И в дырах звёзды светятся, мерцая.

Упругим коромыслом Млечный путь
Повис, весь небосклон пересекая.
А в небо, будто кто-то бросил ртуть.
Небрежно, словно бисер, рассыпая.

Чарует ночь сияньем ярких звёзд,
Зовёт в пучину бездн бескрайней дали,
К таящимся созвездьям пышных грозд
Иных миров, без боли и печали.

И чудом удивляла эта ночь,
Раскинувшей шикарный хвост кометой.
Постой! Не улетай от нас ты прочь,
Ведь быть тебе поэтами воспетой.

Томила ночь щемящей темнотой,
Пугала недоступностью познанья.
Лишь виделось: Величье и покой,
Гармония и тайна Мирозданья.
***

В.С.:- Звёзды – это моя страсть! Глядя на них, понимаешь всю нашу земную бренность и малозначительность. Во сне не путешествую, чаще всего борюсь с многочисленными земными трудностями. Преодолеть их во сне не удаётся. Но в нашей земной жизни нам следует бороться с трудностями настойчиво, упорно, и только тогда можно надеяться на успех.

***
«Десять лет я работал в НИИ Прикладной Физики, где аппаратура, которую мы разрабатывали и использовали, была нацелена именно на звёзды.

Основой нашей работы были ЭОПы, (Электронно-оптические преобразователи), которые спаривались с гигантскими оптическими телескопами. ЭОПы улавливали даже одиночные кванты света, – фотоны, – исходящие от очень удалённых источников света, то есть от далёких звёзд с края Вселенной. Это позволяло увидеть Вселенную на много миллиардов лет назад, когда она только что образовалась, ведь свет от этих звёзд только сейчас до нас дошёл. Далее усиленный и обработанный сигнал поступал на цветной монитор (телевизор).(Чухлинское детство)
***

М.П.: - Ваши первые впечатления от соприкосновения с дальними мирами.

В.С.:
«Когда я в первый раз взглянул в телескоп на Луну, то был просто ошеломлён величественностью зрелища. На Луне я видел кратеры, «моря» и горы. Моему восторгу не было предела. Луна была настолько сильно приближена, что казалось – протяни руку, и ты коснёшься её поверхности...

...Работали мы на великолепном телескопе с диаметром зеркала в 2-а метра...

...Более интересной были поездки в Симеиз, где крошечная обсерватория располагалась на склоне горы Кошка, что неподалёку от Ялты. Это было живописное место, ютящееся среди нагромождений скал, с которого был великолепный вид на море. Обсерватория в Симеизе не имела больших телескопов. Работали мы на небольшом телескопе, примерно в 60-ят сантиметров диаметром. Но и этого диаметра хватало, ибо наша аппаратура имела очень высокую чувствительность. Иногда этот замер и являлся решающим, та как все другие обсерватории, обслуживаемые нашим НИИ, были закрыты тучами. Здесь мне хорошо удалось рассмотреть Юпитер, так как он тогда был наиболее близок к Земле. На Юпитере было видно знаменитое юпитерианское завихрение, обусловленное высокой скоростью ветров на планете, которая может превышать 600-от километров в час. Это устойчивое гигантское завихрение по своему размеру превышает диаметр Земли и наблюдается нами более 300-от лет. Завихрение вращается против часовой стрелки и делает полный оборот за 6-ть земных суток. Весь Юпитер выглядел кроваво-красным. Не напрасно его в древнем Риме нарекали верховным богом войны и победы, богом громовержцем и метателем испепеляющих молний....
...
Кстати об эволюции Галактик. Галактики разбегаются, но бывают и исключения. Наша с вами Галактика через много миллионов лет налетит на Туманность Андромеды, которая при детальном её изучении оказывается тоже Галактикой, только в 50-ят раз более большой, чем наша Галактика. В центре каждой Галактики находится «Чёрная дыра», которая поглощает всё окружающее её вещество, то есть ближайшие звёзды и межзвёздную пыль. Увидеть напрямую «Чёрную дыру» невозможно, так как свет из неё не может преодолеть гигантское притяжение... »(Чухлинское детство)
***

М.П.: - И вот Судьба Ваша (не без Вашего активного участия) распорядилась так, что со звезд Вы спустились на Землю. И пусть здесь Вы тоже вращались среди звезд, но уже земных. Не тянуло ли Вас обратно в небо?

***
На одной из полян Терлецкой дубравы была концертная эстрада с многочисленными лавочками. Директор Терлецкой дубравы Цветков Владимир Ильич, предложил мне проводить концерты по субботам и воскресеньям на этой эстраде в летний период. Более удачного предложения в своей жизни я никогда не имел. Я с радостью согласился.

Финансовую сторону этих мероприятий обеспечивал директивно Владимир Ильич. Он через Исполком обязал все предприятия, входившие в наш административный округ, отчислять деньги на культурные мероприятия в «Доминанту». А я на эти деньги обеспечивал проведение концертов по субботам и воскресеньям. Деньги удавалось «выбить» из предприятий небольшие, но их хватало на то, чтобы с Мая и по Октябрь каждые выходные дни на эстраде Терлецкой дубравы проходили концерты, собиравшие со всей окрестности многочисленных зрителей.

