Фотография из архива моего отца 3часть

Фотография из архива моего отца (Семенова Д.В.)
(часть 3, о Герое СССР Цапове И.И. и его однополчанах)

К 70-летию снятия блокады ЛЕНИНГРАДА! (27.01.1944г).
Посвящается пилотам гвардейцам Балтики - защитникам Ленинграда.

Кто не знает (не помнит) прошлое
У того нет будущего!
(Философ Сенека).

    Вспоминается в детстве мы все очень любили смотреть фильмы про войнушку (так тогда в детстве мы ласково говорили о войне). Но я замечал, что мои родители почему-то не очень любили фильмы о войне и как-то не хотели даже говорить о ней. Сейчас я понимаю, что они кто пережил это трудное время войны, просто не желали вспоминать об этом тяжелом времени для нашего народа. И в моем детстве было несколько фильмов о войне, но особое место почему-то занимает фильм «Балтийское небо», так как этот фильм был о летчиках-истребителях, так как мой папа был летчиком-истребителем (правда были и другие фильмы: Повесть о настоящем человеке, В бой идут одни старики, Небесный тихоход, Чистое небо и ещё другие – они то же очень интересные, но хочется рассказать именно о фильме «Балтийское небо»). Этот фильм мы в детстве смотрели по несколько раз, и прошло очень много времени, многое позабывалось, но запомнилось нам с детских времён несколько эпизодов которые нельзя забыть. Первый: это когда наш летчик, оборонявший «Дорогу Жизни», проходившую из блокадного Ленинграда по Ладышскому озеру, произвёл вынужденную посадку на заснеженное поле. И он попросил у мальчика монетку для того чтобы ей подкрутить подрегулировать мотор. А мальчик в это трудное время собирал картошку в поле изрытом воронками от взрывов бомб. Второй эпизод. Но он очень плохо помнится, что они через некоторое время где-то встретятся. И вспоминая этот фильм я купил диск этого фильма и так захотелось просмотреть его ещё раз. Но это я уже сделал это, когда мне стало уже за 60 лет. Так захотелось вернуться в детство, ведь этот фильм был одним из самых любимых нами. В этом фильме описано о мужестве наших легендарных летчиках, сражавшихся с немецкими асами, у которых самолеты были по всем показателям превосходившие советские самолеты. Наши летчики дрались геройски и многие погибали в этих не равных условиях. В эскадрильях оставались по одному, двум, трём летчикам, которых даже на звено не хватало. И поводом вернутся к этому фильму послужило прочтение книги «Жизнь в небе и на земле», написанной одним из самых славных летчиков Балтики, участвовавших в обороне города Ленинграда и Дороги Жизни – Героем Советского Союза Иваном Ивановичем Цаповым. Из этой книги я узнал, что книга по которой был поставлен фильм Балтийское небо, одноименный роман Николая Чуковского писался им на примерах настоящих судеб летчиков авиаполка, в котором служил в то время Иван Иванович Цапов. И лучше, чем Иван Иванович Цапов никто не расскажет, как писался этот роман Николаем Чуковским, и кто из летчиков соответствует героям из этого романа. Ниже привожу отрывок из книги Цапова И.И. «Жизнь в небе и на земле»:
               
               ГЕРОИ РОМАНА «БАЛТИЙСКОЕ НЕБО»
    В годы войны в наших гвардейских авиаполках частыми гостями были журналисты, да и некоторые летчики, в том числе и я, писали о боевых схватках в дивизионную газету «Победа». Читали мы о нашей деятельности и в газетах «Страж Балтики» (КБФ) и «Красный флот» (ВМФ). В конце декабря 1942 года прибыл и на долгое время осел у нас Николай Корнеевич Чуковский. Нам его представили солидно — писатель! Это был довольно еще молодой человек, около сорока лет, высокий, сутуловатый, в очках. Он очень внимательно присматривался к нашей жизни. Ходил с командиром полка Н. М. Никитиным, дотошно его расспрашивал, подходил к летчикам на аэродроме и в столовой. Спрашивал о настроении, о том, как прошел бой, что пишут из дома, как кормят. Честно говоря, мы мало внимания обращали тогда на него. На вопросы отвечали односложно. Мы не знали, что этот человек впишет нас в историю. Чуковский прожил в нашем полку около полугода.

