Семейные хроники. Михаил. Новочеркасск-Ржев. 1942

            
                Семейные хроники. Михаил. Новочеркасск - Ржев.1942 г.

               
 Я вернусь на радость  тебе мама,
 Я вернусь, и меня не убить!
 Молоком  ты вскормила героя,
 Научила и мстить, и любить. 

 М.П. Линник
22.09.1942 г. газета Калининского фронта
 «Вперёд за Родину»



       Четыре  пожелтевших от времени  листика  из  разлинованного в линейку  блокнота со следами  характерных  сгибов  знаменитых треугольников  полевой почты.  Внутри  чёрными чернилами аккуратно записаны семь стихотворений. Да мало ли писали раньше и пишут сегодня  стихов люди?- скажите  вы.  Но это не простые стихи. Каковы бы они ни были, пусть  безыскусны  и наивны, но бесценны   тем, что    стихи эти  написаны  на фронте совсем  молодым человеком, который  остался навеки  двадцатипятилетним.   И сегодня, спустя  много десятилетий  я  осторожно, боясь повредить драгоценную реликвию,  благовейно  вчитываюсь в знакомые с детства  строки, написанные   моим  дядей, Михаилом Линником, которого  мне так и  не  довелось  увидеть. 
               
     В семье украинского хлебороба  Парфентия Захаровича Линника три младших сыны Михаил, Пётр и Иван родились с интервалом в три года и, объединённые общим детством были близки друг другу.  Любовь  и привязанность сохранилась у них на долгие годы. Однако, старшему из этой троицы - Михаилу судьба  уготовила  не столь долгие годы жизни.
 
    Родился  Михаил в 1918 г. в Черниговке Запорожской области  и оказался наиболее способным из детей  Парфентия и Елизаветы Линник.  В  1925 году он пошёл в школу, легко и быстро научился читать. Сразу увлёкся чтением книг. Прекрасно читал вслух. Прослышав о его способностях чтеца, соседские мужики, после дневных трудов собирались в хате  Парфентия Захаровича и просили Михаила почитать вслух. Часа два он читал бородатым мужикам романы Жюля Верна, которыми увлекался сам и перечитал все, которые смог достать. (По свидетельству младшего брата Ивана  Линника). После чтения мужики дружно выходили во двор, закурив  самокрутки и обмениваясь впечатлениями от услышанного, расходились по домам, чтобы  на следующий вечер вновь собраться и, позабыв  на час о своих нелёгких крестьянских заботах, окунуться с головой в мир удивительных приключений героев Жюль Верна.

     В 1932 году Михаил  закончил семилетку.  В том же году Михаил поступил на на зооветеринарное  отделение  Обиточенского сельхозтехникума, который   располагался в селе Обиточное Запорожской области.  Учился Михаил хорошо с  интересом  к своей будущей профессии. Там же он научился играть на мандолине, принимал участие в выступлениях струнного оркестра, пел в хоре. 1932-1933 год – год  сильного голода на Украине, когда недороды и стремление властей республики  любой ценой  выполнить план поставок  зерна государству привели  к  таким тяжким последствиям.  Родители и младшие братья  Пётр и Иван переехали в Россию на Дон, в город Шахты, бурно развивающийся  угледобывающий  центр Восточного  Донбасса.   

    В 1936 году Михаил  получил диплом ветфельдшера.  Его направляют на работу  ветеринарным врачом   в Госплемсовхоз им. Карла Либкнехта.  Работает  Михаил с интересом и энтузиазмом.  Увлёкся  изучением влияния трав на выздоровление больных животных. Результаты  исследования   систематизирует и публикует. В специальных журналах  по животноводству опубликованы  три статьи Михаила Линника.               
      Подходил к концу срок обязательной отработки. Молодому ветфельдшеру всего  лишь двадцать лет, но уже  он знающий, вдумчивый перспективный специалист.  Казалось бы, пора «пускать корни», обзаводиться семьёй. Но помыслы Михаила в дальнейшем росте, он мечтает о высшем  образовании.

