Славой Жижек нас учит... Из старых блокнотов 4
Как мне представляется, сама суть написанного остаётся актуальной и сегодня. Итак :
Среди фигур в объятиях Pussy Riot, появилась ещё одна - более, на мой взгляд весомая, чем рок-музыканты, более известная в европейской среде и относительно новая для России.
Когда сторонники пусек стали захлёбываться от восторга, после высказываний "Ред чили пеперс", Мадонны и "Стинг"а - с другой стороны насмешливо выслушивали эти, ни к чему не обязывающие слова, почти trash. Вот письмо наших деятелей культуры. это гораздо серьёзнее, хотя некоторыми было сделано явно в сиюминутном помутнении разума или корпоративном порыве. И, как мне кажется когда-нибудь они об этом скажут. Поодиночке. И не все.
Да и "революционным душком" с Болотной ещё несёт. И одурманенные им передовые умы небольшой части нашего общества спешат высказаться в духе "не могу молчать" и "молчать уже не могу совсем". Правда, почему молчали раньше - живя в той же среде, где и продолжают жить - объяснить не могут или говорят что-то невнятное. Если вдруг прояснилось сознание - значит всё раньше устраивало? Если долго обдумывали - значит тугодумы? Если проснулась совесть - значит были бессовестны? Но последний случай замечателен. Такое пробуждение дорогого стоит. Ещё бы и мысли выражать "по-взрослому" и не впасть вновь в молчание.
И разговоры о "расколе общества" вздор. Не надо кажущееся выдавать за действительное. Пресса в какой-то степени поддержала, но на то она и пресса - в мутной воде больше неожиданностей. Что же касается зарубежной прессы, так это не за пусек, а просто ещё один повод порычать на Россию, особенно на фоне арабских революций, разжигания гражданских войн и протестных желудочных спазм. У меня, в достаточном большом круге общения, включая знакомых из бывших республик союза и десятка европейских государств, нет примеров любопытствующих вопросов или пересудов на эту тему. Из Европы особенно - максимум, что бывает, это в духе "у вас в 17-ом, в Петербурге какая-то заварушка была, всё забываю спросить - чем кончилось?" У меня вообще создалось впечатление, что я один - из нашего круга, в силу присутствия в Сети, вынужден обращаться к этой теме и опять же не из-за пусек, а ради ответа.
Большинство же в стране и в мире живут, как и жили, им не до этого.
Иллюзия раскола происходит из-за совокупности ряда факторов: протестных митингов различного толка, пред- и пост- выборной лихорадки, мороси лжи и густой медийный туман мегаполисов. Эти события волнуют небольшую часть общества, являющую собой социальный и психологический срез. А поскольку народ разный, прежде всего и в культурно-философском, и в психопатическом плане, вот вам и" раскол" и "бурлящие страсти".
Этот феномен можно сравнить с влиянием сектантской агитации и самой сектантской среды, когда рядом оказываются домохозяйки и миллионеры, деклассированные элементы и деятели культуры, люди имеющие учёную степень и полные невежды.
Кто-то очевидно помнит ещё навязчивую "дружбу" четы Мунов (которые в июне! денег не пожалели на сотни тысяч календарей - фото с Горбачёвым), "Аум", да собственно за примерами далеко ходить не надо - как-то упоминал уже об этом - : не отягощённый интеллектом и образованием, бывший сержант милиции Тороп-"Виссарион" кого только не увлёк в пресловутый свой "город солнца".
В какой-то степени это присутствует и в среде сторонников пусек - там достаточно молодёжи из неблагополучных семей и неуравновешенных, в достаточной степени.
И вдруг среди невразумительных попыток объяснить особенности этого фрагмента субкультуры, появляется фигура, более значительная и в интеллектуальном, и в образовательном аспекте, чем "протестующий" рок, который давно стал составной частью общества "жирных котов", против которого когда-то они обращали своё "жало".
