81. Расправа над невиновным

НА СНИМКЕ: Московский уголовный розыск (МУР) на Петровке 38


Давайте немного поразмыслим над воспоминаниями Гриневича. Попробуем выделить главные моменты в сдедствии и обвинении?

- Отправной точкой для ареста послужило старое письмо, редакции которого он уже не помнит.

- Нет ни имени, ни фамилии адресата письма, которого Гриневич уже тогда не запомнил. Неизвестно, кому Гриневич мог писать с просьбой, отвечать ему до востребования. Вспомним, что это (1934-1936 гг.) именно то  время, когда он только–только, вернулся из Владимирской ссылки.

- Упоминается, что была одна очная ставка, возможно, с человеком, которому было адресовано письмо.  Что при этом пытались доказать неизвестно.

- Упоминается, что Гриневича шантажируют возможностью применения ст. 154 УК. Т.е., если он не сознается в том, что от него хотят, это письмо будет использовано, как принуждение то ли к половому акту с женщиной, то ли к мужеложству. 

- В вину ему ставится его предложение забытому корреспонденту писать «до востребования». Доказательство враждебной, антисоветской деятельности, более, чем сомнительное.

Это был 1938 год, когда его брат, возможно уже был осуждён и расстрелян, но доказательств вины уже и не требовалось. 

То, что новое  следствие ведет Петровка (уголовный розыск НКВД), а не Лубянка (управление безопасности входило в состав НКВД), могло иметь цель запугать Гриневича, он наверняка знал, что обвинение в мужеложстве будет иметь тяжёлые последствия в тюрьме и лагере. . 

То, что Дмитрий Гриневич был сломлен и подавлен, сомнений нет, - он  сам пишет об этом. Сегодня все знают, как выбивались показания и, особенно,  в этот исторический период.

Все знают, что в то время могли арестовать и заставить признаться в чем угодно только на основании показаний другого, уже сидевшего и после «беседы» с пристрастием, признавшегося в том, что он «слуга дьявола и английский шпион».

И один такой «сломавшийся» тащил за собой целую кучу, ни в чём не повинного народа. Таких примеров тысячи. Далеко не все тогда смогли найти в себе силы и остановить пусть даже ценой своей смерти, эту цепочку «разоблачений».

Одной из причин того, что Дмитрия Гриневича арестовали, могло послужить то, что он, вопреки запрету, жил в Москве. Да еще преподавал в школе? Впрочем, мы не знаем, что ему запрещалось, а можем только предположить.

В условиях всеобщего доносительства, донос на него вполне вероятен. А если учесть, что он ещё и сын  царского полковника  и уже побывал в ссылке… А потом ещё и сам во всем признался…
Наверное, именно так и было.
 
Сколько таких, ни в чем не повинных судеб в 1937-1938 годах было разбито, сколько людей было отправлено на заготовки леса, работу в рудниках, на строительство в таёжной глухомани!…

Дмитрий Гриневич был только одним из них… Одним из полутора миллионов арестованных в 1937-1938 гг., половина из которых была расстреляна сразу, а из оставшейся половины выжили единицы.

С "враждебными, антисоветскими элементами" было покончено.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/04/29/207


Рецензии