Учёба и образование

 Вновь заговорили об образовании в ВУЗах, как раз к вступительным экзаменам  -  у нас очень часто всё обсуждается и реформируется на переправе.
       Но сама система поступления уже требовала пересмотра. Разрешение широко разбрасывать аттестационный невод, приводит к тому, что кто-то явно оказывается лишним, кто-то, поступив, уходит в другое учебное заведение, кто-то, разуверившись в своих силах, уже не ищет того, что ему необходимо и довольствуется доступным.
       Есть такая детская игра  -  чехарда. Именно в эту игру играет наше Министерство образования последние двадцать два года.
       Меня вполне справедливо могут упрекнуть, заметив, что этой игрой увлечены и другие министерства и даже правительство.
       Да. Согласен.
       Даже добавлю  -  в нашем варианте чехарды сотрудники ведомств не просто прыгают через людей, но и играют с зажмуренными глазами! И широко оттопыренными карманами.
       Но тема есть тема, не хочу отступать.
       Итак, период ельцинского безвременья и упадка всего  -  крупная промышленность ещё не сгинула, но замерла в преддверии будущих торгов и уже резко снижается поступление сырья, которое можно продать, минуя заводскую стадию; и комплектующих, которые тоже можно пристроить, хотя бы перепродав нуждающемуся предприятию.
       Тогда же сказалось отсутствие навыков, вне Госплана и родных министерств, а также необходимого нового минимума экономических и юридических познаний, чтобы формировать новые заказы, которые теперь следовало именовать контрактами.
       В общем, старая гвардия умирала, но пока не сдавалась, а новых гвардейцев не было, никто в гвардию не желал, буквально.
       Потому что 17-18 летние видели  -  тоже буквально, что , быть бандитом  -  круче и деньги, pardon, бабки  -  сразу, а если до 25 не убьют/ завалят, можно и свой бизнес организовать/ замутить,
       В известной степени, молодые люди и сейчас видят множество примеров, когда какой-нибудь Вован или Колян (прошу прощения у Владимиров и Николаев), не имеющий образования и не отягощённый интеллектом, имеет и загородный дом и иномарку, часто не одну и фирму, и, разумеется замечательную/ классную  девушку, она же тёлка и так далее...
       Главное не путать рамсы, то есть понятия, то есть  -  не  пересекаться с чужими интересами.
       Именно поэтому в бесславные девяностые учиться, в массе своей, молодёжь не хотела, зачем?
       Спасибо самоуверенному Ельцину-дирижёру за их счастливую юность.
       Абсолютно ничего не предпринималось даже не для модернизации, а хотя бы стимуляции высшего образования.
       Все усилия государства сводились к продаже за копейки "заводов, газет, пароходов, которые в мультимиллионных счетах оседали у западных "гномов" и в офшорах.
       Производственники, уже находясь почти в рабских условиях, патриотично старались и ещё не очень требовали новых специалистов. ВУЗы же сонно зевали, не зная, как среди персонала распределить доходы от сдачи в аренду помещений (как и в НИИ), потому что других доходов, называемых зарплатой, катастрофически не хватало. И наступило счастливое время отпусков: на два месяца, на четыре, на пол-года...
       А Министерство образования и, далее по нисходящей, от комитетов и управлений к директорату школ  -  эти самые школы и разваливало. Разрушая систему преподавания, отталкивая назойливых преподавателей и вовсю увлеклось, часто навязанными и оплаченными извне "экспериментами" и "инновациями", уже забывая, что материалом для экспериментов служили дети.
       Одновременно, не всеми до сих пор осознанным по величине, в школы хлынул мутный поток всевозможных сект и эзотерических учений. Который, увы  -  и тоже не всеми осознанно  -  до конца не иссяк и сейчас.
      Вот вам прямое насилие над личностью.
      Сегодняшние попытки создать видимость серьёзное ревизии образования, прежде всего говорится о высшем  -  тоже невнятны и не продуманны, так  -  каша в головах и во рту.
       По привычке хотелось написать "Первое  -  " и продолжить, что думать было надо раньше. Но собственно, все грешны этим качеством. так, что без первого, второго и третьего, а просто сплошным текстом.