На сцене появился Славой Жижек, культуролог и социальный философ из Словении. У нас, правда практически неизвестный. сам ещё совсем недавно ни чего не знал о нём, случайно, просматривая полки с современной философской литературой, взял его "Кукла и карлик". позднее ещё две книги - для полноты картины.
И вдруг наткнулся на перевод его небольшой заметки по поводу пусек (poslezavtra.be).
Появление Славоя на подмостках театра политического абсурда и морального стриптиза в ареале анти сакральности, каковым является всё происходящее с пуськами и попытки его философствования на эту тему, могут иметь возможные последствия подобных или усугубленных действий, экстраполированных уже на Европу.
Жижек пишет, что это не акт "религиозной ненависти" и пытается нас уверить "что очевидным (???) образом было политическим актом протеста против правящей клики".
Для развившегося в последнее время слабоумия и невежества, поясняю на примере: всегда, когда в аудитории или компании друзей возникают дискуссии или просто споры, в первую очередь я предлагаю определится с применяемыми терминами, как общепризнанными в данной аудитории, суть которых ясна всем и несёт доказательный характер.
"Клика"( банда) - это, в том числе, из подзабытой советской пропаганды. Но было бы справедливо, в равной степени применять термин. В том числе и к другим, иногда ещё более гадким кликам: когда президент Клинтон лжёт, нарушая присягу, данную, кстати на Библии - это нормально и достойно подражания? Когда США, не обращаясь к ООН и не получив мандата начинает полномасштабные боевые действия, хотя официально США (несмотря на отдельные эквилибры в законодательстве) не воюют с тридцатых годов XX века - это не клика? И миссис Хиллари, призывающая "друзей Сирии объединится и действовать", то есть собирает клику - просто достойная дочь Америки и жена лжесвидетельствующего.
Великий и гениальный (для всего мира заметьте) поэт Александр Сергеевич Пушкин, в одной из бесед с иностранными гостями, счёл ряд высказываний оскорбительными и вызвал собеседников на дуэль. Но к великому счастью, после принесённых извинений, помирились. Что явилось причиной? Да очень просто - иностранцы ругали и критиковали Россию и царедворцев. Александр Сергеевич высказался в таком ключе, что, мол и сам, грешным делом, нелестно отзывается и о правительстве, и даже, иногда, о царе, но это наше, внутреннее дело и сами разберёмся, но хулить Родину иноземцам не позволит.
Ссылки на финансовые спекуляции и упоминание Троцкого в столь малом количестве текста были бы вообще смешны, но являют собой потаённую часть лживой и циничной конструкции, выстроенной Жижеком.
Когда он пишет о "горьком цинизме" протестующих и о "просто цинизме" власти - это для домохозяек, феминисток и теледив.
Цинизм он и есть цинизм и не принимает никаких вкусовых оттенков, как и пресловутые цвета зависти, которые по-ханжески упоминаются вышеуказанными тётеньками.
Жижек сам возводит в абсолют собственные определения, в частности, типы и разряды вины пусек и государства: "Цинизм Pussy Riot - первого типа (это он о горьком цинизме), тогда, как цинизм властей предержащих - почему бы не назвать их авторитарную брутальность Prick Riot? - принадлежит к куда более зловещему второму типу (это он о "просто цинизме")".
Он, судя по его текстам, следует Фрейду и вполне "по Фрейду" оговаривается, фактически себя разоблачая.
В своих книгах Жижек постоянно проявляет себя в ремесле жонглирования примерами перверсии и навязываемые читателям аллюзиями.
В ряде СМИ, мягко говоря почти умиляются по поводу пусек, везде они "девушки" или даже "девочки", якобы, не зная о публичном соитии "девочек" в Зоологическом музее, когда одна из них была уже беременна. А тонкости "перевода названия группы", софистично и лицемерно сводят к упоминанию словосочетания "пусси кэт".