     Летом 1938 года Михаил успешно сдал вступительные экзамены в Одесский сельхозинститут. Теперь  он студент  первого курса  ветеринарного факультета. В институте  учится отлично, приобретённые  на практике знания и опыт помогают в учёбе. На каникулах Михаил приезжает  в Шахты к родителям, к  младшим братьям Петру и Ивану. Привыкает к новому для себя месту и дому.

     В  1938 году брат Михаила Пётр заканчивает с золотой медалью  среднюю школу №30 г. Шахты и поступает на  1-ый курс химико-технологического  факультета Новочеркасского индустриального  института им. Серго Орджоникидзе.  Пётр  по духу близок к Михаилу, он прекрасно  учится,  увлекается журналистикой.  Это духовное родство с братом  стало не последним аргументом того, что Михаил принимает решение о переводе из Одесского института в  Новочеркасский, ближе к отцу-матери, младшим братьям  Ивану  и  Петру.

     В 1940 году  Михаил становится студентом 3-ого курса  Ветеренарно-зоотехнического института в Персиановке, что под Новочеркасском. Теперь  Михаил и Пётр часто встречаются, вместе навещают родителей  в Шахтах.  Довольны были и родители, ведь после семилетнего отсутствия их  сын снова вернулся в семью. На новом  месте  Михаил учится легко, с удовольствием. Будучи  старше своих однокурсников и  имея опыт практической работы,  пользовался уважением  студентов и преподавателей.  Подружился он с девушкой, Лизой Грачёвой. Она писала ему письма на фронт.

               
     Июнь 1941 года. Позади успешная экзаменационная сессия, впереди долгожданное  лето. Впрочем, отдыхать братьям особо  не приходилось. Каждое лето они работали, чтобы хоть как-то компенсировать затраты родителей на их учёбу. Но вот  22 июня,  громом  среди, казалось бы, ясного неба, пришло сообщение о начале войны.

       Известие о вторжении  Германии застало братьев  Михаила и Петра  в Новочеркасске.  В первую же неделю войны Михаил получил повестку на мобилизацию.  Его одногодки 1918 года рождения,  едва отслужив срочную,  вновь потянулись в военкоматы.    С повесткой на руках Михаил  с Петром нагрянули в отчий дом. Два дня на сборы и прощание с родными  пролетели, как два часа. Мать,   Елизавета Семёновна, убитая столь неожиданно свалившимся горем,  собрала Михаила в дальнюю дорогу. Провожать его в Новочеркасск отправился  Пётр.

     На сборном пункте Михаил был удручён расставанием и подавлен. Быть может,  подспудно чувствовал злой рок осязаемо нависающий над ним. И вот тогда произошло то, что лишний раз доказывает, что всё - таки не люди  на этой грешной земле распоряжаются своей судьбой. Петру до слёз стало  жалко Михаила, не мог он оставить брата одного в эту трудную минуту.  Пётр подумал, мол, какая разница, сегодня или через несколько дней, но сегодня можно пойти вместе с братом, и  здесь же записывается добровольцем, в надежде сопровождать брата  и быть вместе, как бы то ни было.

     Но, о ужас!  Призыв Михаила по каким-то причинам откладывается на несколько дней. Однако, Пётр уже не может повернуть назад, он уходит в армию, а Михаил возвращается домой.  Надо себе представить то удивление и горе родителей, когда ушёл на фронт тот, кого не провожали, а тот сын, которого они благословили, вернулся. Плохая  примета, которая, к несчастью,  сбылась. 
    Через несколько дней, 2 июля 1941 года ушёл и Михаил.  Не прошло и месяца с начала войны, а  Михаил и Пётр были уже в рядах армии. Михаила направили на учёбу  в  Военное  училище связи,   г. Орджоникидзе.
    Спустя год, в июле  1942 года после  краткого курса подготовки Михаил Линник в звании   лейтенанта  направляется  в действующую армию,  на  Калининский фронт.

