Душевная перестройка

 
   Времена перестроек  ничего хорошего не приносят, страдает только народ.
Прошло много лет теперь, а  из головы никак не исчезает случай, который потряс  до глубины души.  А случилось это, как раз в перестройку, когда работы в городе, в стране не было. Мужское население вынуждено искать работу  в других республиках. Женщины с детьми оставались одни. Если кто-то из семьи работал, мама или бабушка, то,  как то перебивались с житьём. Сказать так легко, а если  представить ещё, что надо и за квартиру платить немалые суммы, то,  как выжить, да ещё с детьми.
   Когда я  приезжала в город  эН, то обязательно  навещала хорошо знакомую  семью, чтобы узнать о  житье-бытье.    Знакомая моих детей осталась одна с двумя ребятишками - девятилетней девочкой  и   одиннадцатилетним мальчиком.  Дети  выглядели худенькими ,  взгляд на гостью, в ожидании вестей от отца, был  настороженным и печальным
   Молодая женщина, Татьяна, сверстница моего сына.  Она обрадовалась моему приезду. Я обязательно приносила детям что-нибудь вкусненькое - шоколадки, печенье. И на сей раз, но этого оказалось мало, а надо было что-то посущественней, я чуть позже поняла.
    Татьяна  стала рассказывать о своей жизни.  Муж  уехал  с бригадой   на заработки.  О каких деньгах можно говорить, если их и переслать, и  передать было невозможно .  Всё, что заработал,  уходило на дорогу, а дальше что? И  он говорил, что приехать не может. Вот и перебивались, как говорят с хлеба на воду. Спасибо приятелям соседям, чем  могли - помогали.
Если муж деньги  с кем то передаст, то чуть поживёшь.  Дети растут, им одежда, обувь нужна, а о покупках говорить и не приходится. Так и перебивались, в ожидании отца из командировки  за существенным  денежным достоянием для семьи.
Татьяна с переживанием  рассказала  о детях, только о детях, о себе и разговора не было. Работать негде, все предприятия закрылись.   
  Кто уезжал на заработки, друг друга знали, все земляки. Новости передавали семьям, если надо передать. Вот и Татьяне всё передавали, что муж нашёл себе женщину, насколько были верны слухи  - неизвестно.   Молодую женщину  жалели, но  жить то надо, а как?
   Был у них, у Татьяны с мужем, приятель, он то стал помогать Татьяне с продуктами. В день рожденья  сына принёс подарок, поздравил.  От отца ни привета, ни ответа не было.
   Татьяна выглядела  уставшей, болезненной.  Пока  мы были заняты разговорами, дети открывали дверь и спрашивали маму: «Когда будем есть?»   Она отвечала: «Сейчас, сейчас!»
  Мы договорились, что я разыщу её мужа по адресу, что написала Татьяна и телефон.    В  следующий приезд я  обязательно  сообщу ей.
   Детское терпение на ожидание обеда, который состоял из большой кастрюли с отварными макаронами  и всё, я больше не стала испытывать.
      До своего дома, пока я возвращалась,  я не могла успокоить свои нервы, которые взбунтовались во мне. Я была злая на  перестройку, на неверных, непорядочных  мужей, и  в этот момент  я не знала, как помочь  этой молодой женщине.
  Мужа Тани я отыскала по телефону, рассказала, что я увидела и как  выглядели его  дети.
Казалось, всё своё волнение я ему передала, на что он сказал, что постарается  доработать и уехать домой.  Поговорила, успокоилась.


     В следующий  приезд  меня ждало  огорчение. На звонок в квартиру Татьяны никто не отвечал, дверь была  закрыта.  На лестничной площадке открылась дверь соседней  квартиры и  девушка  сказала, что Татьяна умерла.  Сегодня поминки, прошло 9 дней.   Муж  и дети должны быть дома.
Она мне рассказала немного,  что случилось с Татьяной, почему так всё получилось.   К такому  убийственному  сообщению я не была готова. 
Теперь анализируя свой последний разговор с Таней, я задаю себе вопрос: « Почему  я не спросила  её, как она себя чувствует?»  Я ведь взрослая женщина и могла бы подсказать ей, как  что надо делать в сложившейся обстановке, тем более видела её болезненное состояние. Но, увы! После драки кулаками не размахивают. Но, всё равно, на сердце осталось какое-то опустошение. Жаль молодёжь, которая  остаётся без помощи.  Моя знакомая   была сирота. Её  родители рано умерли.
Пожаловаться, посоветоваться некому, все  переживания были при ней, ушла в себя. А кому рассказать, когда каждый выживал по-своему. Время  было трудное.
 И  жизненные политические события страны, перестройка ничего достойного  не принесла никому. Разобщила  молодые семьи. Им бы жить да жить, растить детей, держаться друг друга, да  не тут то было.  Детей жаль, остались без мамы. Чужая родную мать  не заменит.
В такой ситуации трудно понять - кто прав, кто виноват.
    Я стою  у  могилы,  в которой   нашёл последнее пристанище  человек, не по своей воле, и продолжаю Фило-Софствовать . 
Это капля была в море слёз  и печального времени тогда  была не одна.   Теперь  всё в прошлом - не воскресить, не возвратить былое!
И былое бывает разным.
 Вспомним -  Великий демократ В.Г.Белинский   в 1847 писал: «…горе государству,  которое в руках капиталистов; эти люди без патриотизма, без всякой возвышенности в чувствах». В ХХ1 веке лучше не стали.
    Хорошо, что существует справедливость и когда она побеждает. Крымский  Референдум оказался тем гарантом на успех надежды  крымского народа  на достойную жизнь, за будущее детей,  за торжество исторической справедливости.
    Один мудрый человек сказал, что всё исчезает  - остаётся  только  правда.
    И я в надежде  только за неё!

20 апреля 2014, Крым


Рецензии
Дорогая Галина!
По ссылке,наконец-то, добрался до Вас,чтобы поблагодарить за рецензию.
Посмотрел пару рассказов.
Душевно.
Одна мысль.
Почему европейсктй капитализм даёт возможность жить и хорошо и долго.
Часто бываю и знаю.
А израильский добровольный коммунизм в кубуцах вполне приемлем.
Может дело не в"измах"?

Доброго Вам дня и хорошего настроения!

Яков Капустин   16.10.2015 08:28     Заявить о нарушении
Ой,Яков,для нас, в России, любые "измы" всегда извращением оказываются.Пока я на себе хорошего не ощутила.Спасибо,что отыскали,благодарна Вам.
Творческих успехов!

Галина Белякова   18.10.2015 15:55   Заявить о нарушении