Так вот, возвращаясь к предложению Жижека о "Prick Riot" - в многогранном и многословесном английском "prick" имеет много значений: наколоть, задеть, подколоть. Но в жижековском контексте (смотри его работы) - в его манере и духе - это "отье......".
В манере наших некоторых СМИ, можно сделать непонимающий вид и спросить - это вы о дефлорации? так не девочки они давно, а если о роли государства в этом процессе - не много ли чести, чтобы их, как подразумевает Жижек, "имело" государство.
Одновременно, Жижек, якобы, не понимает определения слова "кощунство", относя его к пустому, светскому словоблудию (к этому я ещё вернусь).
Если люблянскому философу это неясно, пока "заняты" пуси, пусть попросит группу из соседской Чехии, название которых сами пуси переводят как "Сто говен" - пусть приедут и попляшут на могиле его бабушки или в люблянской церкви Святого Якоба.
Жижек провокационно циничен.
А тут ещё сэр Маккартни со своим письмом... Пластинки "Битлз" я, разумеется не выброшу, но держать его за умного...? Извините. Только хотелось бы понять - собратьев по цеху с их ремарками решил поддержать или звякнули ему из "Amnesty International" и нижайше просили подписать? Хотя зря я придираюсь, всё вполне логично - заказанные действия оправдывают деяния. Пожалуй, только Питер Гэбриэл в "The Times" сдержанно и достаточно разумно написал о данной ситуации.
Жижек пишет: "Их балаклавы: маски деиндивидуализации, освободительной анонимности". А действо в Зоологическом музее, без балаклав, очевидно было освободительной самоидентификацией.
Он явно обожает философию Лакана и труды Маркса, судя по частоте их упоминания и цитирования.
В своей книге "Кукла и карлик" он описывает ситуацию, которую обозначает, как "киндер-сюрприз". Яйцо, как символ сотворяемого мира и пустота внутри (псевдоигрушки не в счёт).
И таким образом он иллюстрирует изменения Времени, его нравственность, политику и философию.
В ссылке на Лакана и упоминании Хайдегера, рассуждая о философии почти в мистическом плане, он пишет (упоминая почитаемую в Европе античность): "Можно предположить, что греческая ваза и "Киндер-сюрприз" знаменуют два момента в истории Вазы на Западе - сакральная Вещь на заре этой истории и нелепый товар в её финале".
А у пусек отсутствует даже оболочка, они суть - пустота. Или, если по-жижевски - бракованный, гнилой товар, который тщится показать себя оригинальным и свежим.
Пересуды же о "пошли бы они в мечеть или в синагогу, там..." - суть пустопорожних разговоров. Да, указанные религии жёстче по идеологии и ментальности религиозных воззрений. И их духовные лидеры вполне определённо выразили своё мнение о пусечном непотребстве.
Но мы обсуждаем не это. Действовали в соответствии даже не в духе худшей формы оппозиции, а в стиле загаженного сортира. Поэтому и пошли в православный храм.
Легкомысленных и плохо воспитанных достаточно. А к цинизму приобщат новые Верховенские.
Поэтому надо наказывать. И не административными мерами.
Будут "Расплачиваться своей жизнью" - это у Жижека и опять , с одной стороны лживо и нагло-пафосно, а с другой потенциально опасно - расчёт должен идти чужими жизнями?
Пуськам даже максимальный срок не дадут. Года два-три, возможно на поселении. На месте судьи я бы дал те же сроки, но условно. потому что воспитательный момент для других сохраняется - можно получить и реальный срок - для них играл бы роль намордника, вместо балаклавы. Так как с условным сроком, как под дамокловым мечом - действия должны быть обдуманными: не только какое-нибудь непотребство, но и любое другое уголовно наказуемое деяние - срок прибавляется к сроку - и в колонию.
Помните о слове "кощунство". Вновь Жижек оказался соврамши, знает он!