Концерты имели огромный успех. За эти годы было проведено огромное количество всевозможных концертов больших коллективов и отдельных солистов. Как-то к нам в Терлецкую дубраву приехали даже артисты Московского театра оперетты. Около трёх часов они показывали фрагменты самых известных оперетт Кальмана, Штрауса и Дунаевского. Успех концерта был огромным. А однажды был даже концерт Большого симфонического оркестра Московской областной филармонии под руководством дирижёра Дмитрия Орлова. Это было для нашей скромной Терлецкой дубравы событием большой значимости.

Продолжительность вечерних концертов была до 3-ёх – 4-ёх часов. Кроме того, частенько днём проводились детские концерты, если оставались деньги. А каждое утро в нашей дубраве по выходным дням играл духовой оркестр или проводились лекции Московского общества «Знание». (Терлецкая дубрава)
***

В.С.: - Я работал по звёздам в НИИ Прикладной физики 10 лет. После этого ушёл в авторскую песню. О расставании со звёздами я не жалею. Авторская песня меня вполне устраивала.
***
– Директор нашей обсерватории, – член корреспондент Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, академик Евгений Харадзе, – придумал остроумный способ контроля за работниками своей обсерватории. Дело в том, что он часто разъезжал по международным симпозиумам, а когда возвращался, то не находил в отчётах, проведённых работниками его обсерватории в его отсутствие, научных результатов. Он всегда читал одну и ту же надпись: «Облачность, наблюдения не проводились».

Разгадка этого явления была простой. Учёные астрономы за многие годы наблюдений так намаялись со своими ночными бдениями, что в отсутствие начальника просто отсыпались в своё удовольствие даже в самые безоблачные ночи.

И тогда Харадзе поставил на крыше своего административного здания прибор, который фиксировал звёзды на фотопластинке, его помощник, при наступлении темноты, ставил пластинку на крышу и ложился спать. После каждой ночи он утром проявлял пластинку, где и отпечатывались длинные полудуги от следа поворачивающихся звёзд.

Но астрономы были людьми ушлыми: они, как только помощник ложился спать после установки пластинки, залезали на крышу, закрывали объектив прибора шапкой и ложились спокойно спать до утра. Утром пластинка, после проявления, всегда оказывалась пустой…
***

М.П.: - Судя по Вашим повестям, Вячеслав, "звезды земные" по сути были простыми хорошими людьми. И в экстремальных ситуациях вели себя достойно. Так ли это?

В.С.:- Именно так. Те «земные звёзды» были талантливыми учёными с мировым именем. Я старался и до сих пор стараюсь быть на них похожим по устремлённости, преданности делу и настойчивости в достижении целей.

М.П.: - О "земных звездах" я спрашивала, имея ввиду многочисленных знаменитых актеров, певцов, с которыми Вам довелось работать в Доминанте. Есть ли какое-то человеческое качество, объединяющее всех этих "земных звезд"?
 
В.С.: - Как мне показалось, всех земных «звёзд» объединяет одно: их яркие индивидуальности и фанатичная любовь к своей профессии делают их непохожими на всех остальных людей. Они готовы выступать даже за гроши, лишь бы появиться на сцене. Сцена для них – это всё! Аросева и Рунге выступали в Терлецкой дубраве под проливным дождём, несмотря на то, что их смотрело всего несколько десятков человек. На репетициях Ольга Науменко, войдя в роль,  по-настоящему, плакала, хотя режиссёр её об этом и не просил, но она иначе не могла. Такая самоотдача присуща только «звёздам».

М.П.: -В своё время Бальмонт замечательно перевёл сонет Перси Биши Шелли, «Озимандия»:
Я встретил путника; он шёл из стран далёких
И мне сказал: вдали, где вечность сторожит
Пустыни тишину, среди песков глубоких
Обломок статуи распавшейся лежит.
Из полустёртых черт сквозит надменный пламень,
Желанье заставлять весь мир себе служить;
Ваятель опытный вложил в бездушный камень
Те страсти, что могли столетья пережить.
И сохранил слова обломок изваянья: —
«Я — Озимандия, я — мощный царь царей!
Взгляните на мои великие деянья,
Владыки всех времён, всех стран и всех морей!»
Кругом нет ничего… Глубокое молчанье…
Пустыня мёртвая… И небеса над ней…

- Как Вы думаете, Вячеслав, не есть ли это ответ для всех нас, чтобы показать бренность земной жизни, славы, известности и прочее (Огонь, вода и медные трубы)?

В.С.:- Наш мир живёт страстями. В основе нашего существования – подгребать всё под себя, не считаясь с нормами морали и совести. Жажда иметь жизненных благ более, чем необходимо, – минимум, как предосудительно, а во многих случаях и преступно! Решение спорных вопросов должно решаться цивилизованными путями. А если вспомнить историю нашей цивилизации, то бросаются в первую очередь в глаза религиозные войны. Крестовые походы – ярчайший этому пример.

Современный терроризм – ещё одно заблуждение, доведённое до абсурда! Ни в одной из религий нет этому оправдания. Но люди этого не понимают, или не хотят понять. Это не достойно цивилизованного общества и преступно! Вывод: наши понятия о смысле бытия находятся на очень невысоком уровне.