   После разгрома немецкой группировки под Москвой в декабре 1941 года и не столь успешной попытки дальнейшего наступления зимой 1942 года  к западу от Москвы установилась извилистая  линия фронта  Великие Луки – Вележ – Демидов – Белый – Духовщина – река Днепр – Нелидово – Ржев –  Гжатск – река Угра – Спаск-Деменск – Киров – Людиново – Холмищи – река Ока. Причём, немецкая группировка войск с центром в Вязьме на сто километров вклинивалась в расположения Калининского и Западного фронтов и «дамокловым мечом»  угрожала Москве. Немцы понимали это и  всеми силами удерживали  вяземский плацдарм. Наши войска с начала 1942 года не прекращали  попыток ликвидировать ржевско-вяземский немецкий кулак. Безуспешно с большими потерями закончилась первая  Ржевско-Сычёвская  наступательная операция.    Вот такова была обстановка   на Калининском и Западном фронте, когда   там  после окончания училища  появился  лейтенант Михаил Линник.


     Назначили его командиром взвода связи стрелкового батальона  в  436  полк 155(второе формирование) стрелковой дивизии 22 армии. Боевой путь лейтенанта Михаила Линника  прослеживается по  датам  и населённым пунктам, обозначенным под его стихами  в   упомянутом выше блокнотике.   Семь стихотворений – семь географических точек и дат.        Первая дата приведена под стихотворением  «Я вернусь», написанным  в мае 1942 года ещё в училище в г. Орджоникидзе, а  22.09.1942 г. его опубликовали в газете Калининского фронта  «Вперёд за Родину». 

     Если и было   на всём фронте   место  горячее, чем под Ржевом,  то  это был Сталинград, где  17 июля  1942 года  началась знаменитая   Сталинградская битва.  Битвы под Ржевом, которые  следовали одна за одной  наоборот  долгое  время   всячески замалчивались, ибо особо хвалиться    было нечем - громадные потери  и  мизерные результаты. Историки впоследствии   назовут  ржевско-вяземское противостояние позиционной бойней.

    Михаил подоспел в  155 дивизию  22 армии как раз к началу очередной наступательной операции  Калининского фронта   1-ой  Ржево-Сычёвской , которая началась  30 июля  1942 г.  Однако,  22-я армия  в этой операции  участия не принимала.  Зато  во  второй, которая началась 25 ноября, пришлось хлебнуть лиха.  Впрочем,  эта операция также закончилась безрезультатно 20 декабря 1942 г.   

 Под следующим стихотворением стоит   «февраль1943 года»  с припиской «Калининский фронт д. Ярцево Нелидовского района».  Михаил находился на участке  фронта от г. Белый до г. Ржева, который противостоял  вяземской группировке немцев.  По периметру  выступа продолжались  ожесточённые бои местного значения, но  немцы, осознав бесперспективность ржевско-вяземского кулака  начали  организованно выводить оттуда войска.

      Следующая по хронологии дата под стихотворением «Подруге»  март 1943 года Калининский фронт х. Грядцы. Это уже в  семидесяти километрах от Нелидово  и от фронта, хотя и дальше на северо-запад от Москвы. С 1.03.1943 г.  155 стрелковая дивизия переводится в состав 39 армии, которая  со 2 марта  1943 г.  участвует  в очередной Ржевско-Вяземской наступательной операции.  На сей раз последней, потому что  вермахт сам выводит войска и,  прикрывая отход,  ведёт ожесточённые аръегардные бои.

  Под стихотворением  «Воспоминание» -  стоит «Апрель.1943 г.  Западный фронт  д. Б. Фоминки Батуринский район».   Дивизия  выводится  из  состава 39 армии  в резерв ставки ВГК и в составе 27 армии  готовится к передислокации. 


Рецензии