В книге "Параллаксное видение", в седьмой главе, он пишет о фильме Эйзенштейна "Иван Грозный" и описывает это следующим образом: "Во второй части фильма один из эпизодов, происходит в зале, в котором разыгрывается карнавальная оргия. (Следуют слова из песни опричников). Здесь мы становимся свидетелями непристойной сцены, в которой наслаждение от музыки сочетается с политическим уничтожением. Мы встречаем в третьей части "Ивана" схожую ночную оргию, кощунственная непристойность которой очевидна: Иван и его опричники в чёрных монашеских рясах поверх своей одежды инсценируют во время своей ночной попойки чёрную мессу".
Как говорил один герой - "где-то я уже это видел..."
В "Вариациях тоталитаризма" Жижек говорит о Сталине и Гитлере. Не в понимании "что такое хорошо и что такое плохо", а, скорее, плохое и совсем уж омерзительное, отмечая "давление запрета". Рассказывая о современной ФРГ, он пишет: "Или ещё один пример: в сегодняшней Германии на рынке есть много компакт-дисков со старыми революционными и партийными песнями времён ГДР - от "Stalin, Freund, Genosse" до "Die Partei hat immer Recht", но бесполезно искать компакт-диски с нацистскими партийными песнями..." ("Сталин, друг, товарищ" и "Партия всегда права").
А у нас, в киосках, где-то в году 93-94 были аудиокассеты с записями нацистских военных маршей.
Так что разговоры на тему кощунственно-не кощунственно, если не лукавить и не шулерничать с лексикой и фактами - следствие эгоцентризма этого сброда, который считает, вполне серьёзно, что мир должен уступать их прихотям, потакать капризам и восхищаться "проектами".
Данность такого факта гораздо хуже и потенциально опаснее мышления маньяка, безумие которого имеет строго очерченные границы (это не мои домыслы, а факт психиатрии). Именно поэтому осознание своей жуткой, бесчеловечной сути и распада личности, затухающей искрой сидит душа, где-то глубоко в нём , куда загнала её болезнь. И подаёт слабые сигналы внешнему миру - в записках, телефонных звонках и так далее, чтобы это тело чудовища с воспалённым мозгом, поскорее нашли.
У "концептуальных художников" границы безумия отсутствуют. И назойливо приглашают всех в мир анархо-сенсуализма.
Маньяк убивает тело. Эти - губят души, в том числе свои.
У Гёте есть такие строки: "Человеческий сброд ничего так не страшится, как разума. Глупостей следовало бы ему страшится, пойми он, что воистину страшно."
Если у вас анархо-политическое шоу, танцуйте хоть у Белого Дома - в Вашингтоне или в Москве, если удастся пройти.
А культовые, сакральные места, предельно опасны для таких обезьяньих ужимок. Гнев бывает не только людской.
P.S. Очень хотелось бы, чтобы европейские друзья пусек дружно отправились прямиком в Кентерберийский Собор и проделали бы тоже самое. Интересно, какие бы доводы нашёл сэр Пол (получивший рыцарское достоинство из рук королевы) в оправдание шалунов? Особенно с учётом того, что королева Елизавета II является главой Англиканской церкви.
Или в Риме, в Соборе апостола Петра. А на гневный - обязательно - оклик Главы католической церкви, ответили - слушай, Папа, деятели и рок, и культуры нас защищают и Жижек написал что мы "концептуальные художники в самом благородном смысле этого слова", так что - посторонись!
Письма в защиту мракобесия, а именно так именуют людей совершающих непотребство - помрачённых бесами, а не в извращённом варианте сегодняшнего воспитания, когда этим словом называют противников этих "концептуалов".
Так вот, эти письма останутся теперь навсегда частицей такой вот памяти об этих людях. И частью их жизни.
P.P.S. У Георга Кристофа Лихтенберга есть замечательный афоризм:
"Дождь лил так сильно, что свиньи стали чистыми, а люди - грязными".
Свидетельство о публикации №214042901116