Сотворил ли Бог землю, чтоб ее потом уничтожить?
Глава 1. Цель Сотворенной Земли, для чего же она была создана?
В литературе Пролог нередко используется как «вступительная часть, присоединенная к художественному произведению, в которой излагаются обстоятельства, предшествовавшие тому, что изображено в произведении (драме, повести). Вместо этого пролог может содержать указание на основной замысел произведения, освещать его с какой-нибудь особой точки зрения…»[1] . Библия, носящая форму повествования, стремящегося донести до читателя послание Бога, так же пользуется литературными примами, которые могут быть понятны внимательным читателям. Книга Бытие и особенно история сотворения может быть рассмотрена как пролог, к основной истории отраженной в Библии. Элмер Мартинс, так же, рассматривая Бытие как пролог, говорит: «Бытие рассматриваются как пролог или повествовательное обрамление. Назначение такого обрамления — поместить историю, или ряд историй, в более широкий единый контекст»[2] , и история в Библии это история спасения, и какова цель этого спасения, какая последняя точка назначения, немало можно увидеть, рассматривая то, с чего все началось. «Вся история спасения, отраженная в Ветхом Завете, приобретает особый оттенок, если воспринимать ее на фоне пролога. Пролог укрепляет положение о том, что божественный замысел — это своего рода богословский «магнит», по которому ориентируется Ветхий Завет. Элементы «замысла» в истории Израиля отражают замысел и порядок, заложенные Богом при сотворении мира»[3] – Итак с точки зрения Мартинса «история сотворения мира» , это пролог придающий особое направление тому, как следует понимать Ветхий Завет, потому что сотворение открывает основной, заложенный Богом замысел и порядок, который потом будет отражаться в «истории спасения». Итак, другими словами, «история сотворения» говорит нам о том, как все это было, до того как это пришлось спасать, до того как творение не нуждалось в спасении, и показывает нам, как это творение было создано, и мы можем получить некоторое понимания о характере творения .
Итак, первая глава книги Бытие описывает нам процесс сотворения. Интересно, что Бог, творил землю в несколько этапов, мы можем проследить этапы по фразе, которую Бог говорил по завершении каждого этапа творения «видел Бог, что [это] хорошо», и слово «хорошо » повторяется пять раз, по окончании каждого этапа творения, и мы видим выражение «весьма хорошо» в конце всего процесса творения. Вот как рассуждает по этому поводу Джерард Ван Гронинген профессор по библейской теологии из теологической семинарии Covenant: «Сам термин, означающий слово хорошо является одним из основных понятий. В еврейском языке это слов «touv» - хорошо означает соответствие установленному стандарту. Каждый день Бог творил, указывал определенное место, давал жизнь по Своему желанию. Он посмотрел и сказал: «это именно то, что Я хотел». Именно так Он выражал Свое удовлетворение»[4] . Итак, Библия дает нам знать, что каждое творение на каждом этапе соответствовало Божьему замыслу и стандарту. Выражение «весьма хорошо» - дает нам понять, что творение было создано именно так, как Бог желал, и отвечало всем требованиям Бога. И здесь стоит добавить еще некоторые замечания Ван Гронингена: «В Быт 2 главе мы видим глагол «кала» - завершено. Все, что он намеревался сделать во вселенной, Он завершил…. Все уже было тогда завершено - «кала». Нет больше процесса роста творения. Бог больше не творит. Он завершил»[5] . Итак, творение завершено и оно «хорошо», оно соответствует установленному стандарту, и оно хорошо весьма. Встает вопрос, осталось ли оно таким после грехопадения? Ясно, что нет, уже в третьей главе книги Бытие, мы видим, что Земля оказалась «проклята», в жизнь человека вошли «боль» и процессы жизни были помрачены страданием, и дальше на протяжении всей Библии мы видим свидетельство, что творение отошло от установленных стандартов и перестало быть «touv»: «всякая плоть извратила путь свой на земле»(Быт.6:12), «велико развращение человеков на земле», «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5), «Все уклонились, сделались равно непотребными» (Пс.52:4)… Раз оно не осталось «хорошим», то неужели Предвечный Всезнающий Бог, Который, как мы знаем, от начала мира знал о неминуемом грехопадении еще до сотворения, сотворил Землю в состоянии «touv» лишь для двух человек, или для ограниченного и сравнительно(с последующими поколениями) немногочисленного числа живых тварей, попустив при этом многим более многочисленным поколениям никогда не узнать смысла понятия «touv» заложенного в творение? И несмотря на то, что все христиане веруют в возвращение человека в состояние Божьего замысла, хотелось бы отметить, что было «хорошо» - «touv» и входило в Божий замысел и небо с землей и морями, и растительность, и светила, и животные, и только все Творение в сумме было «весьма хорошо» и соответствовало Божьему замыслу. Собирался ли Бог наслаждаться и получать славу от творения находящиеся в состоянии «touv» вечно, или оно изначально было запланировано как временное? Можем ли мы предположить, что достаточно творения потерявшего состояние «touv» и помраченное проклятием для Его славы? Необходимо ли абсолютно новое творение для Его славы, или может все же у Бога были планы именно на это, творение которое было «tоuv» и будет «tоuv» в свое время?