М.П.: - Наверное, нет человека на Земле, который бы не задумывался о смысле существования Человечества на Земле...

В.С.:- Многие живут, ощущая свою значимость, а некоторые так и величие. Конечно, всё это земная мишура, тешущая только самолюбие. Это примитивный самообман. Пройдут века, тысячелетия, и всё это уйдёт в Вечность, не оставив никакого следа.

Стоят только: Любовь, Доброта, Праведность, Ум, Честь, Достоинство, Талант, Знание, Труд, Порядочность, Справедливость, Культура, Искусство. (это из моего сочинения «Курица с отрубленной головой»).

Смысл бытия – жить так, чтобы никому не наносить вреда, помогать окружающим по мере сил и возможностей.

Хотелось бы, чтобы после каждого на Земле осталось хоть что-то, украсившее жизнь следующих поколений.

Вот всё это лично меня томит, коробит и возмущает! Так нельзя жить, но живём.

М.П.: - Если всё преходяще, что в таком случае есть счастье?

В.С.:- Я пишу афоризмы. Мой любимый собственный афоризм: Счастье – это когда делаешь то, что хочется. – В данный период времени я занимаюсь только литературным трудом, и в этом нахожу своё счастье.

М.П.: - Как давно родился этот девиз? И насколько Вам удается его практически реализовать в своей жизни?

В.С.:- Мой девиз родился в те времена, когда я активно занялся литературным творчеством. Это, примерно, в начале нашего века. Живу честно, не отходя ни на шаг в сторону.

М.П.: - Какое место в Вашей жизни занимает творчество?

В.С.: - Творчество для меня на сегодняшний день – это отдушина от житейский треволнений, отдохновение, и, надеюсь, возможность донести для читателей принципы должного бытия, как нельзя лучше отображённых в десяти Заповедях Божьих.

М.П.: – Ваше первое стихотворение.

В.С.:- Первое стихотворение, написанное мною, – «Робкая любовь». Оно посвящено актрисе Ольге Науменко, моему кумиру молодости.

Жажду засыпать цветами
Вас до пленительных плеч.
Пылко прижаться устами,
Трепетной страстью обжечь.

Вы мой восторг, упоенье,
Верх доброты, красоты!
Дивного чуда творенье,
Свет сокровенной мечты.

Но красноречьем владею
Я в своих праздничных снах.
А, повстречав Вас, немею,
Робость во мне лишь да страх.

Весь, как дитя покраснею,
К горлу подкатится ком.
Взора поднять не посмею,
Землю чертя башмаком.

После, браня свою слабость,
Плачу в траве у реки.
Пусто в душе, всё не в радость,
Сердце щемит от тоски.

Издали только губами
Тихо могу прошептать:
«Я Вас люблю», – но пред Вами
Мне суждено лишь страдать.

М.П.: -А первое прозаическое произведение?

В.С.: - В 80-ых годах прошлого века: «Музыкальный Кулибин».

М.П.: - Вячеслав, что для Вас послужило толчком к изложению на бумаге воспоминаний о детстве, о жизни? Прочитала несколько Ваших повестей. Считаю, что практически каждый эпизод в них ценен, не как личные воспоминания, а значительно шире. И о тете Варе, пережившей блокаду Ленинграда; и о Косареве, снимавшем Сталина, и Черчилля, и Рузвельта, и сцены из жизни в Детском доме. Или о том, как мама ежедневно отдавала свой обед сыну, а он делил его с голодным одноклассником. Все это – история России. Уроки человечности.

В.С.:- Любопытная подробность: материал о Ялтинской конференции я собирал в государственной публичной исторической библиотеке Москвы, в которой работал сын Бориса Косарева, снимавшего Сталина, Черчилля и Рузвельта – Саша Косарев. Именно у Александра Косарева я переснимал фотографии его отца. Фотографии отпечатаны на глянцевой бумаге, они огромные, их ровно пятьдесят, я выбрал самые интересные. Фотографии сняты Борисом Косаревым трофейной старенькой «Лейкой», которая нещадно царапала плёнку. На каждой фотографии многочисленные полосы, которые я убрал, что заняло не один месяц напряжённого труда.

Библиотека заинтересовалась моей повестью, ведь это история нашей страны, и предложила приобрести у меня её в основной фонд. Но я нашёл старые чухлинские фотографии 50-ых годов, буду делать новую редакцию, после чего передам повесть библиотеке. («Русский переплёт» - впервые опубликовал «Чухлинское детство». Человек в пути, Замечательная Россия, 15 февраля 2010 ).

***
Довоенная кинохроника.
За столом сидит отец Сашка.
Косарев Борис Максимович.

Увидев нас, он зазывающе-радостно и приветливо замахал нам рукой:
- Давно вам, ребята, я обещал показать довоенную кинохронику, да всё не находил времени подклеить разорвавшуюся киноплёнку. Сынок, вешай на стенку простынь, а я доклею последний стык... Вот так, готово. Всё это я снял своей кинокамерой по заданию нашего правительства для советской кинохроники. Смотрите. Сынок, гаси свет.

