Свобода и стабильность

Дополнение к «Борьбе со злом».

Очевидно, что признаками как 0, так и 6 является стабильность. При этом как 2, так и 4 нестабильны. Свобода – признак 2 и 6. Несвобода – признак 0 и 4.

Таким образом, приведённые состояния имеют признаки, по возрастанию:

Рабство (0) – несвобода, стабильность.
Блуд (2) – свобода, нестабильность.
Пребывание в родительской власти (4) – несвобода, нестабильность.
Семья (6) – свобода, стабильность.

Свобода и стабильность – этим указанные состояния похожи друг на друга, этим они отличаются и «противоположны».

Состояния можно было отобразить на координатной сетке, отложив, например, на оси ординат стабильность, а на оси абсцисс свободу.

Очевидно, что раз состояние «пребывание в родительской власти», отличающееся от состояния «блуд» только несвободой, находится выше, свобода в рамках этой шкалы – некая отрицательная величина, «тянущая вниз», подобно силе гравитации. И то, что блуд выше рабства, показывает, что «по модулю» стабильность превосходит свободу, которая в состоянии «блуд» имеет отрицательное значение, а в состоянии «рабство» положительное, но это перекрывается сменой знака у стабильности. В некотором смысле стабильность представляет собой здесь Бога, а свобода - человека. Стабильность в состоянии «рабство», как видим, – отрицательная величина. Также очевидно, что раз семья, отличающаяся от рабства в этой таблице только свободой, находится выше рабства и выше значительно, то в ней стабильность должная быть какая-то другая, не такая как в 0.

Стабильность здесь определяется опорой на заповеди («тот построит дом свой на камне»). В случае 6 это заповеди жизни, в случае 0 это должна быть их противоположность, «заповеди смерти». Если в заповедях жизни «возлюби Господа Бога твоего», то полная противоположность этому должна начинаться с противоположности самой собственно любви. Это вовсе не равнодушие, и не ненависть, всё это только отдельные признаки, «грани», этого состояния. С этим чувством знаком каждый, кто хоть раз пытался любить «пресветлого» Бога иного, неведомого, данного другими, но сильного, реального и могущего помочь. Это и есть именно оно, какая-то другая любовь.  По-видимому, этому чувству, «другой любви», «анти-любви» нет определения. Но можно почувствовать исходя из приведённого примера, что именно представляет собой первая «заповедь смерти». Очевидно также, что это чувство естественно для случая, если выбирается Бог иной, а противоположное ему чувство, которое только и есть любовь, естественно если выбирается только «Бог мой», только в этом случае.

Путь от 0 до 6 человек проходит последовательно отказываясь. Сначала он отказывается от стабильности, что делает его свободным, стабильность же меняется на нестабильность. Следующий шаг – отказывается от свободы, придерживаясь при этом нестабильности. Следующий шаг – отказывается от несвободы и от нестабильности одновременно.

Движение вниз от 4 к 2 представляет стремление к свободе при отсутствии одновременного отказа от нестабильности. Движение вниз от 2 к 0 означает стремление к стабильности, т.к. она кажется более значимой, чем свобода, с утратой последней.

Это самый трудный (наверх) и самый лёгкий (вниз) пути. Движение от 4 к 0 – принятие стабильности при отсутствии отказа от несвободы. Это превращение ребёнка в «маленького ребёнка», у которого несвобода из временной характеристики превращается в постоянную, для неё он принял основание – «заповеди смерти».

Очевидно также, что прямой путь (переход от 0 к 6) - есть смена заповедей смерти на заповеди жизни.

Что такое отказ от нестабильности? Аналогию можно найти в спуске на горных лыжах с горы. Когда лыжник стоит – наверху или внизу, его положение стабильно, когда же вступает на склон, то нет. Отказываться от нестабильности – не вступать на склон.

Что такое отказ от несвободы? Не принимать, что следование чужим правилам или обстоятельствам - правильно.

Что будет, если человек просто отказывается от несвободы, не отказываясь от нестабильности, когда находится в положении 4? Человек находится на склоне, но его держат родители. Если они его отпустят, а он всё ещё на склоне и ничто его не удерживает, то он скатится. Он принимает свободу, какая есть в положении 6, и которая, он бы хотел, чтобы у него была, но не подумал, что положение его нестабильно, и скатился в 2, вместо того, чтобы оказаться в положении 6. Так человек, желая приобрести свободу, оказывается в состоянии «блуд».