Хотелось бы коснуться и еще одного момента исходящего из текста первой главы книги Бытие, о ценности творения. Нет сомнения, что статус человека, который нам открывает ,как само сотворение, так и слова устанавливающие роль человека на земле, имеют особенный характер. Во-первых, библейский рассказ повествует о более совершенном творении, на каждом последующем этапе, и человек завершает процесс творения. Другой момент только человек был создан по образу и подобию Божьему, только в человека Бог вдохнул Свой Дух, и только человеку Бог дает право владычествовать над всем творением. Но особо высокая ценность одного творения не обязательно умаляет ценность остального. И владычествующий на всеми, еще не значит единственно имеющий ценность. Ведь утверждая роль мужа, как главы, мы абсолютно далеки от того чтобы утверждать меньшую ценность жены и детей. В 1 главе 21 стихе книги Бытие говорится, что Бог благословил обитателей вод и птиц, и причем благословил их словами во многом схожими с теми, которыми Он благословил людей. Можно сравнить: « И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.»(Быт.1:22), с « И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.»(Быт.1:28), несмотря на существенные отличия мы видим много общего, Бог «благословил» говоря «плодитесь, размножайтесь, и наполняйте» - это относится и к творению в водах и на небе и к человеку, вот как рассуждает по этому поводу специалист по библейскому богословию Джерард Ван Гронинген: «Само повеление «пусть они летают» похоже на «пусть они наполняют воды». Пусть на небе летают птицы. Когда говорится об изобилующей жизни в воде и в атмосфере показывается тот факт, что Бог благословил эти творения. Здесь используется слово «барак» , оно также применяется, когда Бог сотворил мужчину и женщину и сказал: плодитесь и размножайтесь, и благословил их. Он дал им потенциал, власть, свободу и наслаждение от воспроизводства. Таким образом, рыбы и птицы могут наслаждаться, т.к. они находятся под Божьим руководством и наполняют воды и небо» [6] . Мы видим, что не только человек, но и другое творение имело возможность быть благословенным Богом, имело возможность наслаждаться в сотворенном Богом мире, и имело ценность само по себе, не зависимо от ценности для человека, хоть и человек получил право владычествовать, и цели относительно человека показаны в Библии, как первичными. Встает вопрос, потеряло ли сотворенное Богом творение свой смысл после грехопадения? Греховность человека, повлиявшие на все творение, может ли сделать бессмысленным все творение, не участвовавшее в грехе, оставив лишь смысл спасения только для человека? Невольно возникает вопрос Авраама: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?»(Быт.18:25). Творение, которое было благословенно, и создано с благословением иметь радость, не нуждается ли так же в спасении?
