Тени прошлого книга вторая, 24

Россия. За Уральскими горами.
Весна 1918 года

     Мировая война, начатая за передел сфер влияния британских и германских капиталов, катилась по Европе, сметая на своем пути страны и народы. Уже сочтены были дни Австро-Венгерской империи, и тысячи ее подданных осели на территории России в виде военнопленных и добровольцев, пополнявших русскую армию. Но в финансовом плане все воинские формирования, создаваемые из чехословаков, зависели от Франции и от Антанты. Для руководителей чешского национального движения главной целью продолжения участия в войне с Германией было создание государства, независимого от Австро-Венгрии.

     К октябрю 1917 года в России  было сформировано две дивизии из состава Чехословацкого корпуса общей численностью тридцать девять тысяч человек под командованием русских офицеров. Третья дивизия находилась в стадии формирования. Чехословацкий корпус до завершения формирования дислоцировался в тылу Юго-Западного фронта на территории Волынской и Полтавской губерний.

     Во время октябрьского переворота некоторые части корпуса, заявившего о поддержке Временного правительства, совместно с юнкерами киевских военных училищ участвовали в уличных боях против рабочих и солдат - сторонников Киевского Совета. Бои продолжались до заключения между враждующими сторонами перемирия 31 октября 1917 года.

     Тем временем Чехословацкий национальный совет, стремившийся превратить созданный Россией чехословацкий корпус в «иностранное союзническое войско, находящееся на территории России», ходатайствовал перед французским правительством о признании всех чехословацких воинских формирований частью французской армии. На основании декрета французского правительства от 19 декабря 1917 года чехословацкий корпус в России был формально подчинён французскому командованию и получил указание о необходимости отправки во Францию. И далее все усилия Чехословацкого национального совета были направлены на то, чтобы организовать эвакуацию корпуса из России во Францию.По согласованию с правительством Советской Республики было решено направлять легионеров по Транссибирской железной дороге до Владивостока и далее через Тихий океан в Европу.

     На восток потянулись  63 состава чехословаков, по 40 солдатских вагонов-теплушек каждый. К маю 1918 года эти эшелоны растянулись по железной дороге на несколько тысяч километров, от Самары и Екатеринбурга до Владивостока. Наиболее крупные группировки чехословаков сосредоточились в районах Пензы - Сызрани - Самары – около восьми тысяч человек; Челябинска – Миасса – около девяти тысяч человек; Новониколаевска - Тайга – около пяти тысяч человек; во Владивостоке - около четырнадцати тысяч. Тысячи чехословаков скопились в районе Петропавловска - Кургана - Омска.

     Чехословацкий легион численностью около пятидесяти тысяч человек, даже частично разоруженный, оказался единственной боеспособной силой в России, поскольку императорская армия распалась, а части Красной гвардии находились в зачаточном состоянии. Это стало причиной настороженного отношения большевиков к чехословакам, которые в свою очередь с большим недовольством восприняли свое разоружение и не скрывали враждебного недоверия к большевикам.

    Германский генштаб, находясь в постоянных сношениях с Россией по вопросам мирного урегулирования, опасался скорого появления на Западном фронте Чехословацкого корпуса, в то время когда у Франции уже иссякали последние людские резервы, и на фронт спешно стали отправлять так называемые колониальные войска. Под давлением посла Германии в России графа Мирбаха Советское правительство вынуждено было приостановить дальнейшее передвижение чехословацких эшелонов на восток…

     Капитан Ян Сыровы вошел в помещение телеграфа на станции Омск и потребовал дежурного телеграфиста немедленно связать его с Владивостоком, с генералом Дитерихсом.

     - Господин генерал, - диктовал он телеграмму, узнав, что Дитерихс у аппарата, - мы восприняли распоряжение Советского правительства об остановке нашего дальнейшего продвижения к границам Франции как намерение советского правительства выдать нас Германии и Австро-Венгрии как бывших военнопленных. Мы ждем ваших распоряжений!

     - Капитан, - ответил Дитерихс, - насколько мне известно, большевики просто решили изменить маршрут. Троцкий хочет отправить нас из Владивостока на Архангельск и Мурманск. Для нас это даже выгодно – это самый короткий морской маршрут.

     - Господин генерал, люди наэлектризованы состоянием неизвестности! – диктовал Сыровы. – Вы же понимаете, что в атмосфере взаимного недоверия и подозрительности инциденты с большевиками неизбежны. Они могут возникнуть и внутри солдат корпуса на бытовой почве, - ведь люди в дороге, в скотских условиях уже больше месяца!

     - Капитан! – лента медленно струилась в руки телеграфиста, и тот тут же передавал ее Сыровы. – Конец пути уже близок! Не нужно поддаваться эмоциям!

