Библейская история к чему ведет нашу Землю?

                Глава 2 (глава 1 http://www.proza.ru/2014/04/28/1039)
            Ведет ли Библейская история к уничтожению «всего земного» или все же к его восстановлению?
      
              Движение, приближает нас к цели, и изучая историю человека как основного объекта Божьей деятельности и спасения, мы можем увидеть так же нет ли в ней намеков на планы относительно Земли и остального творения.
История Ноя с 6 по 9 книгу Бытия похожа в некотором смысле на историю Адама и Евы. Опять из-за человека страдает творение потому что «велико развращение человеков на земле». Чтоб спасти от вод потопа, лишь малая часть творений спасается в ковчеге. Но удивительны некоторые обетования Божие, которые показывают отношение Бога к своим созданиям, и некоторые планы Бога относительно Земли и ее обитателей. Слова сказанные Богом по окончании потопа : «…и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.»(Быт.8:21,22), - эти слова, говорят нам не более ни менее, что земля не будет прямо проклинаема Богом, за человека, все живущее больше не будет уничтожаться. Мне кажется, стоит, не терять из внимания этот отрывок, обещающий сохранность живущего, при построении эсхатологических моделей,   даже если он создает некоторые трудности при с сочетании  с огнем Последнего Суда. 
                Удивительный момент, показывающий отношение Бога к Своему творению показан  в 9 главе, Бог вступает в завет не только с Ноем, завет заключается и  «со всеми животными земными» (Быт.9:10). Мы видим заботливое отношение Бога к своим созданиям, не только к человеку, и это отношение, выражается в виде завета- особой формы отношений. Бог заботится не только, чтоб животные были сохранены, но и о том, чтоб некоторое чувство безопасности было и у животных, поэтому Он дает гарантии в виде Своего обещания животному миру. Это особая грань отношения Бога с творением, остается для нас под некоторым покровом, но 9 глава книги Бытие показывает, что такое отношение есть.

                В книге Бытие 9 мы можем увидеть ценность природы независимо от ценности человека. Ценность природы утверждается и в псалмах, и других книгах Библии. Вот как Элмер Мартинс рассуждает о ценности творения: «… у Иова, и в псалмах, утверждается значение природы. В ответе Бога на сетование Иова значительное место уделяется описанию бегемота и левиафана, — земного и морского чудовищ (40:1-24; 41:1-34). Это, действительно, значительные существа, но не потому, что можно пользоваться их силой или употреблять их в пищу, они важны сами по себе. Они — творения Бога. В самом деле, если эта речь Бога должна была стать ответом Иову, то непонятно, почему животные, а не люди, так широко в ней представлены. Читая ее, мы не видим так часто предлагаемой нам трактовки, согласно которой вся природа предназначена для блага человека; напротив, мир природы ценен сам по себе. Книга Притчей, в свою очередь, так же признает достоинство природы. У насекомых — муравьев, пчел — можно научиться мудрости (6:6). Жизнь природы достойна уважения (30:24-28). К животным надо относиться благоразумно (12:10)». «Итак, мудрецы Израиля отмечали поразительный порядок, проявляющейся в творении, тайну сотворения и самоценность природы»[1] .

                Вернемся к истории. В 12 главе Бытия мы встречаемся с тройным благословением Авраама, которое неразрывно связано с землей, созданием народа из потомков Авраама, и благословении и благословляющей силе Авраама. «Обещание земли Аврааму дается в Бытии 12:7. Завет с Авраамом более детально описан в Бытии 15 и 17 и относится к первоначальному благословению множеством потомков, обещанному Аврааму (Быт. 12:2). Вместе с обещанием потомства, Бог обещает Аврааму и территорию. «В этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18). Тройное обетование потомства, территории и благословения включено в завет, данный Аврааму в его девяностодевятилетнем возрасте (Быт. 17:1-17). Повторенное Исааку (Быт. 26:3) и Иакову (Быт. 28:13-15; 35:9-12) обетование продолжало нести тройной дар потомства, территории и благословения»[2]  . Все обетование благословения данное патриархам неразрывно связанно с землей, причем земля на которой они поселились не являлась до конца их землей, и Авраам « Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования»(Евр.11:9). Их проживание на этой земле было тесно связанно с благословением, и хотя они не обладали этой землей,  их проживание имело символический духовно-пророческий характер, помимо обетования о том, что эта земля будет дарована их потомкам,  пророческий характер жизни на этой земле имеет более далеко идущие цели: «10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.»(Евр.11:10). Жизнь на земле, в определенном месте земли, была обетованием о жизни в городе, имеющем не земную и не человеческую архитектуру, не тот ли это город, спускающийся с неба, о котором говорил в своем Апокалипсисе Апостол Иоанн? ( Откр. 21:2).