Застрекотал проектор. 1940-ой год. Берлинский вокзал. Вот Вячеслав Михайлович Молотов, наш министр иностранных дел, выходит из поезда. Его встречает Геббельс и другие высоко поставленные военные фашистской Германии.

Геббельс в фашистской Германии был главным идеологом расизма, насилия и захватнических войн. Смотрите на него, ребята. Какой он холёный и наглый! В его подлой душонке нет ничего человеческого. Именно он в 1944-ом году, когда по всем фронтам немцы несли огромные потери, был имперским уполномоченным по тотальной военной мобилизации. Он посылал на фронт стариков и даже детей.

Вот Геббельс и Вячеслав Молотов садятся в открытую машину и едут на площадь. Останавливаются у трибуны и ждут несколько минут. Вокруг толпы берлинцев. Подъезжает Гитлер. Он радушно здоровается с Молотовым за руку. Подумать только, ребята, во что выльется это лживое фашистское радушие всего лишь через год! Гитлер приглашает Молотова подняться на трибуну.

Начинается военный парад. Мимо трибуны проходит колонна за колонной вымуштрованных до автоматизма немецких солдат и грозная военная техника. Во всём облике фашистов чувствовалась самоуверенность и, как тогда казалось, несокрушимая мощь. Шаг немецких солдат был чёток и элегантен. Ещё бы. К этому времени фашистская Германия покорила Польшу и Францию!

Мимо трибуны бесконечным потоком пошла самоходная артиллерия и тяжёлые танки. И вся эта фашистская мощь через год двинется на Восток, на нашу страну.

А пока это только демонстрация мощи. Вокруг ликование тысяч жителей Берлина. В их глазах восторг и упоение от увиденной силы своей страны. Зрители парада непрерывно аплодируют и кричат лозунги и здравицу в честь своего кумира. Многие из них подходят к трибуне Гитлера с протянутыми к нему руками. Гитлер пожимает протянутые руки.

Но пройдёт всего несколько лет, и эти же самые люди будут проклинать Гитлера, прячась в подвалах разбомблённого голодающего Берлина. Ирония судьбы: наши солдаты их же и будут кормить из полевой кухни в 1945 году. (Чухлинское детство)
***
М.П.: - Вячеслав, поделитесь, пожалуйста, с читателями, где Вы обучались литературному мастерству?

 

***
"Избытков в питании у нас с мамой, да и у всех жителей бараков, конечно же, не было, поэтому все вокруг были худыми и поджарыми, что несомненно шло на пользу нашему здоровью - никто никогда не болел. ... Желая поправить свой бюджет, мама взяла на постой мужчину. Этот мужчина вставал рано утром, завтракал чаем с бутербродами, намазанными самым настоящим сливочным маслом, а не маргарином, которым пользовались мы. За завтраком или ужином у нашего постояльца порой была даже и колбаса, но он ею нас никогда не угощал. В таких случаях мама меня под разными предлогами выводила на улицу, чтобы я не смотрел постояльцу в рот.

Чаще всего постоялец съедал все свои деликатесы за раз, ибо холодильника у нас не было. Но однажды, он купил огромную треску горячего копчения. Постоялец позавтракал, завернул треску в газету и положил её на подоконник, уйдя на работу. Мы с мамой остались дома. От копчёной трески исходил такой аромат, что я отвести взгляд от неё не мог. Мама занималась своим хозяйством, а я кругами ходил по комнате, не отрывая своего взгляда от трески. Затем, не выдержав, я сказал маме:
- Мам, купи мне такой же трески - очень хочется.

Мама, отвечала:
- Сынок, я тебе такого деликатеса позволить не могу, но если мы от этой трески немного отрежем, то, наверное, это будет незаметно, хотя, конечно, - это нехорошо.

"Она взяла рыбину и отрезала один небольшой кусок, передав его мне. Я съел его в мгновенье ока, затем стал канючить, чтобы мама ещё немного отрезала. После некоторых колебаний она ещё отрезала мне кусок покрупнее. После этого она сказала, что вопрос на этом исчерпан: дальше отрезать будет уже заметно. Я в слёзы. Вкус свежекопчёной рыбы показался мне слаще мёда. Кроме этой рыбины, я уже ничего видеть не мог. На мои уговоры отрезать мне ещё немного, мама отвечала категорическим отказом целый час, но, наконец, сжалилась и отрезала мне ещё один кусок, после которого от рыбины остался практически один хвост. После этого мы с ужасом стали ждать нашего постояльца.

Постоялец пришёл, мать услужливо подала ему чай. Постоялец развернул газету, увидел, что от его рыбы осталось совсем немного и долго смотрел на остатки недоумённо. Затем он, молча, доел рыбу, а на следующее утро съехал с квартиры...”(Чухлинское детство)
***
В.С.:- Технику стихосложения я изучал по нашим российским классикам: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Баратынский.

Правила написания прозы меня мучают до сегодняшнего дня. Большое влияние на меня в этом плане оказали: Виктор Гюго, Теодор Драйзер, Марк Твен, Джек Лондон, Проспер Мериме.

М.П.: - Каким образом Вы решаете проблему редактирования текстов?

В.С.:- После написания текста, я несколько десятков раз его редактирую. В сомнительных предложениях прошу помощи у коллег более продвинутых в этом плане.

