Славой Жижек нас учит... Из старых блокнотов 4

       Очередная волна лжи, передёргиваний и устных и письменных высказываний арт- и политических концептуалистов заставили обратиться к своим архивам. Не утруждаясь писать что-либо заново, использую старый текст.
       Как мне представляется, сама суть написанного остаётся актуальной и сегодня. Итак :
       Среди фигур в объятиях Pussy Riot, появилась ещё одна  -  более, на мой взгляд весомая, чем рок-музыканты,  более известная в европейской среде и относительно новая для России.
       Когда сторонники пусек стали захлёбываться от восторга, после высказываний "Ред чили пеперс", Мадонны и "Стинг"а  -  с другой стороны насмешливо выслушивали эти, ни к чему не обязывающие слова, почти trash. Вот письмо наших деятелей культуры. это гораздо серьёзнее, хотя некоторыми было сделано явно в сиюминутном помутнении разума или корпоративном порыве. И, как мне кажется когда-нибудь они об этом скажут. Поодиночке. И не все.
       Да и "революционным душком" с Болотной ещё несёт. И одурманенные им передовые умы небольшой части нашего общества спешат высказаться в духе "не могу молчать" и "молчать уже не могу совсем". Правда, почему молчали раньше  -  живя в той же среде, где и продолжают жить  -  объяснить не могут или говорят что-то невнятное. Если вдруг прояснилось сознание  -  значит всё раньше устраивало? Если долго обдумывали  -  значит тугодумы? Если проснулась совесть  -  значит были бессовестны? Но последний случай замечателен. Такое пробуждение дорогого стоит. Ещё бы и мысли выражать "по-взрослому" и не впасть вновь в молчание.
      И разговоры о "расколе общества" вздор. Не надо кажущееся выдавать за действительное. Пресса в какой-то степени поддержала, но на то она и пресса  -  в мутной воде больше неожиданностей. Что же касается зарубежной прессы, так это не за пусек, а просто ещё один повод порычать на Россию, особенно на фоне арабских революций, разжигания гражданских войн и протестных желудочных спазм. У меня, в достаточном большом круге общения, включая знакомых из бывших республик союза и десятка европейских государств, нет примеров любопытствующих вопросов или пересудов на эту тему.  Из Европы особенно  -  максимум, что бывает, это в духе "у вас в 17-ом, в Петербурге какая-то заварушка была, всё забываю спросить  -  чем кончилось?" У меня вообще создалось впечатление, что я один  -   из нашего круга, в силу присутствия в Сети, вынужден обращаться к этой теме и опять же не из-за пусек, а ради ответа.
       Большинство же в стране и в мире живут, как и жили, им не до этого.
       Иллюзия раскола происходит из-за совокупности ряда факторов: протестных митингов различного толка, пред- и пост- выборной лихорадки, мороси лжи  и густой медийный туман мегаполисов. Эти события волнуют небольшую часть общества, являющую собой социальный и психологический срез. А поскольку народ разный, прежде всего и в культурно-философском, и в психопатическом плане, вот вам и" раскол" и "бурлящие страсти".
      Этот феномен можно сравнить с влиянием сектантской агитации и самой сектантской среды, когда рядом оказываются домохозяйки и миллионеры, деклассированные элементы и деятели культуры, люди имеющие учёную степень и полные невежды.
       Кто-то очевидно помнит ещё навязчивую "дружбу" четы Мунов (которые в июне! денег не пожалели на сотни тысяч календарей  -  фото с Горбачёвым), "Аум", да собственно за примерами далеко ходить не надо  -  как-то упоминал уже об этом  - : не отягощённый интеллектом и образованием, бывший сержант милиции Тороп-"Виссарион" кого только не увлёк  в пресловутый свой "город солнца".
       В какой-то степени это присутствует и в среде сторонников пусек  -  там достаточно молодёжи из неблагополучных семей и неуравновешенных, в достаточной степени.
       И вдруг среди невразумительных попыток объяснить особенности этого фрагмента субкультуры, появляется фигура, более значительная и в интеллектуальном,  и в образовательном аспекте, чем  "протестующий" рок, который давно стал составной частью общества "жирных котов", против  которого когда-то они обращали своё "жало".