                Рассматривая историю спасения Израиля. Элмер Мартинс рассматривает «в роли окна, из которого открывается вид на весь Ветхий Завет»  [3] , отрывок из Исхода 5:22 - 6:-8. Мартинс указывает на четырехгранный «замысел Бога» выраженный в этом отрывке. Этот четырехгранный замысел Бога, включающий в себя избавление, создание народа, открытие этому народу Богом Себя, и дарование ему земли благословения, Мартинс не без основания рассматривает в виде «центрального ядра», проходящего через всю Библию. Действительно, в первой главе этой работы было рассмотрена идеальная ситуация жизни в Эдемском саду, которая не нуждалась в избавлении, но обладала всеми остальными чертами этого замысла, такие как народ- Адам и Ева, познание Бога – как явление Богом Себя и присутствие в Эдеме и общение с Адамом и Евой, и земля – как насыщенный полнотой Божьего благословения Эдемский сад. И там же, в первой главе данной работы,  была выражена мысль, что спасение и есть возвращение к этому идеалу. Мы видим так же черты этого замысла в обетованиях Аврааму и патриархам. Избавление: «но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом»(Быт.15:14), «4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза [твои]»(Быт.46:4). Обетование создания народа: Я произведу от тебя великий народ». Сама деятельность Бога может рассматриваться, как откровение Божие о Себе. И особое значение земли для патриархов имеющие символическое и пророческое значение  уже было рассмотрено в предыдущем абзаце. Земля принимает особое значение, как часть спасения, для народа идущего пустыней из Египта, для ее обретения важна вера, отношения, и праведность пред Богом. 10 «Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,11 и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой"».(Пс.94:10,11) «Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? 19 Итак видим, что они не могли войти за неверие».(Евр.3:18,19). И здесь можно провести параллель с Эдемом и грехопадением, и потерей земли благословения за грех и недоверие Богу.  Условие  владения землей остаются такими же: вера, отношение, и праведность. И грех, как не соблюдение условий завета с Богом, приведет, как предупреждает Моисей, к потери благословений на земле: «доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею» (Втор.28:21), ограничение  владения землей, через вторжение других народов: « Пошлет на тебя Господь народ издалека» (Втор.28:49), и потери земли: «извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею, и рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли" (Втор.28:63,64). Книга  Иисуса Навина сосредоточена на взятии земли обетованной. Книга Судей  показывает связь греха, как причины обещанного Моисеем униженного состояния на своей земле от других народов, и избавление через пророков-судей как ответ на воззвание к Богу.  Опять история имеет параллель с потерей земли из-за греха в Эдеме и избавлением,  которое приводит возвращению своей земли. Во времена царства  мы видим  постоянную связь, подчеркиваемую историческими книгами Царств, как сосредоточение на воле всевышнего приводит к расширению границ во времена царя Давида, и как грех приводит к потери благословения на земле, как итогу к окончательной потери земли народом Израиля. Связь, с ситуацией описанной в 3 главе книги Бытия очевидна, народ израильский, как и Адам из-за непослушания теряет дарованную землю. Но вся история связана с землею, и в замысле Бога  спасение и благословение, без земли, не может видеться как полное. Встает вопрос, какое значение может иметь земля, если народ ее все равно теряет, как и Адам в свое время? Или это же намек, знак, своего рода пророчество на некоторое более полное благословение, и спасение когда Земля потерянная Адамом будет обретена в полной мере с победой над грехом, который не позволяет владеть землею? Так пророк Осия, который пишет во времена поздней монархии говорит о грядущей потери земли Израильским царством:«Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами»(Ос.9:17), но Осия хоть и говорит о судьбе Израильского царства, при этом затрагивает тему земли гораздо более широкую: «И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"»(Ос.2:21-23). Бог услышит «небо и землю» - выражение, охватывающее все земное творение, «земля» - после выражения «небо и землю» имеет все тоже широкое значение, охватывающее всю сотворенную землю (В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1)), «услышит»  «хлеб и вино и елей» - выражение  подчеркивающее полноту благословения. Полнота благословения должна ожидать землю, «а сии услышат Изреель» -  Изреель - имя погибшего сына, одного из «детей для пророчества» Осии, и название конкретного города в Израиле, оскверненного злодействами царя Иеуя, но в данном отрывке это - часть Израиля,  объект особой работы Бога, которая при этом охватывает всю «небо и землю» , Израиль и другие народы вошедшие в народ Божий». Новозаветное повествование говорит о широте распространения спасения на другие народы, но здесь говорится, что наступит время, когда Бог услышит «небо»  и «землю», стоит отметить, что слово «услышу» в устах Бога в Ветхом завете употребляется 17 раз и во всех случаях  имеет значение близкое со словами «спасу» или «избавлю» (Исх.22:23-27, 2Пар.7:14, Пс.90:1, Ис.41:17,…).
Интересен язык выражающий отношению к творению в описании Дня Господня в книге пророка Иоиля.  В преддверии Дня Господня, «ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он».(Иоил.1:15). Описана катастрофа духовного и экологического характера, но что удивительно в этой катастрофе творение не просто терпит бедствие, оно обращается к своему Творцу в уповании: «20 Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни»(Иоил.1:20).
Описание Дня Господнего описано обильными красками суда и в тоже время обетованиями благословения, и утешения. Примечательны слова утешения, относящиеся к творению: « Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде»(Иоил.2:21-23).
 
