Моему отцу Егорову Николаю Ильичу посвящаю

   Отец мой, Егоров Николай Ильич родился в 1924 году в таежной деревне Казанка, Ужурского района, Красноярского края. Вырос он в крестьянской семье. Детство и юность отца, как и у всех крестьян в эти годы, были тяжелыми. Когда подрос, в 14-летнем возрасте, ему частенько приходилось работать в  тайге на лесоповале. Деревня расстраивалась,для постройки домов требовалось много леса. Бывало на пяти конях волоком таскал из тайги в деревню бревна, или на шести лошадях запряженных в сани, отвозил за 50 километров в Ужур или Назарово пшеницу. Любил охоту, сбор черемши, ягоды, грибов и кедровых шишек.
Когда ему исполнилось 17-ть лет началась Великая Отечественная война. Все мужчины ушли на фронт. Ушел и его старший брат,
Егоров Григорий Ильич. До войны Григорий работал деревенским конюхом и пас табун коней. Сказывали старики, будто только он свистнет, как те сами к нему подбегали, и скакал он на коне не хуже любого казака. В деревне остались одни старики, женщины и дети. На долю детей и отца выпала тяжелая доля заменить ушедших на фронт своих отцов и братьев. Много приходилось работать и на поле, собирать урожай и вести хозяйство. С фронта стали один за одним приходить похоронки. Глубокой осенью пришло от командования части сообщение и бабушке Ольге и деду Илье
Командир писал: " Ваш сын, Егоров Григорий Ильич пал смертью храбрых в местечке "Эстония", Ленинградской области."  Можно только представить, каким это было для них горем. Особенно тяжело гибель старшего брата переживал мой отец. В неполные 18-ть лет, весной 1942 года отец ушел добровольцем на фронт. С Ужура, на поезде их привезли в Красноярск, где он попал в только что в сформировавшуюся Сибирскую добровольческую Армию. Потом была двух месячная подготовка - курс молодого бойца. В районе села Солонцы, что за городом, гоняли их по сопкам, тренировали в стрельбе,а потом отправили на поездах на запад. Многое испытал он за время войны. Начиная от Москвы, освобождая такие города, как Орел, Брянск, потом и Белоруссию, отец дошел до Варшавы. Потом участвовал в Висло - Одерской операции, в Берлинской операции, в боях на Сандомирском плацдарме и Бранденбургской провинции, как форсирование реки Шпрее и других. После войны его оставили служить в окупационных войсках Германии, где и прослужил в городах Росток и Ной-Бранденбург в звании мл. сержанта, разведчиком - связистом до 1947 года.
  В боях с фашистами гвардеец получил множество боевых наград, к примеру такие как: Орден Боевого Красного Знамени, Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны 2-ой степени, Две медали За Отвагу, За взятие Варшавы, За взятие Берлина, За боевые Заслуги и мн.другие. За проявленное мужество и героизм получил 14-ть благодарностей от командования.
    В 1947 году отец был демобилизован и вернулся домой, в свою родную деревню Казанка. Вскоре отец поехал в деревню Московка, Назаровского района, которая находилась в 25 км. от Казанки, и куда переехал к этому времени мой будущий дед по матери, Жачев Серапион Николаевич, и сосватал мою будущую мать, Егорову Валентину Серапионовну. да так там и остался. В августе 1947 года родился я. Мой дед, Серапион Николаевич тогда работал мельником на водяной мельнице, что стояла на таежной речушке Агата, в 4-ех км. от Московки и на самом краю Салгонского кряжа. Отец же мой начал работать в колхозной кузнице, молотобойцем. Кузнецом же был Волоснов дядя Миша. Все детали к сеялкам, боронам, плугам,а иногда и к машинам, тракторам, комбайнам, сеялкам которые были необходимы для ремонта, они выковывали сами. Никаких токарных станков тогда не было, лишь помню было много плешек и мечиков для нарезания на болтах резьбы да простой токарный станок по дереву. Любую деталь могли они выковать. Помню,как подрос бегал к отцу качать меха от горна. Частенько отец подковывал лошадей, ремонтировали телеги и сани. Я ребенком любил наблюдать за их работой, когда на моих глазах из раскаленное железо превращалось в красивую нужную деталь. Много лет отец проработал с д.Мишей на кузнице, стали лучшими друзьями. Дядя Миша был заядлый охотник и рыбак. Частенько брал он меня на рыбалку,на хариуса, а с отцом вместе бегали на охоту.
Мама моя работала в колхозе счетоводом,а позже выучилась в городе Баготоле на бухгалтера,да так всю жизнь и проработала. В деревне нашей слыла самой грамотной женщиной, была много раз депутатом сельского и районного советов,помогала людям в решении разных вопросов. Когда у отца упало зрение и он начал носить очки, был вынужден уйти из кузницы.
Вскоре Назаровское лесничество предложило ему работать лесником по охране лесного хозяйства района. Так как он вырос в тайге и любил охоту, согласился на эту работу. У нас в хозяйстве появилась лошадь и стало легче вести домашнее хозяйство. После этого,тайга стала смыслом жизни отца. Он целыми днями уезжал, как тогда называли на обход делян. За березовой рощей завел питомник на котором, вместе с другими лесниками-коллегами, выращивал саженцы: сосну, лиственницу,ель,акацию и тополь.
Часто он брал на прополку саженцев учеников деревенской школы и жителей за прополку те получали от лесничества деньги.  Зачастую я выезжал с лесниками на высадку саженцев на делянки и заготовку сена. Помогал отцу при сборе лекарственных трав, зимой березовых почек и вязании веников для подкормки косуль, маралов, лосей. Где-то с пятого, с шестого класса с отцом пристрастился к охоте на глухаря,тетерева-косача, рябчика, зайца, барсука. А начинал я с добычи сусликов. Мы с друзьями целыми днями пропадали за этим нехитрым занятием, ставили на них капканы, петли из проволоки, а то просто выливали водой.