М.П.: - Ваше отношение к критике.

В.С.:- К конструктивной критике отношусь очень положительно! Всех моих читателей всегда прошу указывать на мои ошибки, и если они таковыми являются, я с благодарностью их исправляю.

М.П.: - Читала некоторые Ваши произведения для детей. Обратила внимание на оформление. Понравилось. Например, музыкально-литературная композиция, "Ворона Варвара”.
***
Наша Варвара отбивалась, как могла, но это мало помогало. Непрошеная гостья клевалась, била нашу Варвашу крыльями, в воздух взлетели перья, как из прохудившейся наволочки, когда её стали отчаянно трясти. В пылу драки еле державшееся гнездо упало, все яйца разбились, но вороны этого будто бы и не замечали. Они уже в воздухе налетали друг на друга с шумными криками, постепенно удаляясь от нас.

Ещё долго было слышно, как две вороны пытались разделить одно материнство на двоих. Наконец, их драка переместилась куда-то далеко от нас, и во дворе стало тихо. С тех пор мы нашу Варвару уже никогда не видели…
***

В.С.:- Оформлению текстов я придаю большое значение. Ещё в детстве я отказывался читать книжки, если в них не было картинок. Оформления я беру из Интернета и из своего собственного собрания. Оформление отнимает очень много времени и выматывает. Но я терплю, считая, что это того стоит.

М.П.: - Вячеслав, при создании художественного образа Вы сначала его воссоздаете в своем воображении, а затем, используя существующие в литературе приемы, тропы, воссоздаете в стихотворении, произведении, пытаясь донести до своего читателя? Или всё происходит на уровне интуиции?

В.С.:- У меня, по мере бытия, накапливается информация. Если что-то из этого мне нравится и я вижу, что это может заинтересовать читателей, – я это реализую.

***
Недоеденный супчик

Сразу же после войны к нам в гости приехала наша дальняя родственница тётя Варя из Ленинграда. Она стала рассказывать про ужасы жизни в блокадном Ленинграде. Как съели всех кошек и собак, потом крыс и мышей, а потом стали есть даже и трупы умерших соседей. Об этом слушать было очень больно и страшно. Мама сидела и слушала со слезами на глазах и постоянно пыталась перевести разговор на другую тему, но тётя Варя забывала о блокаде и голоде только ненадолго, а потом снова начинала бесконечные рассказы о голоде и холоде. Мы чем могли успокаивали её, говоря, что всё позади, давай поговорим о чём-нибудь другом, но ничто не помогало.

Мама испекла блинчиков, потом вкусных ржаных лепёшек на маргарине. Поели супчику с картошкой и вермишелькой, потом попили чайку с сахарком вприкуску, и вроде бы разговорам о голоде должен был придти конец, но тётя Варя опять стала рассказывать о том, как на её глазах умирали её дети от голода, а она им дать ничего не могла. В конце концов, мама взмолилась:
- Варюша, дорогая, хватит об этом, умоляю тебя! Не хочешь ли ещё супчику?
- Спасибо, Маша, я наелась до отвала, - отвечала тётя Варя. - Боюсь, как бы не лопнуть.

На том и порешили, - все легли спать. Мы с мамой быстро уснули, а тётя Варя заснуть так и не смогла. Она ворочалась в своей постели, ворочалась, но сон к ней не шёл. Мы с мамой досматривали уже второй сон, когда тётя Варя вдруг неожиданно включила свет.

- Ты что не спишь, Варвара? - спросила её мама.
- Понимаешь ли, - отвечала та, - в кастрюльке осталось немного супа, и это не даёт мне возможности уснуть.
- Ну, так доешь его, - сказала мама, - да давай спать.

После того, как тётя Варя доела супчик, она тут же сразу и заснула.
Погостив немного, тётя Варя уехала к себе в Ленинград, а мы с тех пор никак не могли забыть эпизод с недоеденным супчиком. Сами мы в те времена, конечно, так не голодали, как тётя Варя во время блокады, и нам было непонятно, - как можно было после сытного ужина ещё и доедать супчик. (Чухлинское детство)
***

М.П.: - Ваше первая песня?

В.С.:- Моя первая песня – «Робкая любовь». Я её пел под гитару Ольге Науменко, она одобряла песню, но вышла замуж за актёра Александра Скворцова.

М.П.: - Вы создаете песни на стихи других авторов?

В.С.:- Я пишу песни только на свои стихи, и сам же их исполняю. Благо, что у меня своя студия звукозаписи профессионального уровня.

М.П.: - Что для Вас есть музыка в жизни каждого дня?

В.С.:- Музыка для меня – это чудо нашей цивилизации!
Не знаю ничего более величественного, чем «Реквием» Моцарта.

В подражание Моцарту написал музыку «Перстенёк с аметистом» в собственной аранжировке.

Несколько частей из Перстенька исполнял московский ученический оркестр школы Искусств имени Святослава Рихтера, под управлением Василия Гладыша, который называл мою музыку: «Почти гениально».

