Опыты рассуждений пояснение заповедей Божиих

Эссе (опыты рассуждений).
 
 «Как написано: «нет праведного ни одного, никто не ищет Бога. Все совратились с пути, до одного не годны: нет делающего добро, нет ни одного».
Апостол Павел Рим. 3:10 – 12.

О законе Божием и заповедях

Когда Адам и Ева согрешили – они съели плод с дерева познания добра и зла. Таким образом, чтобы распознать – что зло и что добро – человек имеет закон внутренний или свидетельство совести. Но люди не слушались внутреннего закона и, провождая плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе глас духовного закона, голос совести. Так что Богу пришлось уничтожить тот мир в великом потопе: настолько развратилась тогда человеческая цивилизация, что погибла. И дальше, начиная жизнь нового человеческого рода, Ной воздал, во-первых, Славу Богу на горе Арарат, так как был праведником. Но тут же плотское взяло верх и согрешили сыны Ноя, сыны человеческие (грех Хама, чьё имя стало нарицательным кн. Бытие 9:20-27). Сразу  с тех пор стал умножаться грех среди людей, до того (до такой степени), что Бог показал что будет с развращенным человечеством: уничтожил города Содом и Гоморру (Быт 19:24-29), где грех людей превысил все пределы закона Божьего.
Когда голос совести постоянно заглушался плотскими хотениями в человеке, «по причине преступлений, до времени пришествия семени (Божиего)» (Галат.3:19) – дан был Закон внешний или заповеди, для удержания плотских стремлений. На горе Синай Бог явил присутствие Своё в огне и облаке и дал Закон, через вождя израильтян Моисея.
Вот так узнал человек 10 заповедей, которые принес Моисей на двух скрижалях. Разделены были заповеди – потому что и Любовь должна быть в двух ипостасях: во-первых – любовь к Богу Творцу и, во вторых к ближнему, к человеку, как подобному образу Бога. Заповеди Божии, в сущности своей, суть тот же закон, который, по словам ап. Павла, написан в сердцах у всех людей. Иисус Христос учил народ сохранять заповеди, и пояснял их совершеннее, нежели до Него их понимали (Мф.19: 17 и Мф.5:1-48).


Фразы:
Какое различие между знанием и верой?
Знание имеет предметом, видимое и постигаемое, а вера – невидимое и даже непостижимое.
1) Знание основывается на опыте или исследовании предмета; а вера – на доверии к свидетельству истины.
2) Знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце; вера же принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