                Но особо удивительную эсхатологическую картину мы видим в книге пророка Исайи: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» говорит Исайя, но удивительно, на этой новой земле мы видим все те же, старые творения люди, животные, но только в совершенно других условиях. Не будет плача, вопля, несправедливости. У людей будут особые отношения с Богом: «И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу». Но интересна эсхатологическая судьба творения: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь»(Ис.65:17-25). Картина, которую мы видим на новой земле, очень похожа на восстановленную, картину первого творения. И новое небо и новая земля вполне похожи на восстановленное старое творение. И история и обетования подводят нас к эсхатологической судьбе творения, в котором у творения, сотворенного для  существования, есть смысл пребывать вечно, в присутствии Божьем, а не навечно исчезнуть. История спасения, которая в первую очередь касается человека, находит конечное завершение в спасении всего творения. Хотелось бы закончить экскурс по Ветхому Завету размышлениям Элмера Мартинса по книги Исайи и его выводами относительно истории спасения : «Богословие сотворения должно открыть новую эру в истории Израиля. Более того, язык сотворения употребляется для описания конца света, который вызовет обновление небес и земли (65:17). В определенном смысле, новое творение — цель истории спасения (55:12-13). Таким образом, искупление — не только искупление людей; считается, что оно происходит во вселенском масштабе. Б.В.Андерсон прав, полагая, что: «Сотворение и искупление связаны как орел и решка единой богословской монеты.»». [4]