    В середине пятидесятых годов вышел его замечательный роман «Балтийское небо». Мы читали его и легко узнавали себя, наших боевых друзей. Вот один из героев — комиссар эскадрильи Игорь Кабанков. Конечно же это наш Игорек Каберов. Он был действительно одаренным человеком: писал стихи, играл на баяне, хорошо рисовал. С начала войны он каждый день выпускал боевой листок! Более того, эта его деятельность была достойно отмечена государственной наградой. Поднимать боевой дух в те тяжелые дни 1941 года дорогого стоило, и Игорек был награжден за выпуск боевых листков орденом Ленина и одновременно за боевые успехи — орденом Красного Знамени. По воли автора романа Кабанков погибает в бою, а прототип его встретил победу живым. В чертах комэска Лунина легко узнать командира второй эскадрильи Александра Мясникова. Только у него была семья, которая эвакуировалась в начале войны. Комэск Мясников осенью 1942 года не возвратился с боевого задания. Самолет упал в болото, и долгих шестьдесят лет оно хранило свою тайну. Летом 2003 года ленинградские поисковики отыскали это место, вытащили пушку, по которой установили имя пилота упавшего самолета. Был найден сын комэска Юрий, высококлассный программист, уже немолодой человек, который живет в Москве. Состоялась торжественная церемония перезахоронения летчика. Одна из улиц в пригороде Ленинграда была названа его именем.

   До Мясникова 2-й эскадрильей командовали И. Новиков и И. Уманский, черты и поступки которых также узнаваемы в собирательном образе комэска Лунина. Была у нас в авиаполку, и официантка эстонка Хильда. Она действительно знала и помнила всех летчиков полка, как живых, так и погибших. Несколько раз она привозила на аэродром еду и мне. Только вот ее дальнейшей судьбы я, к сожалению, не знаю. Однажды зимой на бывшем картофельном поле в Кронштадте наши летчики заметили мальчишку, который ковырялся в земле, выискивая замерзшие картофелины. Привели его на кухню, отогрели, накормили. Он рассказал, что живет здесь с сестрой, родители погибли. Сестру его потом пристроили в батальон авиационного обслуживания. У нее действительно завязался роман с одним летчиком, и дело, по-моему, кончилось свадьбой, а ее брату Славе пошили форму, и он стал сыном полка. В романе колоритно описаны два соперника в боевых успехах Илья Титаренко и Антон Кузнецов. Прототипами были несомненно, Дмитрий Татаренко и Георгий Костылев. Они действительно ярко выделялись в полку. Было у них и нечто вроде личного соревнования. По характеру они были примерно одинаковы: непримиримые спорщики, нетерпимые и настойчивые, резки в высказываниях и упрямы в отстаивании своего мнения. Оба летчика участвовали в войне с первых дней. Никто больше их не сбивал в воздушных боях самолетов. 

     Георгий Костылев стал 23 октября 1942 года вторым в полку (за время Отечественной войны) летчиком, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. Высокого роста, сухощавый и стройный, он выделялся в бою не только русской удалью, но и несравненным отточенным мастерством пилотирования. На его личном боевом счету к тому времени было 9 лично сбитых и 34 победы в группе. В начале 1943 года он был назначен командиром первой эскадрильи. Дмитрий Татаренко в 1941 году участвовал в обороне Ханко. Свой первый самолет сбил в июле 1941 г. При прорыве блокады Ленинграда в начале 1943 года только за месяц боев он сбил двенадцать самолетов врага. К марту 1943 года имел на своем боевом счету 14 самолетов, сбитых лично и 8 в группе. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 24 июля 1943 года вместе с Игорем Каберовым. По сюжету романа в третьей эскадрилье был летчик по фамилии Рябушкин, и бой, который он провел в романе в самом начале прорыва блокады Ленинграда, не придуман. Только сражался на самом деле Александр Шилков. Это бой впервые был описан в очерке Н. Чуковского «Молодые истребители» в газете «Красный флот». Также в романе с почти документальной точностью воспроизводятся некоторые другие наши бои при прорыве блокады Ленинграда. По воле автора эскадрилья Лунина понесла большие потери, вплоть до того, что в ней остаелся в живых только один командир. В действительности такого никогда не происходило. Бывало, что в эскадрилье оставалось 4—5 человек и примерно столько же самолетов. Так что, когда в эскадрилью приходило пополнение, было кому передать новичкам бое вой опыт. К тому же некоторые летчики выбывали по ранению и вновь возвращались в строй. К примеру, из 18 летчиков 5-й эскадрильи, с которыми в 1941 году я начинал войну, прошли всю войну и встретили победу 12 человек. Погибли в боях шестеро: Иван Минаев (1943) Владимир Петров (1942), Дмитрий Петрухин (1941), Константин Соколов (1941), Аркадий Чижов (1941), Василий Марков (1942). Судьбы еще двух человек я не знаю.