     Капитан Сыровы в гневе скомкал ленту и бросил ее в мусорный бак…

     На следующий день сбылись его мрачные предсказания… Это произошло на станции Челябинск. Перегоревшим чугунным колосником от печки, выброшенным из проходившего эшелона с военнопленными-венграми, был ранен чешский солдат. В ответ чехословаки остановили поезд, потребовали выдачи виновника и на месте подвергли его самосуду. Еще через день советские власти Челябинска арестовали нескольких легионеров. Однако их товарищи силой освободили арестованных, разоружили местный отряд Красной гвардии и разгромили оружейный арсенал, захватив 2800 винтовок с боеприпасами и артиллерийскую батарею.

    С этого дня командование корпуса решительно встало на позицию разрыва с большевиками и постановило прекратить сдачу оружия, – три арьергардных полка, находившихся в районе Пензы, к тому времени еще не были разоружены, и двигаться «собственным порядком» на Владивосток.
 
     Реакция последовала незамедлительно: 25 мая по линиям железных дорог была передана телеграмма председателя РВС Троцкого «всем совдепам по линии от Пензы до Омска», которая не оставляла никаких сомнений в решительных намерениях советских властей:
 
«Все советы по железной дороге обязаны под страхом тяжкой ответственности разоружить чехословаков. Каждый чехословак, который будет найден вооруженным на железнодорожных линиях, должен быть расстрелян на месте; каждый эшелон, в котором окажется хотя бы один вооруженный, должен быть выгружен из вагонов и заключен в лагерь для военнопленных. Местные военные комиссариаты обязуются немедленно выполнить этот приказ, всякое промедление будет равносильно измене и обрушит на виновных суровую кару. Одновременно посылаю в тыл чехословацким эшелонам надёжные силы, которым поручено проучить неповинующихся. С честными чехословаками, которые сдадут оружие и подчинятся Советской власти, поступить как с братьями и оказать им всяческую поддержку. Всем железнодорожникам сообщается, что ни один вагон с чехословаками не должен продвинуться на восток…

Народный комиссар по военным делам Л. Троцкий.»

     Ничего более самоубийственного для Советской власти придумать было нельзя! Чехословаки, более трех лет воевавшие на фронтах Мировой войны, имевшие бесценный боевой опыт и, главное, прошедших боевое слаживание своих частей, были не в пример лучше подготовлены к ведению боевых действий, нежели наспех сформированные, плохо вооруженные и не обученные отряды Красной гвардии, существовавшие без году неделя! Видимо, Троцкий до конца не осознавал, чем может обернуться его афера и какие жертвы может повлечь! Но было сделано то, что сделано: именно этот шаг Троцкого, насколько бы обдуманным, или необдуманным он ни был, вверг молодую Советскую Республику в пучину Гражданской войны!

     25—27 мая в пунктах нахождения чехословацких эшелонов - станции Марьяновка, Иркутск, Златоуст произошли стычки с красногвардейцами, пытавшимися разоружить легионеров. В тот же день части полковника Войцеховского  взяли Челябинск.

     Разгромив брошенные против них силы Красной гвардии, чехословаки заняли Петропавловск и Курган, открыв себе дорогу на Омск.

     29-го мая части чехословаков вошли в Новониколаевск, Мариинск, Нижнеудинск и Канск, затем взяли Томск.
 
     29-го мая группа Чечека, после кровопролитного боя, длившегося почти сутки, овладела Пензой.

     4-5-го июня неподалеку от Самары легионеры наголову разбили части Красной гвардии и пробили себе возможность переправы через Волгу.
 
     4-го июня коалиция стран Антанты объявила Чехословацкий корпус частью своих вооружённых сил и заявила, что будет рассматривать его разоружение как недружественный акт в отношении Антанты. Положение усугубилось давлением Германии, не прекращавшей требовать от большевистского правительства разоружения чехословаков…

      В захваченной чехословаками Самаре 8 июня было организовано первое антибольшевистское правительство - Комитет членов учредительного собрания (Комуч), а 23 июня - Временное Сибирское правительство в Омске. Это положило начало формированию других антибольшевистских правительств по всей территории России.

     Командир Первой дивизии Станислав Чечек отдал приказ, в котором особенно подчеркнул следующее:

«Наш отряд определён как предшественник союзнических сил, и инструкции, получаемые из штаба, имеют единственную цель - построить антинемецкий фронт в России в союзе с целым русским народом и нашими союзниками».

     Русские добровольцы и воинские формирования чехословаков начали одновременное наступление на широком фронте на города  Сызрань, Кузнецк, на Бугульму, прорываясь к Симбирску,  на Саратов и Казань. На Северном Урале - на Тюмень, Екатеринбург, Иркутск и Читу.

     Положение было настолько серьезным, что большевистская верхушка всерьез стала подумывать о бегстве за границу…

Продолжение следует -


Рецензии
Трагическая глупость Троцкого. А ведь именно большевики славились умением агитации и пропаганды, привлечения на свою сторону народных масс. Как же такое было допущено? Если бы чехов привлекли на сторону большевиков, история сложилась бы иначе. Неужели не анализировали возможность? Тем более ,что эти люди, "чехословаки", тоже были наэлектризованы революцией! Но... увы! Создали сами себе такого "троянского коня".

Олег Шах-Гусейнов   28.04.2014 19:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.