Приносил их десятками домой, обдирал их и натягивал для выделки на доски. В деревню тогда приезжали тряпишники которым мы и сбывали за пять копеек за шкурку или за батарейки, фонарики-жучки, леденцы, синьку для побелки квартир и другие товары, которые тогда в деревне были дефицитом. До районного центра было около 60-ти километров. Отец мой очень хорошо играл на гармошке, очень даже не плохо пел. Особенно он любил военные песни. Помню как отец купил патефон и множество пластинок. Я любил слушать песни Уральского и Воронежского хоров и многие другие,как: Сулико, Краковяк и частушки. Именно от отца мне передалось любовь к песне и научился играть поначалу на отцовской гармошке,а затем и на баяне, который я купил на деньги от сдачи,одной приехавшей в деревню солдатской части, картофеля. Об отце можно написать целую книгу и рассказывать бесконечно. Он был настоящим воином и человеком. В его руках все кипело и спорилось. Не зря сельчане говорили: " Николай работал всегда за четверых !" И не только я этому свидетель.
    Вот,к примеру, что писала о нем газета "Советское Причулымъе" еще к 27-ой годовщине Победы над Германией в статье :
" ХОЗЯИН ЗЕЛЕНОГО ДОМА".
    НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ ЕГОРОВ встает рано, как говорится, вместе с солнцем. Напоив своего друга - коня, он седлает его и отправляется в лес. На ходу позванивают удила, редко на камнях цокают подковы, где-то за перевалом токуют глухари.
Радушно, как своего лучшего друга, встретила тайга своего хозяина. Уверенно шагает лошадка по давно знакомому маршруту,и леснику не приходится тратить время на его управление. Ильич внимательно всматривается в знакомые деревья, как в лица друзей и все замечает. Вот впереди, словно подбоченясь, зазеленели посадки молодых сосенок. " Ишь ты как вымахали !" - удовлетворенно отмечает Николай Ильич, слезая с коня. -"А ведь могло случиться, что не мои,а чьи-то руки сеяли их растили бы вас !"- говорит он. -" Приближается День Победы, надо бы успеть с посадкой саженцев" - подумал он поправляя ружьишко.
И перед глазами воина-сибиряка одна за другой встают картины и эпизоды Великой Отечественной войны, которую он начал на землях Подмосковья и с победой закончил в логове зверя-в Берлине.
   Долгим, очень долгим был этот путь для разведчика-связиста Егорова. За годы войны одних только телефонных проводов он размотал и смотал столько,что даже электронно-вычислительной машине подсчитать трудно. Готовилось очередное наступление наших войск. Для последнего уточнения огневых точек противника, наличия танков, пехоты и артиллерии командованию нужны самые свежие данные. А это значит, что нужен "язык". Взвалив на плечи катушку с телефонными проводами, он вместе со своими товарищами - разведчиками, отправляется на боевое задание.
Тот, кто был на фронте знает, что такое разведка боем. Поэтому в этой операции без связи не обойтись. Нужны корректировка огня и оперативное руководство боем. Стремясь сорвать нашу операцию, противник открывает ответный ураганный огонь изо всех видов оружия. Но несмотря на это, разведчики свое дело сделали. И вот, на командный пункт поступает первое донесение о выполнении задания. -"Молодец, сибиряк !"- говорил позже Егорову командир части,- связь действовала безотказно. За успешное выполнение этого задания Николай Ильич был награжден медалью "За Отвагу".
   Никогда не забудет наш земляк и форсирование Днепра. Жарко, очень жарко было на его волнах, враг истекал кровью, но цеплялся за каждую деревушку, за каждый естественный рубеж. Но как говорил Суворов: " Русские прусаков всегда бивали!" Так было и на этот раз. Подтянув крупные механизированные силы, при поддержке авиации и артиллерии, началось вошедшее в историю войны знаменитое форсирование Днепра.
..." Тиха украинская ночь", на этот раз была разбужена артиллерийской канонадой, шквальным пулеметным и автоматным огнем. Все небо было усеяно осветительными ракетами. Однако, уже ничто не могло остановить натиска наших войск. На лодках, плотах и бревнах,и вплавь наши воины перебирались на ту сторону реки, закреплялись и продолжали бой.
На одной из лодок, со своими товарищами-связистами перебрался на правобережье и наш земляк. Нагрузив "транспорт" камнями и телефонными проводами, они прокладывали по дну Днепра связь со штабом. А для того, чтобы провода не уносило течением, к ним приходилось привязывать камни.
Пятнадцать связистов под шквальным огнем пробиваются на правый берег Днепра. То тут,то там в воздух взлетают от взрывов снарядов и противника лодки и плоты, надоедливо взвизгивают мины и свистят мимо уха пули, но храбрецы неустрашимо плывут к цели. Уже у самого берега, изрешеченная пулями лодка идет ко дну и связисты вплавь добираются до укрытия, окапываются и сообщают в свой штаб,что связь установлена. И вскоре полетели по проводам сообщения о дислокации и координаты о точном расположении войск вражеских укреплений. Наши войска успешно форсировали Днепр и расширив плацдарм пошли в наступление. За эту операцию Николай Ильич был награжден орденом "Красной Звезды".
   -"Нам Вислу и Одер пришлось форсировать !" - вспоминает он, - но против нашего Днепра они просто речушки. Да и опыт у нас уже был солидный. так, что несмотря на всю отчаянность врага, сопротивление его было сломлено,и наступление наших войск успешно продолжалось. За успешное выполнение операции по форсированию Одера нашему земляку был вручен орден "Отечественной войны 2-ой степени".
   После Одера наши войска главными силами пошли на Берлин. И здесь Николай Ильич был в первых рядах наступающих. В числе первых он был и при ликвидации последних группировок противника, отчаянно защищавших фашистское логово - Берлин. Именно за эти бои он и был награжден орденом "Боевого Красного Знамени".
   Живет в деревне Московка бывший фронтовик-гвардеец Николай Ильич Егоров. О своих многочисленных ратных делах он почти не рассказывает,а если и рассказывает,то очень скупо. Зато о боевых товарищах у него самые теплые речи. -" Вот, если бы об Николае Гусеве !" - зажигается он,- то я бы мог многое рассказать... Ведь вместе от Москвы до Берлина дошли, вместе в Сибирь приехали демобилизовавшись, только он остался в Новосибирске, а я дальше домой в Московку поехал. Сейчас мы с ним переписываемся,а недавно он побывал в гостях у моего сына Анатолия, который служит в рядах Советской Армии под городом Новосибирском.
   ...Рано, очень рано просыпается Николай Ильич Егоров. Справившись с домашними делами, он седлает коня и отправляется в тайгу - в свой "зеленый дом", следить чтобы и там был гвардейский порядок.(М.Ильюк).