       На сцене появился Славой Жижек, культуролог и социальный философ из Словении. У нас, правда практически неизвестный. сам ещё совсем недавно ни чего не знал о нём, случайно, просматривая полки с современной философской литературой, взял его "Кукла и карлик". позднее ещё две книги  -  для полноты картины.
       И вдруг наткнулся на перевод его небольшой заметки по поводу пусек (poslezavtra.be).
       Появление Славоя на подмостках театра политического абсурда и морального стриптиза в ареале анти сакральности, каковым является всё происходящее с пуськами и попытки его философствования на эту тему, могут иметь возможные последствия подобных или усугубленных действий, экстраполированных уже на Европу.
       Жижек пишет, что это не акт "религиозной ненависти" и пытается нас уверить "что очевидным (???) образом было политическим актом протеста против правящей клики".
       Для развившегося в последнее время слабоумия и невежества, поясняю на примере: всегда, когда в аудитории или компании друзей возникают дискуссии или просто споры, в первую очередь я предлагаю определится с применяемыми терминами, как общепризнанными в данной аудитории, суть которых ясна всем и несёт доказательный характер.
       "Клика"( банда)  -  это,  в том числе, из подзабытой советской пропаганды. Но было  бы справедливо, в равной степени применять термин. В том числе и к другим, иногда ещё более гадким кликам: когда президент Клинтон лжёт, нарушая присягу, данную, кстати на Библии  -  это нормально и достойно подражания? Когда США, не обращаясь к ООН и не получив мандата начинает полномасштабные боевые действия, хотя официально США (несмотря на отдельные эквилибры в законодательстве) не воюют с тридцатых годов XX века  -  это не клика? И миссис Хиллари, призывающая "друзей Сирии объединится и действовать", то есть собирает клику  -  просто достойная дочь Америки и жена лжесвидетельствующего.
       Великий и гениальный (для всего мира заметьте) поэт Александр Сергеевич Пушкин, в одной из бесед с иностранными гостями, счёл ряд высказываний оскорбительными и вызвал собеседников на дуэль.  Но к великому счастью, после принесённых извинений, помирились.  Что явилось причиной? Да очень просто  -  иностранцы ругали и критиковали Россию и царедворцев. Александр Сергеевич высказался в таком ключе, что, мол и сам, грешным делом, нелестно отзывается и о правительстве, и даже, иногда, о царе, но это наше, внутреннее дело и сами разберёмся, но хулить Родину иноземцам не позволит.
       Ссылки на финансовые спекуляции и упоминание Троцкого в столь малом количестве текста были бы вообще смешны, но являют собой потаённую часть лживой и циничной конструкции, выстроенной Жижеком.
       Когда он пишет о "горьком цинизме" протестующих и о "просто цинизме" власти  -  это для домохозяек, феминисток и теледив.
       Цинизм он и есть цинизм и не принимает никаких вкусовых оттенков, как и пресловутые цвета зависти, которые по-ханжески упоминаются вышеуказанными тётеньками.
       Жижек сам возводит в абсолют собственные определения, в частности, типы и разряды вины пусек и государства: "Цинизм Pussy Riot  -  первого типа (это он о горьком цинизме), тогда, как цинизм властей предержащих  -  почему бы не назвать их авторитарную брутальность Prick Riot?  -  принадлежит к куда более зловещему второму типу (это он о "просто цинизме")".
       Он, судя по его текстам, следует Фрейду и вполне "по Фрейду" оговаривается, фактически себя разоблачая.
      В своих книгах Жижек постоянно проявляет себя в ремесле жонглирования примерами перверсии и навязываемые читателям аллюзиями.
       В ряде СМИ, мягко говоря почти умиляются по поводу пусек, везде они "девушки" или даже "девочки",  якобы, не зная о публичном соитии "девочек" в Зоологическом музее, когда одна из них была уже беременна. А тонкости "перевода названия группы", софистично и лицемерно сводят к упоминанию словосочетания "пусси кэт".
