Кутна-Гора
Кутна-Гора - бывший Куттенберг - "сокровищница страны", небольшой средневековый городок в центральной Богемии, в 60-ти километрах к Востоку от Праги, час езды на шикарном автобусе.
Шикарный автобус ждал нас прямо на Вацлавской площади, где останавливаться в принципе нельзя, поэтому мы в него попрыгали как зайцы, и из 44-х участников в автобус попало 22 человека. Писатели, поэты, поэты-песенники, и один репортер в моем лице. Правда, от Карела Сиса тоже был репортер, коллега, так сказать. Он до конца без конца щелкал камерой, мой же фотоаппарат сдулся на самом интересном месте - в штольнях шахты, где еще в 19-м веке добывали серебро, в серебряном руднике!
Выдали нам по каске, по тяжелому белому прорезиненному халату, и по фитильной лампе. Всем показали, как она включается, как выключается. Из 22-х нас спустилось в штольню 17-ть, потому что роскошной женщине Елене Данченко стало вдруг дурно на входе, и с ней остался Виталий Воронуха, и еще три поэтессы.
Мы спускались сорок метров по винтовой лестнице, прорубленной в глыбах серебряной руды - девушка-проводник шла впереди, мужчина-проводник замыкал группу - зрелище было завораживающим, но никто по сторонам не глазел, все смотрели под ноги и считали ступени, ведущие в преисподнюю.
Сначала шли свободно, в полный рост, хоть и гуськом. У всех были зажженными фонари, и они выхватывали совершенно фантастическую игру серебра в черном. Ахи и охи. Потом пришлось пробираться бочком и на полусогнутых. Все равно воздух чист, как в Подебрадах, в соляных пещерах, дышать легко, шутить легко:
- Хорошо, что Елене Данченко стало дурно на входе, - говорит Левицкий, продираясь передо мной, - она бы тут точно застряла! И что бы мы делали?!
А от фонарей во все стороны хороводы!!!
- Внимание! - кричит девушка-проводник, - дальше начнется участок высотой 120 сантиметров, кто не может согнуться, лучше повернуть назад и вернуться с нашим проводником Яцеком.
- Что согнуться, мы готовы и ползком, потому что впереди нас ждет пещера с чистейшей водой, там глубина восемь метров, а выглядит, как драгоценные камни на блюде, - ободряюще кричит Левицкий.
- А откуда Вы знаете? - пищит Лейла Джафарова из Азербайджана, - Сергей Владимирович?!
- А я этот путь уже прошел на днях, чтоб отвечать за вас, поэтов.
Дальше отправилось нас десять.
Я помню хрустальный голос Ольги Котигоренко:
- Какой, однако, здесь шикарный паркет!
И хохот. И вправду, освещенное десятью фонарями, максимально приближенное к глазам, лежит перед нами серебряное нутро Кутно-Горы, и дубовые дощечки, засыпанные разноцветными камушками, показывают путь наверх.
- А теперь погасим на минуту фонари и ощутим себя в абсолютной темноте, - сказала наш проводник, когда мы достигли волшебного озерца и вдоволь налюбовались игрой драгоценных каменьев в его глубине.
И все погрузилось в ничто. И даже вода не дышала.
Комета
"Комета" - это такой ресторан, куда мы должны были отправиться на обед. Все так проголодались от серебряных испарений во глубине руд, что бежали вперед паровоза, и я вдруг поняла, что мы остались с Еленой Данченко одни, и что она немного прихрамывает на правую ногу. Я ей подставила правую руку калачиком и сказала:
- Не стесняйтесь, опирайтесь.
- Не стесняюсь, - сказала она, легко принимая мою помощь, - я, Ирочка, потомственная Немирович -Данченко, но только из стеснения когда-то выпустила первую фамилию из псевдонима. Теперь я ничего не стесняюсь.
Мы с ней успели зайти в пару ювелирных лавок, пока другие осматривали "Костнице" в пригороде Седлец. Действительно, иногда у чехов юмор зашкаливает. После чумы (столбы по которой стоят в каждом городе Европы, как и столбы о том, что каждый город освободила Красная Армия), долгое время кости незахороненных людей пылились в ригах какого-то герцога, а потом пришел какой-то художник и пообещал этому герцогу, что сделает из этих костей произведения искусства, и герцог разрешил. Люстры из черепов, хоругви из костей, фамильные щиты из тазобедренных суставов. Правда, и четыре саркофага, из самых маленьких. Беда.
Однако, никому эта беда аппетита не испортила.
Кто смаковал печеного лосося, кто воевал с печеным "коленом", кто обменивался тем и другим, кто ел одни салаты с крабами, кто только закусывал маринованными грибочками, Левицкий не утерпел:
- Вы что сюда, есть приехали? А поделиться впечатлениями, господа поэты?!
- Я сто раз этой каской об сталактит долбанулась, - сказала Натали Гагарина.
- А я, в этой абсолютной темноте, видела миллиард ярчайших звезд, - сказала Лейла.
- Мое впечатление одно - если бы не Левицкий, мы бы не оценили, в какое прекрасное время живем, какую имеем прекрасную работу, как хорошо понимаем друг друга через время, через расстояния, несмотря ни на что, вопреки всему! За Левицкого!- сказала я.
- Вот, буквально у меня изо рта вытянула, - пробурчала Майя Коротчева.
Свидетельство о публикации №214042800221
Игвас Савельев 29.04.2014 00:08 Заявить о нарушении