Следующий момент, дни творения, через которые Бог достигал Своей цели в создании мира. Предыдущее творение было платформой для следующего этапа в творении. Создание суток позволило исчислять дни, создание земли и моря стало основанием для создания птиц и рыб, которые произошли из воды. Растения, и животных произвела земля, она так же использовалась и для создания человека. Но все творение, которое завершилось на шестой день стало плацдармом для сотворения покоя. Мы уже говорили о глаголе «кала» - «завершено», встречающегося в Бытие 2:1, говорящего нам о завершении творения вселенной. И то, что сделал Бог, когда закончил творить, что Он сделал со своим творением, все это может говорить о цели, к которой шло творение. В последний созданный Богом день недели Бог «почил» «от всех дел Своих», говорит нам Бытие 2:2, и Бог престал что-то делать, потому что все было сделано, оставалось делать то, ради чего все было сделано, и мы видим из текста, что Бог почил и благословил седьмой день, отделив его таким образом от всех остальных дней, потому что в этот день, произошло самое важное, была достигнута цель - Бог был вместе со Своим завершенным творением. Это особый день, Бог со своим творением вместе, и творение совершенно, и завершено весьма хорошо, Бог остался доволен творением и теперь остается только радоваться творению, находясь вместе с ним. Нередко число семь толкуется еврейскими раввинами как число полноты, и хотя толкование различных численных значений бывает не всегда убедительным, в данном случае невозможно не согласиться в наличии этой полноты, творение завершено, завершено хорошо: Бог, благословение, человек, творение, все вместе с Богом, все на своем месте, все в благословении. Элмер Мартинс отмечает: «Замечено, что, в то время как первые шесть дней творения имеют вечер и утро, седьмой день, когда Бог отдыхал, их не имеет»[7] , не является ли это намеком, на то, что состояние наслаждения завершенным творением, находящимся в благословении и пребывающим в присутствии Творца, должно иметь непрекращающийся характер. Мартинс подчеркивает связь, проходящую через всю Библию, между днем покоя, в который Бог почил, днем субботы, и днем Господним – днем явления Яхве. Продолжая логику исходящую из понятия Дня Господнего, проходящего через все Библейское повествование, можно предположить, что День Господень, когда Бог пребывал со своим творением в покое - это идеал, суббота заповеданный день покоя это -воспоминание о потерянном идеале и знамение обетование о будущем восстановлении, а последние окончательное пришествие Мессии - это окончательное восстановление этого идеала, явленного в последнем, дне недели творения. Тогда встает вопрос, является ли верным мнение о окончательном уничтожении творения в Последний день или же Последний День будет днем окончательного восстановления творения? Иначе, зачем нам показана эта идиллия в предисловии «истории спасения» , если это не образ истинного благословения, и будущего спасения?
Но давайте посмотрим эту идиллию поближе. Описывая Божий замысел спасения, проходящий через всю Библию, Мартинс указывает на самые важные черты, в которых отражается суть спасения. Беря в качестве основного отрывка отражающую цель Бога Исход 5:22 – 6:8 ,Мартинс отмечает следующие аспекты в Божьем Спасении, во-первых это избавление, во-вторых создание народа Завета, в-третьих познание Бога, в четвертых – дарование земли и благословение на ней[8] . Аспекты этого четырехгранного замысла являются основными аспектами спасения в Ветхом и в Новом Заветах, как показывает Мартинс, это - цель Бога, проходящая через всю Библию. Но то, к чему ведет это спасение совершеннейшим образом отражено в картине пребывания Адама и Евы в Эдемском саду. Как отмечает Мартинс: «В Едеме нет необходимости говорить об избавлении, поскольку кризиса не существует. Говорится скорее о состоянии блаженства, точнее всего это понятие передает древнееврейское слово "salom», «В эсхатологическую эпоху, эпоху наглядно показанной верховной власти Бога, разрыв настоящего будет восстановлен и излечен, будет достигнута целостность, или salom. Но в Едеме, как описывают начальные главы Бытия, эта целостность существует человек настроен на восприятие Бога. Адам и Ева не стыдятся друг друга; они живут в гармонии, как с собой, так и с животными. Удовлетворены не только их нужды, но и желания. Совершенное и цельное состояние»[9] . Народ присутствует в виде Адама и Евы, людей созданных Им по Своему образу и подобию, имеющих Его Дух. Что касается познания Бога то: «Существует тесная взаимная связь между ними и Богом. Нет другого Бога, которому они пожелали бы быть преданными. Адам и Ева знают Бога — Он им не чужой. Он описывается прогуливающимся в саду и прохладе дня. Творец и творение общаются». И конечно земля: «Им же принадлежит определенное территориальное пространство — дар их Творца. Адам и Ева помещены в саду, орошаемом рекой, разделяющейся на четыре потока. Место для их обитания подходящее и щедрое»[10] . Таким образом, аспекты, в которых ярко выражено спасение, такие как: создание народа, познание Бога, земля и благословение на ней, представлены в самом идеальном виде в Эдемской картине мира. Тогда встает вопрос, не является ли спасение восстановлением этой картины, которая была запланирована Богом? И если аспекты спасения, черты которых, прослеживается во всей истории, лучше всего выражены в картине мира до грехопадения, то не является ли спасение восстановлением сотворенного мира и возвращение его к неповрежденному состоянию?
