Микрорайон в Бруклине

   Время так быстро и незаметно летит. Молодым людям уже трудно объяснить, что такое СССР и Советская власть. Они не представляют, как ломали и корежили людей страшные 90-е годы. В то время, внезапно для большинства, привычный уклад жизни рухнул: заводы остановились, их оборудование растаскивалось на металлолом, научно-исследовательские институты разваливались. А в оставшихся еле живых предприятиях зарплату не платили по полгода, а то и дольше. Люди были в какой-то растерянности и, кто как мог, так и выживал. Некоторые впечатлительные натуры так и не приспособились к новой жизни – голодали, не могли найти новую работу и даже кончали жизнь самоубийством. Многие инженеры, учителя, ученые стали заниматься торговлей, создавали фирмы и фирмочки, открывали магазинчики, торговали на барахолках. Казалось, что вся страна бросилась торговать.

   Денег не было и в нашей семье. Зарплату мужу не платили, мой институт развалился. Когда я приехала в гости к дочери – аспирантке в Нью-Йорк, то усиленно искала подработку. Одна прихожанка Русской православной церкви дала мне адрес в Бруклине, где нанимают на уборки. В одном из микрорайонов Бруклина живут замкнутой группой ортодоксальные иудеи. Низкие дома из красного кирпича тесно прижимались друг к другу. В микрорайоне своя школа, свои магазины с кошерной едой, синагога и даже свои загородные детские и семейные дома отдыха. Приближалась еврейская пасха. Большим семьям иудеев со средним достатком требовались люди для уборки. К пасхе в доме все должно блестеть от чистоты, все нужно перемыть и проследить, чтобы в доме не осталось ни одной хлебной крошки. Я приехала на метро по данному адресу. В большом зале кирпичного дома во главе длинного овального стола сидели две еврейки. Одна, одетая по-европейски, говорила по-русски, а вторая, одетая в традиционную еврейскую одежду, говорила только на идише. За столом сидели около пятнадцати женщин, ожидающих заказа на работу. Кого тут только не было. Рядом со мной сидела пожилая грузинка, которая получила по законам США статус беженки из-за вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. Английский она не знала. «Почему мы должны знать английский, а они не должны знать русский»,- ворчала она. Я ей ответила: потому, что мы ищем работу у них, а не они у нас. Были тут и три узбечки, а может, таджички в национальных атласных полосатых платьях, было много женщин из Украины. Были и русские студентки и аспирантки. Русскоязычная еврейка раздавала заказы на работу. Мне выпало поработать в двух домах. Платили нам меньше, чем американцам – 7 долларов в час, 1 доллар из которых мы сразу отдавали работодательнице – хозяйке этого дома.

   Было очень интересно посмотреть изнутри на быт иудеев, хотя бы поверхностно. Занимаясь уборками, ухватить сердцевину невозможно, но и то, что я смогла увидеть, было ново и необычно. Одевались евреи традиционно, как и сотни лет назад: у мужчин – пейсы, шляпа, костюм, у женщин – парик или закрытый головной убор (после свадьбы у них девушке бреют голову) и платье до щиколоток с длинными рукавами. Нам – уборщикам тоже не разрешали в летнюю жару носить одежду с короткими рукавами.

   Вот это да! Я ищу глазами телевизор или радио. Но увы! Ни в одной семье не было ни того, ни другого. Молодцы! Сами не смотрят и детям не дают деградировать. Компьютеров тоже не было. Но в то время домашний компьютер был всюду редкостью.

   Начала уборку всего дома. Ого! Да у них 12 детей. Спросила Сару-хозяйку дома. Да 12 подтвердила она. И так во всех домах 12 и более детей. Только в одном доме было лишь 5 детей, последний ребенок еще грудничок. Так что в этой семье еще все впереди. Ортодоксальные евреи учатся, получают высшее образование, становятся профессорами, врачами, учеными, однако свою одежду и свои традиции не меняют. И работают, и лекции читают в своих шляпах и пейсах. И я очень зауважала иудеев за их стойкость в сохранении обычаев. Мамы у них много занимаются с детьми, помогают делать домашние задания, разучивают вместе тексты. Большое внимание уделяют религиозному воспитанию. Было удивительно, что пяти-, шестилетние дети стоят у стены с раскрытой книжкой в руках и, раскачиваясь, монотонно читают молитвы. В наших религиозных семьях я ни разу не видела, чтобы 5-летний ребенок читал молитвы. Наоборот, бытует мнение, даже среди священников, что так можно отвратить ребенка от религии. Как же иудеям удается с раннего детства воспитывать религиозность?