Что будет, если человек отказывается от нестабильности, не отказываясь от несвободы, когда находится в 4? Он хочет заменить склон на ровное место, где бы его также держали родители. Так и происходит. Волшебным образом он оказывается в самом низу. Это «маленький ребёнок». Любой ребёнок несвободен, но «маленький» обосновал для себя это состояние и сделал стабильным. Обосновать его можно было, только приняв заповеди смерти. Так человек, желая приобрести стабильность, оказывается в состоянии «рабство». Он принял чужую опору, свою же он приобрести не мог бы иначе как через отвержение нестабильности - не стремясь при этом ни к стабильности, ни к свободе.

Пример: девушка в 13 лет (возраст условный) приходит домой, родители диктуют ей правила, которых она должна придерживаться. Она, выполняет или нет, не считает, что правильно всё это делать только потому что так говорят родители, руководствуется внутренним ощущением. Она не принимает несвободу. Далее она выходит во двор, где неизвестный, довольно симпатичный молодой человек желает с ней познакомиться. Кто он, что он несёт? Любая нестабильность должна быть отвергнута. Нужно отказаться и от несвободы и от нестабильности. Не следует при этом пытаться получить стабильность (и с ней пришла бы несвобода) или свободу (с ней пришла бы нестабильность). Вот в таком состоянии должен оказаться человек для начала перехода от родительской власти к самому себе: отказаться от несвободы и нестабильности и не принимая ни того, ни другого извне – словно отказываясь от всего преходящего и лишнего, словно бы от всего. Человек, может показаться, стремится так к смерти, но это не смерть, это инициация, человек  рождается для настоящей жизни, «от духа». Чтобы само, естественно проявилось, выявилось то, что у него самого есть, чем Бог его одарил, или чтобы не было ничего. Одно из значений белого платья невесты в этом. На этом пути у человека будут соблазны получить свободу (потому что хочется), не думая о стабильности, по сути приняв нестабильность, или получить стабильность, не думая о свободе (потому что страшно), приняв несвободу. И ему нужно будет удерживаться от этого. Оба эти состояния должны появиться сами и одновременно. Правильно пройти до конца человек может только сам. Если почему-либо родители не придают значения всему этому, если для них этот переход не является священным, если они хотят спасти ребёнка от этого состояния и этого перехода и делают это, то они подобно Мышильде, бросаются ему под ноги, мешая правильно завершить обряд.

Ясно, далее, что браки, заключённые при участии родителей, неправильны. Способствовать стабильности ребёнка, и тому чтобы он принимал несвободу, чтобы он не отвергал её – отправлять его в рабство. В том числе и в случаях, когда окружающие люди каким-то образом участвуют в выборе партнёра или свидетельствуют о «правильности», «законности» происходящего – всё это проявления несвободы. Но важнее даже то, что целью является стабильность, т.е. с самого начала предполагается выбрать внешнюю опору. Несвобода же – её спутница, и то, что участвуют во всём действе родственники, что они как бы подтверждают «правильность», несут дары в виде квартир, машин и т.д. усыпляет бдительность того кого «выдают замуж»/«женят». Нужно не стремиться к стабильности, а отвергать нестабильность, но обязательно одновременно отвергнуть несвободу. Если же родители желают ребёнку в первую очередь свободы, а стабильность, по их мнению, – не главное, и они способствуют тому, чтобы он мирился с той нестабильностью, которая была у него с ними, и просто отпускают его руку на склоне, то тем самым они отправляют его в блуд. Кроме прочего, как в случае блуда, и в случае рабства что-то, что соответствует пребыванию в родительской власти – нестабильность в одном случае и несвобода в другом, и родителям кажется, что ребёнок ещё хотя бы отчасти с ними, чего бы им так хотелось, и даже не взрослый, а «маленький», чего бы им тоже хотелось.

Но самое главное то, что семья – сама по себе основа, а не производная. Не искусственное образование, а естественное, то что есть. Пребывание в ней сродни полёту, несмотря на то, что свобода отрицательная величина; но ведь и на птиц действует сила гравитации. Стабильность «по модулю» больше свободы, иначе говоря, силы Бога вполне достаточно, чтобы человек полетел, принимая заповеди жизни, а не упал. Сказанное здесь иллюстрирует, почему порой «люди не летают как птицы».


Рецензии