Третья глава книги Бытие говорит нам о грехопадении, проклятие земли творения, вхождения боли, смерти в жизнь человека, искажение облика земли…. Встает вопрос, неужели сатана-змей просто мог испортить творение? Если предположить, что даже появится новое, но, то творение, которое было сотворено, было сотворено правильно, соответствовало Божьим требованиям, радовало Бога, и была счастьем для человека, было просто утеряно в своем наилучшем состоянии? Даже понимая всемогущество Бога, и Его способность с легкостью сотворить новое, не возможно вместить, что Бог попустил сатане причинить безвозвратный урон творению, которое Он любил, создал для своей славы, и чтобы это творение радовалось в Нем. Или все же у Бога был план, которым было застраховано Его творение, и этот план предусматривал как грехопадение, так и восстановление творения?
В протоевангелии или первой благой новости, данной после грехопадения, мы видим обетование о семени, и о поражении змея в голову, которое произойдет через семя, произошедшее от Евы. Через творение Сатана будет все-таки поражен, но можем ли мы считать победу полной, если не будет возвещен урон? Или же поражение змея это торжество Божьих планов, относительно Земли в том числе?
Ряд вопросов возникает при рассматривании сотворения, первых дней Земли, и жизни первых людей на ней до грехопадения. Некоторые вопросы выражают вполне обоснованное предположение, возникшее на основе повествование о творении и его первых днях. Это предположения, конечно нуждается в дальнейшем подтверждении. Я бы хотел их выделить еще раз. Может все же у Бога были планы именно на это, творение которое было «tоuv» и будет «tоuv» в свое время? Творение, которое было благословенно, и создано с благословением иметь радость, не нуждается ли все же в спасении? Будет ли Последний День днем уничтожения творения (исключая человека) или наоборот днем восстановления творения и не является ли идиллия Эдема образом будущего восстановления? Поражение змея, предсказанное в протоевангелии, не является ли обетованием о торжестве Божьих замыслов, в том числе и относительно творения?
_____________
[1] Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. [ Электронный ресурс] http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-6661.htm (дата обращения 01.07.2013)
[2] Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995. Стр 236.
[3] Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995. Стр.242.
[4] Джерард Ван Гронинген, «Библейская теология» лекции, Лекция 3, Covenant Theological Seminary, Сент-Луис, Миссури, США, перевод института Еммануил, Бишкек
[5] Джерард Ван Гронинген, «Библейская теология» лекции, Лекция 3, Covenant Theological Seminary, Сент-Луис, Миссури, США, перевод института Еммануил, Бишкек
[6] Джерард Ван Гронинген, «Библейская теология» лекции, Лекция 3, Covenant Theological Seminary, Сент-Луис, Миссури, США, перевод института Еммануил, Бишкек
[7] Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.стр.122.
[8] Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.17.
[9] Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.27.
[10] Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.232.
Свидетельство о публикации №214042801039
Евгения Сулаева 25.07.2014 03:59 Заявить о нарушении
Спасибо, Евгения, за внимание к теме! Всего Вам доброго.
Пастор Сергей 28.07.2014 15:41 Заявить о нарушении
Пастор Сергей 29.07.2014 09:14 Заявить о нарушении
Пастор Сергей 13.06.2016 21:43 Заявить о нарушении
Странно, если бог по Вашему имел ум, тогда была бы ясность. Либо он Вас своих
"фанатов" считает слегка с недостатками интеллекта??
Почитайте Георгия Нисского, богослов, как он трактует выход Адама из Рая,"все первозданные качества ушли, часто ум не контролирует действия..", хорошее приобретение.
Потом как же уважаемый бог допустил существование в Раю?? Змеюки?
Причем змеюки, которая говорит, о том, что подумает и сделает бог??
Откуда тварюка знала??
Смешно и словесь смешная и все бы ничего, но сегодня Вы как и многие, через это болеете и умираете.
Сколько войн было до первого присшествия?
Все войны идут от первого присшествия. До этого по ходу тут убийство было не в почете??
Ответьте себе зачем на Земле начинают окрещивать, в водах Иордана, Черной речки не кого то, а сыны Бога?????????
Это нонсенс окрещевать то что по происхождению должно быть всепреокрещенным??
Может пришелец был сыном "папочки из горячего цеха"??
Алек По 07.02.2022 12:38 Заявить о нарушении
Счастья Вам.
Алек По 08.02.2022 17:07 Заявить о нарушении