   Так писала газета о моем отце в 1972 году. Я в то время действительно служил под Новосибирском. Бывал я пару раз и в гостях у фронтового друга моего отца, Гусева Николая и ее жены тети Наташи. Дядя Коля,узнав что сын его друга служит под Новосибирском, приезжал ко мне в часть. Ему удалось тогда уговорить моего командира части, которого мы звали батей, отпустить меня на пару дней к ним в гости. Командир выписал мне увольнительную и мы уехали в Новосибирск. Жена ,тетя Наташа уже ждала нас и накрыла праздничный стол. Дядя Коля много рассказывал мне о моем отце, называл его настоящим героем и что только благодаря отцу он остался жив. Говорил, что я должен гордиться своим отцом и много теплых слов.Удивительные были люди. Дядя Коля на фронте был ранен и контужен, он еще тогда жаловался на сильные боли в голове и что никакие таблетки уже не помогают. Он умер перед самым нашим отъездом в Германию. Разве я мог тогда подумать,что я буду жить в стране,с которой воевала моя страна Россия, от пули которой погиб старший брат моего отца Григорий и с которой воевал мой отец Егоров Николай Ильич. Так сложилась судьба, что я женился на русской немке по фамилии Бауер,и что мой сын Игорь будет жить в этой стране с которой его дед воевал. Все переплелось, но слава Богу он вырос хорошим парнем, выучился здесь и уже работает. Любит и посещает Россию,нормально говорит по-русски, поет русские песни и гордится своими российскими корнями и своим дедом. Но,что интересно, две недели назад женился на девчонке из Украины, а точнее города Запорожье. Живут, любят и здравствуют. Так что же нам делить, если наши дети любят друг друга ?  - тем более когда наши корни все из России и Киевской Руси. Любовь и правда победит !
   По приезду в Германию я написал несколько стихотворений посвященных Родине:
     Не все законы нам подвластны,и все познать нам не дано,
   Ночные звезды так прекрасны,и месяц светит мне в окно.
   А утром выкатится солнце, и вдруг вокруг все оживет,
   Заплещет рыба в озерце, и песню птица запоет.
   И по холмам стада пройдутся,я ж босиком по утренней росе,
   И на своем покосе хотел бы задохнуться,который год скучая по косе.
   В малинник загляну на косогоре,в грибных местах лукошко соберу,
   Напьюсь святой водички в роднике, не в море,и к вечеру до дому добреду.
   Позолотит уже реку закат, на склоны гор испустит тень прохладу,
   Березки в роще танцем закружат,и я приму все это как награду.
   Войду в свой отчий дом, зажгу свечу и растоплю голландку,
   Усевшись на скамью, смахну слезу платком,
   Вдруг вспомнив, как отец играл Смуглянку.
   Не властно время во вселенной,оно лишь властно на Земле,
   Иду по этой жизни тленной, отцом проторенной тропе.