              Так вот, возвращаясь к предложению Жижека о "Prick Riot"  -  в многогранном и многословесном английском "prick" имеет много значений: наколоть, задеть, подколоть. Но в жижековском контексте (смотри его работы)  -  в его манере и духе  -  это "отье......".
       В манере наших некоторых СМИ, можно сделать непонимающий вид и спросить  -  это вы о дефлорации? так не девочки они давно, а если о роли государства в этом процессе  -  не много ли чести, чтобы их, как подразумевает Жижек, "имело" государство.
       Одновременно, Жижек, якобы, не понимает определения слова "кощунство", относя его к пустому, светскому словоблудию (к этому я ещё вернусь).
       Если люблянскому философу это неясно, пока "заняты" пуси, пусть попросит группу из соседской Чехии, название которых сами пуси переводят как "Сто говен"  -  пусть приедут и попляшут на могиле его бабушки или в люблянской церкви Святого Якоба.
       Жижек провокационно циничен.
      А тут ещё сэр Маккартни со своим письмом... Пластинки "Битлз" я, разумеется не выброшу, но держать его за умного...? Извините. Только хотелось бы понять  -  собратьев по цеху с их ремарками решил поддержать или звякнули ему из "Amnesty International" и нижайше просили подписать? Хотя зря я придираюсь, всё вполне логично  -  заказанные действия оправдывают деяния. Пожалуй, только Питер Гэбриэл в "The Times" сдержанно и достаточно разумно написал о данной ситуации.
       Жижек пишет: "Их балаклавы: маски деиндивидуализации, освободительной анонимности".  А действо в Зоологическом музее, без балаклав, очевидно было освободительной самоидентификацией.
       Он явно обожает философию Лакана и труды Маркса, судя по частоте их упоминания и цитирования.
       В своей книге "Кукла и карлик" он описывает ситуацию, которую обозначает, как "киндер-сюрприз". Яйцо, как символ сотворяемого мира и пустота внутри (псевдоигрушки не в счёт).
       И таким образом он иллюстрирует изменения Времени, его нравственность, политику и философию.
       В ссылке на Лакана и упоминании Хайдегера, рассуждая о философии почти в мистическом плане, он пишет (упоминая почитаемую в Европе античность): "Можно предположить, что греческая ваза и "Киндер-сюрприз" знаменуют два момента в истории Вазы на Западе  -  сакральная Вещь на заре этой истории и нелепый товар в её финале".
       А у пусек отсутствует даже оболочка, они суть  -  пустота. Или, если по-жижевски  -  бракованный, гнилой товар, который тщится показать себя оригинальным и свежим.
       Пересуды же о "пошли бы они в мечеть или в синагогу, там..."  -  суть пустопорожних разговоров. Да,  указанные религии жёстче по идеологии и ментальности религиозных воззрений. И их духовные лидеры вполне определённо выразили своё мнение о пусечном непотребстве.
       Но мы обсуждаем не это. Действовали в соответствии даже не в духе худшей формы оппозиции, а в стиле загаженного сортира. Поэтому и пошли в православный храм.
       Легкомысленных и плохо воспитанных достаточно. А к цинизму приобщат новые Верховенские.
       Поэтому надо наказывать. И не административными мерами.
       Будут "Расплачиваться своей жизнью"  -  это у Жижека и опять , с одной стороны лживо и нагло-пафосно, а с другой потенциально опасно  -  расчёт должен идти чужими жизнями?
       Пуськам даже максимальный срок не дадут. Года два-три, возможно на поселении. На месте судьи я бы дал те же сроки, но условно. потому что воспитательный момент для других сохраняется  -  можно получить и реальный срок  -  для них играл бы роль намордника, вместо балаклавы. Так как с условным сроком, как под дамокловым мечом  -  действия должны быть обдуманными: не только какое-нибудь непотребство, но и любое другое уголовно наказуемое деяние  -  срок прибавляется к сроку  -  и в колонию.
     Помните о слове "кощунство". Вновь Жижек оказался соврамши, знает он!
