Ультрасовременный

Творчество Васко Нуньеса де Бальбоа в высшей степени разнообразно: от коротких памфлетов до так называемых «нервных окончаний» столетия, появление которых не в последнюю очередь связывают с его именем. Этот Великий комбинатор, чье дыхание в мире литературы, несомненно, будет слышно и после его ухода в мир теней, оставил чарующее наследие живого языка в неприкосновенности. С кем его только не сравнивали, какими первыми словами не называли. До сих пор ведутся жесточайшие споры о стилистике его произведений и о возможном названии его стиля. Кем был этот, не побоюсь этого слова, гений? Какое напутствие нам оставил? Некоторые последователи называют его не иначе как мессией пера, мы же можем лишь констатировать, что его произведения носят на себе отпечатки его мыслей и слов и обладают в комплексе взаимосвязей с современностью и умами его читателей неким подобием сингулярности.
Сегодня, Васко Нуньеса почитают непререкаемым авторитетом в области литературных новаций. Этому выдающемуся деятелю удалось воплотить в жизнь казалось бы невозможное – сделать современность более современной. Ведь именно после его нашумевшего романа «Ультрасовременный» читающий мир узнал героя своего времени, человека стремящегося не только быть современным, но и выходить за пределы современности в мир «ультрасовременности», быть современнее современности, более реальным, чем реальность. То, что не смог сделать с читателями «Фауст» Гете, сделал «Ультрасовременный». Он раскрыл пределы современности и привел нас, не как могло показаться на первый взгляд в будущее – нет, он «шагнул и дальше и ближе», как выразился в газете Le Monde Хорхе Луис Варгас и Кальдерон.
Признанный еще при жизни гений, обласканный судьбою, Нуньес сделал для своего народа и всего мира больше чем мы можем представить – он позволил нам чувствовать гордость за свое время, научил нас любить то, о чем раньше мы не знали и не могли знать.
Уже в своем первом рассказе «Аноним» опубликованном в журнале Figaro, Нуньес приоткрыл завесу над дивным новым миром современности. Нет, он не изобличал тайные организации и терроризм, не раскрывал нам глаза на мифические финансовые заговоры, коррупцию чиновников и беспредел диктаторов, нет – всего этого вы не найдете на страницах его произведений. Ничего из того, что заставляет тревожиться среднестатистического интеллектуала за будущее не беспокоило автора. Он мыслил глобально, ультрасовременно. Уже тогда, в свои неполные 24 года, Васко Нуньес, подобно Васко да Гаме, расширил зримые границы мира беспрецедентным по манере исполнения и замыслу путешествием – путешествием в мир за гранью современного мира, вне пространственно-временных границ.
Но не только писательским творчеством запомнился он потомкам. Неоспоримый вклад в развитие науки и техники, путем бесчисленного количества усовершенствований всевозможных приборов и инструментов, а также методов и методик, подтверждается многими экспертами и уже давно перестал быть дискуссионным. Чего стоят только одни его часы без циферблата и стрелок, часы не показывающие время, что стали на долгие годы модным трендом и вызвали настоящий культурный переворот.
Аллели исчезают с первых полос газет, все реже выходят заголовки с его именем, его почти нельзя встретить на светских раутах, как скажет после Марк Пабло: «Васко Нуньес, автор бессмертного романа «Кровь и песок», уходит в подполье». Интерес к его творчеству охладевает, словно к остывшей яичнице. Кому нужна холодная яичница морозным утром 53-го?
Васко Нуньес перестает писать, уезжает из столицы, покупает маленький домик в одной из деревень провинции Нантакета. Ему идет 38 год. Кое-кто из критиков уверяет, что автор исписался. Но так ли это и можно ли говорить о писателе, что он исписался лишь по тому признаку, что он перестал писать?
Нуньес выращивает картошку, ведет затворнический образ жизни, почти ни с кем не общается и не принимает гостей. Ближайшие соседи вспоминают о нем как о человеке странном. Люди на улицах не видя его посетителем единственного на округу кинотеатра задаются вопросами и относятся к нему с подозрением. Но это нисколько не мешает ему жить.
Мы так и не узнаем что же произошло в марте 72-го и почему ночью, при свете Луны, Васко Нуньес де Бальбоа, отправляется в свое «путешествие к истокам» как позднее назовут его окончательное исчезновение со страниц газет. Можно продолжать терзаться вопросом: «Жив ли он?», но кто мы такие чтобы судить о таких вещах…


Рецензии