О том, что в человеке есть не только материальное, но и духовное начало знали все древние религии. Есть тело, есть и душа. И святые отцы на основании Библии учат, что душа и тело не чуждые элементы друг другу. Только совокупность души и тела является полноценной личностью. Некоторые заблудшие и еретики презрительно относятся к телу. Но отцы Церкви подчеркивали Божественное происхождение и души и тела и осуждали гнушающихся плотью еретиков – гностиков, монтанистов, манихеев: « Многие из еретиков говорят даже, что тело не сотворено Богом. Оно – де, не стоит того, чтобы сотворил его Бог, говорят они, указав на нечистоту, пот, слёзы, труд и изнурение и все прочие несовершенства тела….  Но не говори об этом падшем, осужденном человеке. Если хочешь знать, каким Бог сотворил наше тело вначале, то пойдем в Рай и посмотрим на первозданного человека» -  от Иоанна Златоуста,4 век.
Есть и еще одно мнение в отрицании души. Что такое человек в восприятии атеиста? Это обезьяна, примат, только с более развитыми способностями – и души нет вообще.
И есть третье мнение в восприятии каббалы и буддизма: душа существует отдельно и путешествует из тела собаки в тело свиньи, потом вдруг опять в тело человека.
И только христианство даёт возвышенный образ человека. В христианстве – человек это личность, персона, созданная по образу Бога. И по своему достоинству человек стоит не ниже Ангелов, как говорит пророк Давид (Псалом 8:5 – 7).
Современная материалистическая наука так представляет о ранних стадиях развития человечества: когда люди были подобны зверям и вели скотский образ жизни – они не знали Бога, и не имели никаких понятий о нравственности.
Христианство противопоставляет учение о блаженстве первых людей в Раю и последующем грехопадении и изгнании их из Рая.
Такое представление, что люди первоначально жили в блаженстве и потом были отвергнуты Богами, сохранилось в мифологии многих народов. Разные религии повторяют этот миф. И у Шумеров и у Египтян, и племя Инков и Майя имеют такие сказания. Может и библейский рассказ – один из мифов?
Но что такое «миф»? – С греческого языка это рассказ, притча, сказание. Язык мифа есть язык символов: действительная история облекается в образы и слова того времени и того народа, где возникает; и несет символически тот смысл и значение, что было в действительности. Образы и слова мифа несут смысл и значение таких событий, которые произошли давно и возможно не совсем так, как описывает их миф.
По мере удаления народа от веры в истинного Бога мифы всё более искажаются – и реальная информация, заложенная в притче, сохраняется очень расплывчато, завуалировано. Но правда в мифах всё же есть, остаётся всегда. И поэтому сходство мифов разных народов так очевидно. Все народы и цивилизации говорят о потопе, и многие другие истины передаются из поколения в поколение.
Библейский рассказ отличается от мифов, потому что принадлежал Богоизбранному народу и свято хранился, а поэтому искажения в рассказ не проникли. Иными словами, в Библии всё до последней буквы является истиной, но не всё следует понимать буквально. Библейский рассказ – это символическое повествование о действительных событиях: сотворив человека, Бог ввёл его в рай, где человек мог жить в полной гармонии с природой: он понимал язык зверей и они были послушны ему; все стихии подчинялись человеку, как царю природы! Бытие 2 гл.
Человеку дано право выбора между добром и злом: избрав зло, человек отпадает от жизни и «смертью умирает»; избрав добро, он восходит к совершенству и достигает наивысшей цели своего существования.
Цель жизни человека, по учению Отцов Восточной церкви – есть «обожение», то есть уподобление Богу и единение с Ним.
Библейский рассказ о грехопадении помогает нам понять всю трагическую историю человечества. Мы можем понять наше нынешнее состояние. Увидим, какими мы были и во что превратились. Мы узнаем, что зло вошло в мир не по воле Бога, но по вине человека. Это человек поддался на обман диавола и нарушил заповедь Божию. Такой смысл и значение узнаем из этого «мифа».
Из поколения в поколение человечество повторяет ошибку Адама. Прельщаясь ложными ценностями и забыв истинную веру в Бога – человек нарушает заповеди Божии и сегодня. Гордость – это стена между человеком и Богом. Корнем гордости является эгоцентризм – обращённость на себя, самолюбие, самовожделение.



Часть 1

Из всех 10-ти заповедей более всего запоминаются человеку: не убий, не укради. Но, что же делать должен человек, чтобы не нарушать?
Весь Закон в двух заповедях заключается, в заповедях любви: 1) любовь к Богу,2) любовь к ближнему.
Первые 4 заповеди – о Любви к Богу, другие 6 заповедей о любви к ближним. Вот и есть две скрижали Моисея.

Что же должен делать человек, чтобы любить Бога?:
1) В первой заповеди предписывается познавать и чтить Бога.
2) Во второй – избегать ложного богопочитания.
3) В третьей – не нарушать почтения Бога словом.
4) В четвертой – соблюдать порядок во времени и в делах.
И чтобы любить ближних – человек должен:
5)  В пятой заповеди почтение ближних начинается с родителей своих.
6)  В шестой – не вредить жизни ближних людей.
7)  В седьмой – не вредить чистоте нравов людских.
8)  В восьмой – не вредить собственности человека.
9)  В девятой – не вредить людям словом, оскорблением.
10 В десятой – даже в мыслях не желать вреда людям.

И все это еще и потому, что ближнего любить должно так же, как самого себя.
Вроде бы очень понятно объяснил Бог человеку его обязанности, все заповеди простые. Но не всегда они легко понятны и поэтому нуждались в пояснении. Чтобы исполнить Закон Божий, заключенный в заповедях, человек должен знать какие грехи приводят к нарушению законов Божиих.

Итак, перечислим грехи против заповедей Бога, которые человек должен стремиться не совершать:

1)Грех против первой заповеди:
1. Безбожие,(что это такое) – когда люди желают избавится от страха суда Божьего, говорят в сердце своем, сами себе: нет Бога (Псалом 13 : 1).

