Обед у архиепископа

    Когда дочь поступила в университетскую аспирантуру в Нью-Йорке в 1997 году, то на первых порах ей было очень одиноко. В аспирантуре в то время учились немногие русские. В Синодальном же храме на Манхэттене почти все были из России. Дочь посещала Синод каждое воскресенье и сблизилась там со многими прихожанами и священниками. Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский часто приезжал в Нью-Йорк на заседания Синода и на встречи с главой Зарубежной церкви. Дочь была прилежной прихожанкой, много денег из своей стипендии жертвовала церкви и, когда ее духовник перешел из зарубежной церкви в Московскую патриархию, архиепископ предложил ей стать ее духовником. Дочь с радостью согласилась, и с этих пор Владыка внимательно следил за ее духовной жизнью.

   В очередной раз я приехала навестить дочь в 2006 году, когда она жила уже в Филадельфии, и мы решили слетать на 10 дней в Лос Анжелес к ее подруге Ольге. Купили билеты на самолеты дешевой авиакомпании «Соут-Вест» за 250 долларов на двоих туда и обратно и благополучно долетели. Ольга с мужем-американцем встретили нас замечательно. Квартиру они снимали, но автомобиль у них был, и они нас провезли по Лос Анжелесу и его пригородам.  Удивил большой православный собор в центре Голливуда. Завезли и в русский район. Как сказал Ольгин муж: «В Лос Анжелесе живут около полутора миллионов русских, большинство из которых евреи».

   Дочь созвонилась с Архиепископом, и он пригласил нас всех к себе на обед в Сан-Франциско. Мы с радостью согласились. И я с некоторым трепетом ждала этого обеда. Надеялась, что Владыка разрешит все мои сомнения и наставит, как поступать в трудных жизненных ситуациях. Ждала от него прозорливости и мудрости святого. Хотелось посмотреть и на город, построенный на склонах гор и побывать в знаменитом Радосте-Скорбященском Соборе, построенном под руководством святого Иоанна Шанхайского (Максимовича).

   Погода была чудесная, и на автомобиле за несколько часов мы доехали до Сан-Франциско. Нашли  приличную гостиницу за умеренную цену, умылись с дороги и поехали осматривать город. Зашли и в дом-музей Иоанна Шанхайского (Максимовича). Святой Иоанн занимал маленькую комнату, скромно обставленную, только кровать, письменный стол и стул. Стены увешаны иконами. Остальная часть дома была отдана под церковь и детям-сиротам русских эмигрантов, которых опекал св. Иоанн.

   Время обеда приближалось, и мы поехали в дом Архиепископа. После музея бросилась в глаза разница между аскетичностью жизни св. Иоанна и вполне земными благами и удобствами Владыки. Дом принадлежал епархии и был по американским меркам средних размеров с малюсеньким двориком. В зале стоял удобный диван для отдыха, кресла. Время идет, жизнь меняется, люди более обеспечены, вот и священники живут, как средние американцы, без излишней роскоши, но и не отказывая себе в удобствах.Поразил  великолепно сервированный стол с прекрасной фарфоровой посудой и разнообразием вилок и ложек различных размеров. Владыка – потомок дворян-эмигрантов первой волны знал все тонкости этикета. Во мне же нет дворянской крови, а течет сермяжная крестьянская кровь, и светскими манерами я не владела. Но в чужой монастырь со своими канонами не входят, и чтобы не выглядеть совсем уж белой вороной, я повторяла за Владыкой все его действия. Так и смогла сойти за светскую даму, а то было растерялась, увидев такое обилие вилок и ложек около моей тарелки.

   Архиепископ произвел приятное впечатление, выглядел вполне земным, худощавый, в отличие от многих полных священников, умеющий и иронизировать, и посмеяться над нелепыми жизненными ситуациями. Общался легко и непринужденно.
   Разговор зашел о воссоединении зарубежной церкви с Московской Патриархией. Владыка тогда был категорически против этого воссоединения. Он посетил Россию несколько раз, встречался с Патриархом и Путиным, но противоречия остались, и он об этом написал в своей статье.  Мы спросили его мнение о Путине. Он ответил, что многие аналитики пытаются разгадать характер Путина и предугадать его действия, и то не всегда получается, а уж за такую короткую встречу невозможно составить мнение. Я попыталась поговорить с ним о политике России, об отношениях России с Америкой, но он ушел от этого разговора, так как (это подтвердила потом и дочь) политика его не интересует, он живет в церковном мире, в котором забота о спасении души соседствует и с разными мирскими происшествиями, и со своими интригами. Меня это немного разочаровало, так как я думала, что правящие епископы люди более активные и неравнодушные к бедам и язвам нашей жизни и России. Подумав, я решила, что, наверное, так и надо. Мирская суета мешает думать о высоком и вечном. Но, к сожалению, этой суеты хватает и в церковной жизни.

   После разговоров и вкусного обеда мы пошли  на улицу к бассейну, занимавшему почти весь маленький дворик.  В бассейне плавали большие рыбы размером с карася, морские черепахи, и Владыка покормил их, сказав, что всю эту живность ему подарили прихожане. А я грешным делом подумала, что часто священники сетуют на недостаток средств в церкви и просят больше сдавать денег на нужды прихода, а тут бассейн, который требует денег для поддержания его чистым, дорогие рыбки, корм для них и все это за счет церкви. Затем зашли в его домашнюю церковь, помолились, поблагодарили за приглашение и обед и попрощались.

   Я была немного разочарована. Ответов на свои жизненные вопросы я не получила. Епископ оказался очень интеллигентным, разносторонне образованным, начитанным, но обыкновенным человеком, был, по моему, лишен прозорливости, которую я в нем предполагала, не смог даже составить своего мнения о Путине. Он такой же, как мы – простые прихожане. Мне, как неофиту Русской православной церкви, священнослужители, а тем более епископы представлялись этакими небожителями, которые чуждаются всякой мирской суеты и материальных благ, видят людей насквозь. А оказалось, что ничто человеческое Архиепископу не чуждо. Я высказала все свои сомнения старой верующей бабушке Наде, и она разрешила их, сказав: «Батюшки и священнослужители – обычные люди. Их рукоположили в сан и дали право служить службы, принимать исповедь, причащать. У них такие же грехи, как и у нас, а может быть, и больше. К обычным грехам у них прибавляются и священнические. А мои представления - это представления о святых, которых не так много на Руси. Да и святые бывают разные. Есть святые страстотерпцы, причисленные к лику святых за страдания за веру. Есть святые, ставшими святыми за свою аскетическую безупречную молитвенную жизнь и помощь многим людям». После этого я успокоилась и уже не требую так много от священнослужителей. Они земные люди со своими хорошими делами и грехами и дай им Бог силы служить нелегкую службу по нашему духовному окормлению и направлению нас на путь истинный.

                2013 - 2014г.г. 


Рецензии
Не всегда наши предположения
Совпадают с тем, что видим.
Главное, он с Вами говорил,
Был прост, тактичен, обьективен.

Спасибо!

Понравилось!

Варлаам Бузыкин   23.04.2025 19:46     Заявить о нарушении
И вам спасибо за "понравилось"!

Галина Санорова   23.04.2025 19:21   Заявить о нарушении
Приглашаю Вас в гости!

Спасибо!

Варлаам Бузыкин   23.04.2025 19:49   Заявить о нарушении
Принимаю приглашение. И жду ответных визитов.

Галина Санорова   24.04.2025 00:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.