М.П.: - Начала слушать Перстенек с Аметистом с «Радости», потом «Счастье», но так захватило, что прослушала сразу почти все 17 частей, не отрываясь.
***
«В нижнем, басовом регистре ударных, ритмично звучали там-тамами африканских аборигенов невидимые огромные барабаны. Их было три. Они казались необыкновенно большими, так как их звуки были очень низкими. Второй там-там был чуть пониже по тону звучания, чем первый. Первый там-там бередил чувства, волновал. Второй там-там звучал более мягко, он успокаивал. Третий там-там хоть и был очень низким по тону, но он был самым высоким из всех там-тамов. Третий звучал не часто, но он очень сильно ранил. Он звучал в наиболее драматических местах. Он обходил уши и проникал в сам мозг, он бередил и рвал на части саму душу.

В среднем звуковом регистре было много небольших барабанчиков, которые звучали отрывисто, не ритмично, повторяясь через небольшой отрезок времени. Они внушали непоколебимую убеждённость того, что ничего изменить нельзя. Надо принимать всё так, как оно есть. Они учили смирению, ибо только в смирении есть душевный покой. Они как бы оправдывались при этом, объясняя, что были просто свидетелями, и ко всему этому непричастны. Только и всего...»
(Перстенёк с аметистом. Горе.)
***

М.П.: - Расскажите, пожалуйста, идею создания и оформления этого сочинения.

В.С.: - Перстенёк с аметистом - моё незаконченное сочинение. Каждая строфа сначала должна петься, затем иллюстрироваться музыкой. 20-ть строф помножаем на два, поучается 40. Но из-за низкого интереса к этому сочинению, я не стал продолжать работу.

М.П.: - Хотелось бы познакомиться с Вашими размышлениями о воздействии музыки на человека.
 
В.С.: - Музыка сильно воздействует на людей, особенно на интеллектуальных. У меня такое впечатление, что при прослушивании гениальной музыки мы считываем информацию, заложенную самим композитором. Каков композитор, такова и его музыка. И именно эти чувства, которые композитор вкладывал в своё сочинение, мы и чувствуем при прослушивании. На меня больше воздействует минорная музыка, чем мажорная. Мой афоризм: Мажор напыщен, минор правдив. № 442.

М.П.: - Вячеслав, Ваши любимые авторы, исполнители.

В.С.: - По авторской песне: Вертинский, Окуджава, Высоцкий, Кукин, Чугунов, Оксиковский.
По эстраде: Элвис Пресли, Хулио Иглесиас.

М.П.: - Ваш любимый литературный герой.
 

В.С.:- Печорин Лермонтова, Дубровский Пушкина.

М.П.: - Самые значимые встречи в Вашей жизни, повлиявшие на Ваше мировоззрение и Судьбу.

В.С.:- Самые значимые мои встречи, – это книги, звукозаписи, фильмы. Конкретного человека не было. Мой афоризм: Люби книгу, иначе тебя никто не полюбит.– Люблю читателей, хотелось бы надеяться на ответную любовь.

***
Конечно же, именно от отца у меня были небольшие способности к живописи. На склоне своих лет я и сам стал писать небольшие картины пастелью. Ко мне частенько присоединялся мой друг детства Толя Обухов. Он писал маслом, как и мой отец, у которого он в детстве брал первые уроки. У Толи получалось намного лучше, чем у меня, ибо масло можно положить поверх неудавшегося мазка, или соскоблить, а с пастелью это сделать было очень трудно, к тому же у Толи было больше живописного таланта и усидчивости, чем у меня. Частенько он говаривал мне:
– Да брось ты этот мел, возьми в руки кисти и масло, как твой отец.

Но я продолжал писать в старой манере, считая, что это мне больше импонирует, хотя и имел много масляных красок и пробовал писать ими. Получалось не так уж и плохо, но возня с растворителями, вечно засыхающими кистями мне не нравилась. К тому же полного набора всех оттенков в масле у меня не было, а смешивание красок из десятка основных цветов не приносило желаемого результата. (Чухлинское детство, повесть, ***

М.П.: - Вячеслав, Вы работаете в технике - пастель. А что Вы предпочитаете писать - портрет, пейзаж, натюрморт, ню? И где можно познакомиться с Вашими работами?

В.С.:- Работаю в живописи пастелью. Мои три картины помещены мною в рассказе«Хозяин». Нигде не выставляюсь, так как не думаю, что это вклад в искусство.

М.П.: - Художник-абстракционист Василий Кандинский, слышал звучание красок. И использовал для описания своих картин музыкальные термины: "композиция", "импровизация". А Вы не "слышите”, как звучат краски?

В.С.: - Краски (цвета) я не слышу, но остро ощущаю, как музыкант, через зрение. Красный цвет мне представляется басом. Оранжевый – фаготом. Жёлтый – кларнетом. Зелёный – альтом. Голубой – флейтой. Синий – скрипкой. Фиолетовый
– треугольником.

М.П.: - Чем, по-вашему, является звук? И почему мы так любим музыку?
 