   А вот еще одно, называется Перед отъездом.
   ------------------------------------------
   Перед отъездом в дальний путь, ты не забудь на Родину взглянуть.
   В последний, может, в жизни раз, ты смотришь на нее сейчас.
   Как на невесту, как на мать,с любовью кинь прощальный взгляд
   На ширь земли родной, на гладь реки, тайгу, закат, березку под окном и сад,
   На поле за околицей,стога, тропинку детства, пасущиеся на лугах стада,
   На дом родной - на свой очаг, взгляни на все и навсегда
   Запомни Родины глаза, и преклонив колени хоть пообещай вернуться.

   И наконец, последние два о Родине : Что есть Отчизна ? Что есть мать?
     Хочу хоть мысленно обнять
   Своих друзей, березку, мать.
   Сестер, братишку и тайгу,
   Отца. Всех вас я словно наяву,
   Хочу увидеть и понять
   В краю далеком и чужом,
   Что есть Отчизна ?
   Что есть мать ?
   Не все ль равно, не все ль едино ?
   ОТЧИЗНА - МАТЬ
   Иль МАТЬ - ОТЧИЗНА...

   Стремление.
   -----------
   Который раз я в край родимый
   Стремлюсь всем сердцем и душой,
   С другой страны тоской гонимый,
   Который раз спешу домой.

   С тревогой жду я встречи этой,
   Как странник, как заблудший сын.
   Хочу сгорающей кометой
   Упасть на горькую полынь.
   
   Напоследок хочется поздравить всех ветеранов Отечественной войны и всю нашу великую, многострадальную Россию и бывшие республики Советского Союза с наступающим общим праздником - С Днем Победы ! Хотелось бы чтобы все помнили, что какой дорогой ценой заплатили наши народы за сегодняшнее мирное время. Хотелось бы чтобы все вновь начинающиеся распри раз и навсегда прекратились, а у "людей" пытающихся развязать войну и братоубийство прозрели глаза или же отсохли руки.       Вечная слава и вечная память всем героям земли нашей ,отдавшим жизнь в борьбе с фашизмом за нас и все человечество !!!

                ЕГОРОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ, ГЕРМАНИЯ, 2014 год.
   
   


Рецензии
Я растрогана до слёз. Ужурский район - моя Родина. Вы достоверно описали события, связанные с жизнью моих земляков. Благодарю, Вас, Анатолий Николаевич. Пусть никогда у вас не исчезнет желание делиться с другими красотой своей души, добротой сердца, и талантом, данным от Бога. Да хранит Вас Господь!

Наталья Мурзакова   14.08.2020 18:54     Заявить о нарушении