       Раньше мы достаточно чётко определяли разницу между университетом и институтом. Хотя, например Высшему Техническому Училищу или МФТИ, или ещё некоторым подобным, наименование университетом или академией ничего не определяло  -  они и так были самодостаточны. Да и академий тогда  -  не считая состоящих при науке  -  было только две: Тимирязевская и Скрябиновская.
       Теперь я не представляю себе жалких, возможно ещё сохранившихся институтов среди университетов и академий, даже тех, у кого ещё вчера и помещений собственных не было, и преподавательский состав на подработке. Зато клонировали "дипломированных специалистов"  -  кому-то самообразование помогло, или второе, более полноценное образование, но большинство просто офисная среда, до сих пор смутно представляющая себе, что такое реферат и не умеющая составить элементарное техническое задание.
       Вот где прежде всего необходимо навести порядок. Не руководствуясь элементарным "количеством студентов", а оценивая реальные возможности обучить человека. Не диплом дать, после всех оплаченных зачётов и экзаменов, а научить думать и уметь оперировать знаниями, то есть действительно образовать и расширить кругозор.
       Лицензии отбирать решительным образом, но с пониманием отнестись к тем, кто уже учится и если у них есть желание предоставить обязательную возможность учиться, пусть даже и заочно в аналогичном профильном ВУЗе.
       И на уровне государственного регулирования запретить самостоятельно определять свой статус не только учебным и лечебным, но и всевозможным эзотерически-магическим высшим! университетам и академиям.
       Хорошего станочника, врача или преподавателя русского ещё найти надо, а в автомобильных пробках, через одного  -  академики, бандиты, бизнесмены, продавцы всего и всем и Светы из Иванова.
       Следующая проблема образования  -  трудоустройство, наши дети уже проходили. И в данном случае необходимо проявить государственную заботу, выявлять лучших  -  методики есть  -  и трудоустраивать, обязывая создавать вакантные места, как в госучреждениях, так и в частном бизнесе, но не в приказно-указном порядке, а находя возможности стимулировать и молодых специалистов и работодателей.
       Пока не применяются полноценные, а не кустарно сложенные методики по профессиональному ориентированию
необходимо реальное регулирование специальностей, востребованных к работе, не допуская переизбытка юристов, финансистов и прочее, тоже степень регулирования образования.. Если допустить, гипотетически, возможность честного поступления  -  отберут лучших, устремлённых в профессию.
       В каком-то из рассказов Марка Твена герой попадает на небеса и просит показать ему величайшего полководца всех времён и народов. Увидев, в удивлении восклицает  -  да это же сапожник с соседней улицы! Да, отвечают ему, он стал бы таковым, если сложились бы обстоятельства.      
       Разумеется, от системных ошибок никто не застрахован, но уж, как не обидно  -  est telle la vie...
       Профильные предприятия, объединяя свои усилия, в союзе с губернаторами и представителями Президента в состоянии сформировать систему ВУЗов, на основе старых академических учебных заведений, введя многопрофильные факультеты, отобрав необходимый педагогический состав, оснастить современным оборудованием, материалами, с возможностью изучать современные технологии, постоянно стажируясь на предприятиях и стимулировать инновационные решения  -  двигатель прогресса.
       Не технические учебные заведения можно и даже проще  -  кроме медицинских  -  можно сформировать по тому же принципу. С обязательным созданием малых форм по всем отраслям (не по образу ПТУ), возможных в течении максимум года дать полноценное овладение специальностью  -  вот вам современный рабочий человек. А факультативно, если потребуют учащиеся, можно и нужно разнообразить обучение языковыми навыками (по образцу диспетчерских служб  -  только профессиональный язык), литературой и историей. Кто пожелает, может быстро закончить их несколько.
       Всё для того, чтобы молодой специалист с высшим или узко-специализированным образованием мог уверенно прийти к потенциальному работодателю и сказать  -  стаж мой отношения к делу не имеет, а вот сможете ли вы обеспечить мне достойное рабочее место, соответствующее современным требованиям, чтобы мог я вывести ваше предприятие в передовики капиталистического производства? Если да, давайте обсудим зарплату.
       P.S.  Tempora mutantur, et nos mutamur in illis       -       Времена меняются, и мы вместе с ними.


Рецензии