2. Многобожие – когда вместо Единого Истинного Бога признают многие мнимые божества.

3. Неверие – когда признают, что Бог есть, но не верят в Его Провидение, в Его Откровение, в Святые книги, которые писаны Духом Святым.

4. Ересь – когда к учению веры примешивают мнения, противные другие «истины».

5. Раскол – уклонение от единства Церкви.

6. Богоотступничество – когда отрекаются от Бога, ради страха человеческого или ради выгоды.

7. Отчаяние – когда не надеются получить от Бога прощение, спасение и благодать. (Забывают о Милосердии Божием).

8. Волшебство – когда вместо веры в Бога, верят тайным, злым силам тварей и злым духам.

9. Суеверие – когда верят обыкновенной вещи, как будто она имеет силу: как, например, верят старой книге, старинной доске, камню, приметам.

10. Любовь к твари больше любви к Богу.
Все эти грехи Церковь разъясняет в своих учительных книгах, в Законе Божием, в Катехизисе и других.

2)Грехи против второй заповеди Божией называются идолопоклонством. Но есть и другие грехи:
1. Любостяжание (накопительство) – апостол Павел говорит, что лихоимание есть идолослужение (Кол 3: 5). Потому что любостяжательный человек более работает для богатства.
2. Чревоугодие – объедение и пьянство.
3. Гордость и тщеславие – когда человек ценит более всего себя и свои способности.

3) Грехи против третьей заповеди:
1. Богохуление, или дерзкие слова против Бога.
2. Имя Божие приемлется всуе, или понапрасну произносится, когда говорится в суетных беседах, а тем более лживо или с нарушением благоговения.

Имя, с которым Бог открылся древним евреям – Яхве – Сущий, имеющий существование, имеющий бытие. Оно происходит от глагола «быть», существовать. По-славянски – Аз есмь. Однако этот глагол имеет движущийся смысл: он означает не просто факт существования, но актуальное бытие, живое и действенное присутствие. Когда Бог говорит Моисею: « Я есть Сущий» Исход 3: 14, это означает очень многое. « Я живу, Я здесь, Я рядом с тобой… и так далее. Имя Бога подчеркивает превосходство бытия Божиего над бытием всего мира: это первичное, вечное бытие; это полнота бытия, которая есть сверхбытие.
И древнее предание говорит о том, что евреи в эпоху после Вавилонского плена (когда 70 лет пострадав, поняли наказание) – не произносили имя Яхве (Сущий) из благоговейного трепета перед именем Бога. Только первосвященник, когда входил для каждения во Святое святых, мог там внутри (в алтаре) произносить это Имя.
Если же простой человек или даже священник в храме хотел сказать что-нибудь о Боге, он заменял имя Сущий другими именами или говорил «небо». Была такая традиция: когда нужно сказать Бог, человек замолкал и прикладывал руку к сердцу, или показывал рукой на небо – и все понимали, что речь идет о Боге, но само имя не произносилось.
Древние евреи хорошо осознавали, что на человеческом языке нет слова или термина, которым можно было бы выразить существо Бога. Воздерживаясь от произношения имени Бога, люди верующие показывали, что к Богу можно приобщиться не через слова и выражения речи, - но через благоговейное и трепетное внутреннее отношение, через молчание.
И потому, - грех божиться, клясться Богом, говоря: «ей Богу (!) я то-то и то-то». Легкомысленность отношений к имени Божиему это грех великий.

4)Грехи против четвертой заповеди.

Четвертая заповедь говорит о «субботе», об отдыхе для человека. И на первый взгляд нет греха, если вдруг нужно будет потрудиться и в этот день. Но как (о чем) сказал Бог эту заповедь Моисею? Он говорил о человеке трудящемся. И Сам Бог показал пример – шесть дней Он творил, работал, создавая Мир, Вселенную и на седьмой день отдыхал. Вот и человек также должен поступать – работать шесть дней.
И грех называется – тунеядство.
Грешен тот человек, который не занимается никаким делом, проводит все дни в праздности. Ибо ещё Адаму заповедано было во время изгнания из Рая: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю (то есть до смерти) из которой ты взят». И Апостол завещал нам: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». (2 Фесс 3:10). Так что не только о субботе четвертая заповедь Бога, но эта заповедь о труде.