 
В.С.: - Музыкальные звуки – это специфическая интеллектуальная информация. В основе музыки изменяющийся по высоте тона звукоряд из 12-ти звуков, то есть – октава. Темперировал звуки И.С. Бах, то есть именно он разбил октаву на 12-ть частей. Двенадцатый звук удваивает частоту первого звука. Внутри октавы неточности. Квинтой называют интервал в 7-мь звуков. Квартой – в 5-ть звуков. Квинта плюс кварта составляют октаву. Вернее должны составлять, но не составляют. В этом трудности настройки инструментов. Темперация (разделение) не точна. Квинту приходится слегка занижать, чтобы она вместе с квартой давала полную октаву. Чтобы темперация была абсолютно точна, октаву надо разделить на много десятков звуков, но тогда будут трудности другого рода – музыку будет трудно исполнять.

В гармонических, то есть музыкальных аккордах, составляющих музыку, терции, кварты, квинты – все они приблизительно сливаются в один приятный на слух ансамбль. И это-то слияние нам и нравится, в отличии от какофонии, где звуки гармонично не сливаются. Приятная последовательность звуков и называется хорошей музыкой. Эта последовательность каким-то образом влияет на наши эмоции. А каким она образом влияет – это тайна за семью печатями. Этого никто не знает, наверное, даже сам Бог.
 
М.П.: - Что такое "одухотворенная” музыка?
 
В.С.: - Бах говаривал, что он не сочиняет музыку: «Сочиняет музыку Бог, а я её только записываю». Получается, по Баху, что музыку сочиняет дух. Дух сочиняет только хорошую музыку, поэтому она и называется духовной.
 
М.П.: - Можно ли сознательно внести одухотворенность в свою музыку (одухотворить её)?
 
В.С.: - Если композитор бездарен, то есть сочиняет музыку без помощи духа, то музыка будет не одухотворённой, бездарной (не подаренной духом).
 
М.П.: - Как Вы считаете, Вячеслав, есть отличие в восприятии музыки у музыканта (её исполнителя) и у его слушателя (пусть даже и слушатель будет музыкантом)?

В.С.: - Музыкант, исполняющий музыку, понимает её более глубоко, чем слушатель. Музыканту-слушателю легче разобраться в музыке, исполняемой другим музыкантом.
 
М.П.: - «Ты дал птице голос, музыкальный талант. Мне ты не дал голоса, но все же я пою», - Рабиндранат Тагор.Ваши мысли.
 
В.С.: - На мой взгляд, если тебе не дан голос, лучше быть хорошим слушателем. Рабиндранат Тагор имел в виду, что он воспевает, то есть хвалит, отдаёт должное.

М.П.: - Вячеслав, для реализации творческих проектов необходимо наличие больших сил. Где Вы их черпаете? В чем, если не секрет?

В.С.: - Мысленно окидываю взглядом гениев всех времён и народов – хочется хоть чем-то походить на них и оставить на Земле после себя, хоть строчку. В стихотворении «Мой прах», мною сказано:
Но, если, хоть одной лишь строчкой,
Останусь в Ваших я сердцах,
Как лист сухой, весенней почкой
Воскреснет мой мятежный прах.
 
 
 
М.П.: - Есть люди, которые просто в момент усталости меняют вид деятельности, таким путем восстанавливая силы. А Вы какой вид отдыха предпочитаете?

В.С.: - Люблю что-либо смастерить руками, помузицировать, послушать музыку, сыграть партию в шахматы, редко – посмотреть телевизор.

М.П.: - Как Вы считаете, Вячеслав, что такое вдохновение?

В.С: - В моём афоризме: Вдохновение - удел таланта. 419. Говоря обыденным языком, вдохновение – это когда хочется объять весь мир, улететь к звёздам, подарить каждому счастье!

М.П.: - И почему одни с ним не расстаются, а другие ждут его месяцами?

В.С. :- Так ведь сказано Максимом Горьким: «Рождённый ползать летать не может».

М.П.: - Вам знакомо чувство одиночества? Или наполненность творчеством такова, что некогда предаваться этому чувству?

В.С.:- Настолько плотно занимаюсь творчеством, что не задумываюсь о своём одиночестве. Мой афоризм: Брак – это могила творчества. И это так, ибо в браке будет не до творчества.

М.П.: - У Вас много друзей близких по духу?

В.С.:- Друзей близких по духу мало, больше завистников.

М.П.: - Как Вы проводите "свободное время"? Посещаете ли театры, художественные выставки и прочее?

В.С.:- В молодости не вылезал из Большого зала московской консерватории, посещал все выставки по живописи, особенно привозные. Сейчас такой роскоши позволить себе не могу.

М.П.: - Ваши любимые спектакли, актеры.

В.С.: - «Сон дядюшки», «Село Степанчиково и его обитатели» по Достоевскому, «Маленькие трагедии» по Пушкину. Любимые актёры: Прудников, Плятт, Грибов, Царёв, Раневская, Печерникова, Смоткуновский, Науменко.

М.П.: - Любимые музыкальные произведения.

В.С.:- Кроме «Реквиема» Моцарта, «Реквием» Верди. Симфония №5, «Апассионата» Бетховена. «Бранденбургские концерты», «Чакона» Баха. Последнюю я играю по-любительски на скрипке. Скрипичный концерт Чайковского – исполнял публично 2-ую часть.

М.П.: - Вячеслав, Вам нравится путешествовать? Если да, то на каком виде транспорта?