    Однажды при встрече Игорек Каберов показал мне абзац романа «Балтийское небо», где по его словам был описан я: «Колхозник… Иван Дзига обладал широчайшей грудной клеткой и мускулами молотобойца. По силе никто в эскадрилье не мог с ним сравниться, но вся эта сила не шла ему впрок, потому что был он на редкость неуклюж. Его могучие руки беспомощно путались в кабине самолета, не знали за что браться». Почему Чуковский описал меня так, до сих пор я не пойму. Но я не был угнетен своими неудачами, как он написал в романе, а просто переживал в это время за своих родителей. Они находились на оккупированной врагом местности, и их судьбы я не знал. Забегая несколько вперед, необходимо отметить, что после войны многие мои боевые товарищи, реальные герои «Балтийского неба», продолжили свою службу в авиации, упорно учились, закончили академии и занимали высокие командные должности. Так, Герой Советского Союза Александр Алексеевич Мироненко дослужился до генерал-полковника авиации и должности командующего авиацией ВМФ. Герой Советского Союза Дмитрий Митрофанович Татаренко ушел в 1967 году в запас в звании генерал-майора авиации с должности первого заместителя командира корпуса ПВО страны. Скромнейший по натуре человек, Василий Черненко в годы войны был непревзойденным разведчиком: на его боевом счету 12 лично сбитых и 8 в группе самолетов врага. А еще он обеспечил своему ведущему 16 побед. Среди сбитых им самолетов пират-одиночка, который летал на самолете с нашими опознавательными знаками. Он сбил его в лобовой атаке. Василий Иванович тоже стал Героем Советского Союза и генерал-майором авиации. Мы дружим до сих пор.
 
    Перед уходом в запас Василий Иванович занимал должность заместителя начальника штаба войск ПВО по боевому управлению. Эту же должность, в свое время, занимал Герой Советского Союза, генерал-майор Владимир Федорович Абрамов. Герой Советского Союза полковник Игорь Александрович Каберов закончил службу заместителем командира авиадивизии ВМФ. Герой Советского Союза Семен Иванович Львов преподавал в Военно-политической академии. Другие мои товарищи после войны долгое время служили в авиации на разных командных должностях. Штурману полка майору Александру Герасимовичу Батурину в 1948 году медицинская комиссия запретила летать: ухудшилось зрение. Нужно сказать, что 70% зрения у него было уже в 1941 году, но он провоевал всю войну. В гражданской жизни фронтовик не потерялся. Он был директором электросети, парторгом ЦК на строительстве аэропорта в Казахстане на целине, главным механиком и начальником строительства телецентра в одном из городов Татарии.


На фото (уже немного обработанном и улучшенном нами) – гвардии капитан Герой Советского Союза Цапов Иван Иванович.

Так благодаря одной фотографии можно найти многое интересное из нашей истории. И вернуться с помощью этих событий хоть на чуток в наше далёкое детство.
 
Продолжение обязательно будет!!!
За тех, кто в небе, то над морем, то над сушей!


Рецензии
Интересные факты... Спасибо.

С уважением

Алла Павленко   16.08.2016 15:03     Заявить о нарушении
Спасибо Алла! А ваши стихи еще прекраснее и трогают за душу! Желаю вам дальнейших удач!!!

Александр Семёнов 7   20.08.2016 07:40   Заявить о нарушении
Спасибо, Александр...! И Вам Удачи и Успеха, всегда и во всём...!

С теплом

Алла Павленко   02.09.2016 13:17   Заявить о нарушении