   За работой следили пристально (оплата шла почасовая), но обращались корректно и ровно. В каждом доме был большой зал с длинным овальным столом и большими книжными шкафами с религиозными книгами на иврите с золотым тиснением. В шкафах стояли серебряные семисвечники и другие мне не известные религиозные предметы. Мне эти шкафы открывать и вытирать пыль в них не разрешали. Обычно на втором этаже или в полуподвале располагались маленькие 6 – 9-метровые спальни, где у одной стены была двухъярусная, а у другой – обычная детские кровати. Меня поражало, что в таких огромных семьях некоторые мамы умудрялись работать, с детьми же сидели наемные няни. Покоробило меня одно обстоятельство: когда я достала свой сверточек с едой и села перекусить за кухонный стол, то меня попросили устроиться на стуле в коридоре и там перекусить. Я не поняла, почему, но потом знающие люди объяснили, что я трефная, то есть поганая для них, поэтому даже за кухонный стол меня пускать нельзя. Покоробило и то, что некоторые не упускали возможности не заплатить за неполный проработанный час, а когда я требовала деньги, делали вид, что не понимают, и платили только за полные проработанные часы. Если были недовольны работой, говорили: мы завтра уезжаем, больше не приходите. Всегда старались уходить от конфликта и никогда претензий не высказывали.

   Во всех этих семьях есть автомобили, телефоны, современная бытовая техника. Но радио и телевидение они в свои дома не пускают. Нам бы взять с них пример в сохранении нашей русской самобытности и культуры. Насколько бы поднялся нравственный и интеллектуальный уровень нашей молодежи. Но, увы и ах!

   Я восхищаюсь такими людьми. В многомиллионном современнейшем бурлящем городе сохранили свои традиции, не боясь трудностей, имеют много детей и прекрасно их воспитывают. Для этого нужно иметь твердые убеждения и силу характера. Молодцы иудеи! А мы, как пыль на ветру, куда ветер дует, туда и мы несемся.

                2013 г.


Рецензии
Уважаемая Галина!
Очень даже интересный и познавательный рассказ!..
Мне, к сожалению, не привелось побывать в США,
зато я был в других странах..
У Вас хороший литературный язык и Вам надо
издаваться!..
2) Как там с посевной в огороде?..
Кто помогает?
Regards

Валдис Хефт   18.05.2023 22:54     Заявить о нарушении
А я мало где была. Но в США бываю часто. Как вы поняли, у меня там дочь. Около 20 лет назад в крупных городах России были открыты американские центры по приёму экзаменов в аспирантуру университетов Америки. (Не знаю, есть ли они сейчас) Там обучение в ВУЗах платное, правда, плату взимают в зависимости от доходов семьи. А вот аспирантура бесплатная и плюс к этому платят приличную стипендию, на которую можно жить. Так США собирает лучших студентов со всего мира. Моя дочь сдала экзамены и поступила в аспирантуру в Нью-Йорке. Защитила докторскую и так и осталась там. Я к ней часто езжу. Разрываюсь на две части - дома сын и муж, а в Америке дочь и внуки.

Почитала ваши рассказы. Вы объездили почти весь мир. Аж завидно!
Sincerely,


Галина Санорова   19.05.2023 18:43   Заявить о нарушении
Уважаемая Галина!
Спасибо, что отзываетесь!..
Вам можно только позавидовать - лучше разрываться
между странами, чем в семье!
Конечно, Бруклин - это не Торонто, но
Вашему сыну лучше бы попробовать там,
чем идти по призыву..
2) На досуге почитайте мои опусы: "О невестке"
и "Мой милый Заяц"..
3) А все-таки:
Как там с посевной в огороде и
кто помогает?
Regards

Валдис Хефт   19.05.2023 19:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.