                Ну, а как же Новый Завет, насколько видны в нем эсхатологические цели относительно Земли. В третьей главе Евангелия от Матфея пророк Нового Завета Иоанн говорит о приближении Царства Небесного (Мф3:2), а  Иисус, давая понять, что он Христос-Мессия-Царь, говорит о том, что Царство Божие уже доступно, и оно пришло с Ним именно на эту землю. Царство Небесное доступно: «12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12), оно уже достигает верующих: « Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие»(Матф.12:28), оно пребывает в верующих «… вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:21). Несмотря на то, что Иисус Своим приходом утверждает пришествие Царствия Божия, все же ожидается более полное его пришествие.   Это ожидание включено в молитву Отче Наш: «10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе»(Матф.6:10). Отметим, что царствие Божие должно прийти на землю, несмотря на то, что оно, по словам Иисуса уже доступно на земле, пребывает, приобретается силой, но эта молитва о полном пришествии Царства и воли Божьей во вселенную. Когда же Царствие Божие и воля Божия в полной мере прейдет на землю?  Не думаю, что совершенная воля Божия и приход Царства его на это землю заключается в Последнем суде и уничтожении Земли, не в возвращении ли творения состояния «touv» - «хорошо» отражающее полное удовлетворение Создателя в день сотворения, заключается совершенная воля Божия? «По этому поводу Дж.Р.Бисли-Мэррэй замечает: «Обетованное миру Царство — это всемогущество Бога, которое освобождает и преображает человеческую природу во всей полноте ее связей, включая и преображение космоса»»[5]  . Этот момент восстановления вселенной  отражен в одном из любимых христианами « золотых стихов»: «16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоан.3:16). Слово «мир» это греческое слово «ko/smov»  больше всего употребляется в современном мире для обозначения вселенского пространства, и тогда могло означать вселенную, и Землю, могло означать и человечество, но очень часто имело в виду именно творение – вселенную или землю. Например: «изреку окровенное от создания мира» (Матф.13:35),  или «наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»(Матф.25:34). В таком понимании «Спаситель мира, Христос»(Иоан.4:42) может означать Христос Спаситель – ko/smova – всего Божьего создания поврежденного в грехопадении. Это очень хорошо согласуется с книгой пророка Осии о Господе, Который «услышит», а это слово всегда в Ветхом Завете близко со значением спасет «небо, и оно услышит землю» Ос.2:21-23, это ответ на воззвание животных в книге Иоиля1:29 и утешение восстановлением творения в  Иоиля2:21-23 и это то, что отраженно в протоевангелии Бытия 3 главы, Рожденный от «семени» жены окончательно поразит в голову змея, и это поражение будет окончательным если приведет к полному восстановлению урона, т.е и восстановлению творения. Об творении ожидающим восстановления говорит и Апостол Павел : « Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;  и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего»(Рим.8:19-23). Так же как наши тела, так и все творение ожидает избавления от тления, которому подчинена до времени, но будет освобождена от рабства тления, когда будет явление сынов Божьих, когда вместе с Единородным Сыном Божьим они явятся во славе.

_____________
  [1]Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.240.
  [2]Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.14.
  [3]Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.275.
  [4] Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.237.
  [5]Элмер Мартинс. «Замысел Бога». Христианское общество «БИБЛИЯ ДЛЯ ВСЕХ» Санкт-Петербургский христианский университет. СПб 1995.Стр.255.


Рецензии
А для змея, как для животного, кое-что не изменилось. Вот лев будет есть солому. А змей как ел прах, так и будет есть прах. Но уже никому повредить не сможет, не то что прежде. Мне кажется, змеи, именно как животные, тогда будут за новой земле служить напоминанием, символом победы Божьей над злом. Но самого зла им уже никто не припомнит - их больше тоже не коснётся дьявол. И они, получается, будут искуплены, но вот прах с ними останется. Единственное творение, которому частично оставляется неизменным то, что в начале было дано, как наказание. Но если змея не сможет причинить вреда даже ребёнку, значит, мне кажется, в их зубах не будет яда. Может быть, тогда прах, который они будут есть, уже не будет животного происхождения? На сей раз я, может быть, слишком много внимания уделяю сосредоточению на одном вопросе, который у Вас в статье не упомянут, но связан с этой темой тесно, так что я не смогла обойти вниманием. Но это потому, что всё остальное не нуждается в дополнительных вопросах, а только в согласии.

Евгения Сулаева   26.09.2014 04:12     Заявить о нарушении
Спасибо Вам Евгения, за прочтение и отзыв. Благословений Вам!

Пастор Сергей   29.09.2014 14:16   Заявить о нарушении