Учёба и образование
Но сама система поступления уже требовала пересмотра. Разрешение широко разбрасывать аттестационный невод, приводит к тому, что кто-то явно оказывается лишним, кто-то, поступив, уходит в другое учебное заведение, кто-то, разуверившись в своих силах, уже не ищет того, что ему необходимо и довольствуется доступным.
Есть такая детская игра - чехарда. Именно в эту игру играет наше Министерство образования последние двадцать два года.
Меня вполне справедливо могут упрекнуть, заметив, что этой игрой увлечены и другие министерства и даже правительство.
Да. Согласен.
Даже добавлю - в нашем варианте чехарды сотрудники ведомств не просто прыгают через людей, но и играют с зажмуренными глазами! И широко оттопыренными карманами.
Но тема есть тема, не хочу отступать.
Итак, период ельцинского безвременья и упадка всего - крупная промышленность ещё не сгинула, но замерла в преддверии будущих торгов и уже резко снижается поступление сырья, которое можно продать, минуя заводскую стадию; и комплектующих, которые тоже можно пристроить, хотя бы перепродав нуждающемуся предприятию.
Тогда же сказалось отсутствие навыков, вне Госплана и родных министерств, а также необходимого нового минимума экономических и юридических познаний, чтобы формировать новые заказы, которые теперь следовало именовать контрактами.
В общем, старая гвардия умирала, но пока не сдавалась, а новых гвардейцев не было, никто в гвардию не желал, буквально.
Потому что 17-18 летние видели - тоже буквально, что , быть бандитом - круче и деньги, pardon, бабки - сразу, а если до 25 не убьют/ завалят, можно и свой бизнес организовать/ замутить,
В известной степени, молодые люди и сейчас видят множество примеров, когда какой-нибудь Вован или Колян (прошу прощения у Владимиров и Николаев), не имеющий образования и не отягощённый интеллектом, имеет и загородный дом и иномарку, часто не одну и фирму, и, разумеется замечательную/ классную девушку, она же тёлка и так далее...
Главное не путать рамсы, то есть понятия, то есть - не пересекаться с чужими интересами.
Именно поэтому в бесславные девяностые учиться, в массе своей, молодёжь не хотела, зачем?
Спасибо самоуверенному Ельцину-дирижёру за их счастливую юность.
Абсолютно ничего не предпринималось даже не для модернизации, а хотя бы стимуляции высшего образования.
Все усилия государства сводились к продаже за копейки "заводов, газет, пароходов, которые в мультимиллионных счетах оседали у западных "гномов" и в офшорах.
Производственники, уже находясь почти в рабских условиях, патриотично старались и ещё не очень требовали новых специалистов. ВУЗы же сонно зевали, не зная, как среди персонала распределить доходы от сдачи в аренду помещений (как и в НИИ), потому что других доходов, называемых зарплатой, катастрофически не хватало. И наступило счастливое время отпусков: на два месяца, на четыре, на пол-года...
А Министерство образования и, далее по нисходящей, от комитетов и управлений к директорату школ - эти самые школы и разваливало. Разрушая систему преподавания, отталкивая назойливых преподавателей и вовсю увлеклось, часто навязанными и оплаченными извне "экспериментами" и "инновациями", уже забывая, что материалом для экспериментов служили дети.
Одновременно, не всеми до сих пор осознанным по величине, в школы хлынул мутный поток всевозможных сект и эзотерических учений. Который, увы - и тоже не всеми осознанно - до конца не иссяк и сейчас.
Вот вам прямое насилие над личностью.
Сегодняшние попытки создать видимость серьёзное ревизии образования, прежде всего говорится о высшем - тоже невнятны и не продуманны, так - каша в головах и во рту.
По привычке хотелось написать "Первое - " и продолжить, что думать было надо раньше. Но собственно, все грешны этим качеством. так, что без первого, второго и третьего, а просто сплошным текстом.