Этим завершается первая скрижаль Моисеева, на которой были Заповеди о любви к Богу. И если мы не будем грешить, тогда легче исполним всё, что Бог заповедует, и достигнем верной истинной любви Божией. Как говорит нам ясно апостол Иоанн: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1 Иоанна 4: 16). Но тут же поясняет ап. Иоанн, что любящий Бога должен любить и брата своего: « Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Вот и нужна вторая скрижаль, где заповеди о любви к ближнему.

5)В пятой заповеди говорит Бог о родителях человека.

Потому что родители естественно нам ближе. Но почтение нужно оказывать всем людям, ибо все ближние.
А о том, как нужно относиться и как себя вести в отношениях с людьми подробно поясняет апостол Павел: (1Тимоф. 5: 1 – 2) «Старцу не твори пакости, но утешай якоже отца; юноши, якоже братию; старицы, якоже матери».
И главный из грехов непочтения – это грех непочтение начальствующих – тех, которые вместо родителей пекутся о нас, о нашем воспитании и обучении.
Почтение, иногда, ведёт человека к послушанию. И в этом есть опасность, тут нужен разум: смирение с мудростью, смиренномудрость. Если начальники или даже родители потребуют чего-либо против закона Божьего или против веры в Бога, тут надо отказаться от послушания и претерпеть за Веру и Закон Божий все невзгоды. Так поступали апостолы: (Деяния 4: 19) «Судите, справедливо ли – слушать человека больше, чем Бога».

6)Шестая – самая короткая заповедь: не убей!

Но она требует большого разбора. Ибо не только явное физическое убийство запрещает Бог. Даже и сатане, этому демону убийства, запрещает Бог трогать душу человеческую – книга Иова в Библии дает представление о том. Но люди страшнее обманщика – диавола и очень часто совершают грех духовного убийства. Когда кто-то совращает ближнего в неверие или в беззакония – тем самым подвергает душу смерти духовной. К этому греху относятся все дела и слова, неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближних. И, наконец, внутренняя ненависть против ближнего, хотя внешне скрытая – есть грех против шестой заповеди: «Всякий – ненавидящий брата своего человекоубийца есть!» - говорит апостол Иоанн (1Ин. 3:15).

7) Седьмой заповедью запрещается любодеяние, и грехи тут очевидны.
1 Блуд, или беспорядочная плотская связь.
2 Прелюбодейство – это собственно то, что находясь в супружестве иметь связь постороннюю.
3 Кровосмешение – это когда соединяются близкие: брат с сестрой.
И тут находим пояснения из апостола (1Кор.6:15,18-19).

8) В восьмой заповеди запрещается кража – это присвоение каким-нибудь образом того, что принадлежит другим. Грехи против.
1. грабительство – явное отнятие вещи у ближнего.
2. воровство – похищение чужого тайно.
3. Обман.
4. Лихоимство – под видом некоторого права, но на деле с нарушением справедливости и человеколюбия – обращают чужое в свое.

9)Девятой заповедью запрещается – ложь.
1. Ложь в суде и подзаконная.
2. Клевета и порицание несправедливое.
10) Десятая заповедь запрещает – зависть.
Не только худые дела, - но и худые желания и помышления запрещаются. Потому что для предупреждения греховных дел, нужно подавлять греховные желания. Как сказано в писании: « От сердца исходят помышления злые…» (Матф. 15: 19). «Каждый искушается от своей похоти (желания). Таже похоть рождает грех, грех рождает смерть.» (Иакова 1:14 – 15).
Такие многие грехи против заповедей Божиих мы должны знать. Как нужно пользоваться учением этим о Заповедях? А просто! – Надо исполнять на самом деле то, что познано, - и под страхом тяжкого осуждения за неисполнение. – «Тот раб, знающий волю господина своего и не исполнивший, не сотворивший по воле его, - биен будет много» (Лука 12:17). А все мы рабы Божии.


Рецензии
Очень полезное произведение, особенно для молодых людей. Шуликова Любовь

Любовь Шуликова   22.05.2014 11:11     Заявить о нарушении