В.С.: - Путешествовать могут себе позволить только богатые и свободные люди. У писателя озабоченность в голове и путы на ногах. А если и да, то когда же писать?
Далеко – самолёт. По городу – метро. В окрестностях – пешком.

М.П.: - Вы жили и живёте невероятно насыщенно и интересно. В данное время какому виду творческой деятельности отдаете предпочтение?

В.С.:- Сейчас я занимаюсь только литературой. Надо отредактировать уйму сочинений, выпустить в домашнем переплёте всё это в виде брошюр и сборников, попытаться всё это куда-то предложить для ознакомления, а, может быть, и продать.

М.П.: - А какой вид Вашей творческой деятельности для Вас более значим?

В.С.:- Кроме литературы, пишу музыку: 20 с небольшим авторских песен, Вокально-инструментальная композиция «Перстенёк с аметистом», состоящая из 19 частей, продолжительностью в час с небольшим. Играю на скрипке, помещено на Парнасе: «Скрипичные миниатюры. Играет Вячеслав Сергеечев». Всё мне интересно, но музыкой пока не занимаюсь.

М.П.: - О чем Вы мечтаете?

В.С.: - Есть мечта написать такое сочинение, чтобы его заметили издатели, выпустили это без моих скудных средств и донесли до массового читателя. Чтобы моё сочинение стояло на полках книжных магазинов рядом с классиками. Но пока на такое надежды нет. Предлагают напечатать, но только на мои средства. Значит – недостоин. Надо работать…

Хотелось бы стать членом  "Союза российских писателей",  но там требуют  печатных изданий, на что у меня нет средств.

Не добившись нужного успеха в литературе и музыке, я не знаю, куда ещё приложить свои усилия. Других способностей я не имею. Видимо, права народная мудрость: «Каждый сверчок должен знать свой шесток».

Мой шесток – это публикации в Интернете, что я делал, делаю и буду продолжать делать дальше. И на том спасибо этому времени, давшему каждому творческому человеку то, о чём два десятка лет назад мы и не могли мечтать!

М.П.: - Мы с Вами готовим наше "вью” во время Олимпиады. Поэтому никак не могу обойти молчанием этот вопрос.

Историческая справка: "В греческой мифологии основателем Олимпийских игр считался Геракл Идейский, один из слуг младенца Зевса.

Год первых общегреческих Олимпийских игр, 776 г. до н.э., в честь Зевса Олимпийского, которые устраивались каждые четыре года в Олимпии, на берегу реки Алфей, стал началом греческого летосчисления. Расцвет Олимпийских игр приходится на V в. до н.э.

В их проведении принимали участие все свободные жители городов Эллады и греки из колоний. Открытие и закрытие игр было культурным праздником для жителей Греции. Оно сопровождалось не только религиозными церемониями. В программу праздника входили театрализованные представления, эстафета с факелом, выступления поэтов, ораторов и музыкантов.

Атлетические соревнования (агоны) Олимпийских игр - пятиборье - включал в себя бег, борьбу, прыжки, метание диска и копья. К участию в Олимпийских играх допускались исключительно мужчины трех возрастных групп – мальчики, юноши и взрослые, обладавшие гражданством какого-либо греческого полиса. Олимпийские игры преследовали две цели: политическую и спортивную. Олимпийские игры служили не только средством объединения греков, но и являлись отличной школой мужества, силы, ловкости и физической культуры. Значение Олимпиады было утеряно после покорения Греции Римом.”

-Прошли века со дня проведения первой Олимпиады. Как Вы думаете, Вячеслав, в настоящее время в чём её значимость для всей Земли? И чем для Вас является Олимпиада?
 
 
В.С.: - Лично для меня - это малоинтересное событие. В смысле укрепления мира – это что-то значит.
 
М.П.: - Вы когда-нибудь мечтали стать олимпийцем? Заняться серьезным спортом?
 
В.С.: - Никогда не мечтал и серьёзно не занимался. Как спортсмен-любитель играл в волейбол, теннис, футбол. Имею разряды.
 
М.П.: - За кого-нибудь болеете на олимпийских играх в Сочи? Или искусство поглощает все Ваше внимание?
 
В.С.: - Искусство поглощает всё моё внимание.

М.П.: - Благодарю Вас, Вячеслав, за нашу виртуальную беседу. Ваше заключительное слово.
 
В.С.:- Всем авторам и Администрации Парнаса здоровья, признания, вдохновения, удачи и счастья! Мира, согласия, любви и сострадания! Всего самого доброго!
Марина, работать с Вами приятно и удобно. Ваша работа очень важна и пользуется заслуженным вниманием. Успехов Вам, здоровья и вдохновения!

М.П.: - Дорогие друзья, благодарю вас за внимание. Надеюсь, что и вам было интересно приоткрыть завесу внутренней жизни Вячеслава Сергеечева, наделенного Свыше самыми разнообразными талантами. Остается лишь пожелать Вячеславу, чтобы его таланты продолжали служить гармонии и красоте.
 

Желаю всем вам здоровья, и открытия у себя новых талантов. И смелости в их реализации.

Дорогие Администраторы, благодарю вас за всестороннюю поддержку интересного познавательного проекта.

Всего самого доброго радостного! Удачи всем!
С любовью, ваша Марина Попова.


Рецензии