Раньше мы достаточно чётко определяли разницу между университетом и институтом. Хотя, например Высшему Техническому Училищу или МФТИ, или ещё некоторым подобным, наименование университетом или академией ничего не определяло - они и так были самодостаточны. Да и академий тогда - не считая состоящих при науке - было только две: Тимирязевская и Скрябиновская.
Теперь я не представляю себе жалких, возможно ещё сохранившихся институтов среди университетов и академий, даже тех, у кого ещё вчера и помещений собственных не было, и преподавательский состав на подработке. Зато клонировали "дипломированных специалистов" - кому-то самообразование помогло, или второе, более полноценное образование, но большинство просто офисная среда, до сих пор смутно представляющая себе, что такое реферат и не умеющая составить элементарное техническое задание.
Вот где прежде всего необходимо навести порядок. Не руководствуясь элементарным "количеством студентов", а оценивая реальные возможности обучить человека. Не диплом дать, после всех оплаченных зачётов и экзаменов, а научить думать и уметь оперировать знаниями, то есть действительно образовать и расширить кругозор.
Лицензии отбирать решительным образом, но с пониманием отнестись к тем, кто уже учится и если у них есть желание предоставить обязательную возможность учиться, пусть даже и заочно в аналогичном профильном ВУЗе.
И на уровне государственного регулирования запретить самостоятельно определять свой статус не только учебным и лечебным, но и всевозможным эзотерически-магическим высшим! университетам и академиям.
Хорошего станочника, врача или преподавателя русского ещё найти надо, а в автомобильных пробках, через одного - академики, бандиты, бизнесмены, продавцы всего и всем и Светы из Иванова.
Следующая проблема образования - трудоустройство, наши дети уже проходили. И в данном случае необходимо проявить государственную заботу, выявлять лучших - методики есть - и трудоустраивать, обязывая создавать вакантные места, как в госучреждениях, так и в частном бизнесе, но не в приказно-указном порядке, а находя возможности стимулировать и молодых специалистов и работодателей.
Пока не применяются полноценные, а не кустарно сложенные методики по профессиональному ориентированию
необходимо реальное регулирование специальностей, востребованных к работе, не допуская переизбытка юристов, финансистов и прочее, тоже степень регулирования образования.. Если допустить, гипотетически, возможность честного поступления - отберут лучших, устремлённых в профессию.
В каком-то из рассказов Марка Твена герой попадает на небеса и просит показать ему величайшего полководца всех времён и народов. Увидев, в удивлении восклицает - да это же сапожник с соседней улицы! Да, отвечают ему, он стал бы таковым, если сложились бы обстоятельства.
Разумеется, от системных ошибок никто не застрахован, но уж, как не обидно - est telle la vie...
Профильные предприятия, объединяя свои усилия, в союзе с губернаторами и представителями Президента в состоянии сформировать систему ВУЗов, на основе старых академических учебных заведений, введя многопрофильные факультеты, отобрав необходимый педагогический состав, оснастить современным оборудованием, материалами, с возможностью изучать современные технологии, постоянно стажируясь на предприятиях и стимулировать инновационные решения - двигатель прогресса.
Не технические учебные заведения можно и даже проще - кроме медицинских - можно сформировать по тому же принципу. С обязательным созданием малых форм по всем отраслям (не по образу ПТУ), возможных в течении максимум года дать полноценное овладение специальностью - вот вам современный рабочий человек. А факультативно, если потребуют учащиеся, можно и нужно разнообразить обучение языковыми навыками (по образцу диспетчерских служб - только профессиональный язык), литературой и историей. Кто пожелает, может быстро закончить их несколько.
Всё для того, чтобы молодой специалист с высшим или узко-специализированным образованием мог уверенно прийти к потенциальному работодателю и сказать - стаж мой отношения к делу не имеет, а вот сможете ли вы обеспечить мне достойное рабочее место, соответствующее современным требованиям, чтобы мог я вывести ваше предприятие в передовики капиталистического производства? Если да, давайте обсудим зарплату.
P.S. Tempora mutantur, et nos mutamur in illis - Времена меняются, и мы вместе с ними.
Свидетельство о публикации №214042900708