       В книге "Параллаксное видение", в седьмой главе, он пишет о фильме Эйзенштейна "Иван Грозный" и описывает это следующим образом: "Во второй части фильма один из эпизодов, происходит в зале, в котором разыгрывается карнавальная оргия.  (Следуют слова из песни опричников). Здесь мы становимся свидетелями непристойной сцены, в которой наслаждение от музыки сочетается с политическим уничтожением. Мы встречаем в третьей части "Ивана" схожую ночную оргию, кощунственная непристойность которой очевидна: Иван и его опричники в чёрных монашеских рясах поверх своей одежды инсценируют во время своей ночной попойки чёрную мессу".
       Как говорил один герой  -  "где-то я уже это видел..."
       В "Вариациях тоталитаризма" Жижек говорит о Сталине и Гитлере. Не в понимании "что такое хорошо и что такое плохо", а, скорее, плохое и совсем уж омерзительное, отмечая "давление запрета". Рассказывая о современной ФРГ, он пишет: "Или ещё один пример: в сегодняшней Германии на рынке есть много компакт-дисков со старыми революционными и партийными песнями времён ГДР  -  от "Stalin, Freund, Genosse" до "Die Partei hat immer Recht", но бесполезно искать компакт-диски с нацистскими партийными песнями..." ("Сталин, друг, товарищ" и "Партия всегда права").
       А у нас, в киосках,  где-то в году 93-94 были аудиокассеты с записями нацистских военных маршей.
       Так что разговоры на тему кощунственно-не кощунственно, если не лукавить и не шулерничать с лексикой и фактами  - следствие эгоцентризма этого сброда, который считает, вполне серьёзно, что мир должен уступать их прихотям, потакать капризам и восхищаться "проектами".
       Данность такого факта гораздо хуже и потенциально опаснее мышления маньяка, безумие которого имеет строго очерченные границы (это не мои домыслы, а факт психиатрии). Именно поэтому осознание своей жуткой, бесчеловечной сути и распада личности, затухающей искрой сидит душа, где-то глубоко в нём , куда загнала её болезнь. И подаёт слабые сигналы внешнему миру  -  в записках, телефонных звонках и так далее, чтобы это тело чудовища с воспалённым мозгом, поскорее нашли.
       У "концептуальных художников" границы безумия отсутствуют. И назойливо приглашают всех в мир анархо-сенсуализма.
       Маньяк убивает тело. Эти  -  губят души, в том числе свои.
       У Гёте есть такие строки: "Человеческий сброд ничего так не страшится, как разума. Глупостей следовало бы ему страшится, пойми он, что воистину страшно."
       Если у вас анархо-политическое шоу, танцуйте хоть у Белого Дома  - в Вашингтоне или в Москве, если удастся пройти.
       А культовые, сакральные места, предельно опасны для таких обезьяньих ужимок. Гнев бывает не только людской.
    
       P.S.  Очень хотелось бы, чтобы европейские друзья пусек дружно отправились прямиком в Кентерберийский Собор и проделали бы тоже самое. Интересно, какие бы доводы нашёл сэр Пол (получивший рыцарское достоинство из рук королевы) в оправдание шалунов? Особенно с учётом того, что королева Елизавета II является главой Англиканской церкви.
       Или в Риме, в Соборе апостола Петра. А на гневный  -  обязательно  -  оклик Главы католической церкви, ответили  -  слушай, Папа, деятели и рок, и культуры нас защищают и Жижек написал что мы "концептуальные художники в самом благородном смысле этого слова", так что  -  посторонись!
       Письма в защиту мракобесия, а именно так именуют людей совершающих непотребство  -  помрачённых бесами, а не в извращённом варианте сегодняшнего воспитания, когда этим словом называют противников этих "концептуалов".
       Так вот, эти письма останутся теперь навсегда частицей такой вот памяти об этих людях. И частью их жизни.

       P.P.S. У Георга Кристофа Лихтенберга есть замечательный афоризм: 
       "Дождь лил так сильно, что свиньи стали чистыми, а люди  -  грязными".


Рецензии