Святая мать и надежды на лучшую жизнь

1988 год 3 октября. По проходу мимо заводских раздевалок шел коренастый мужчина в новом костюме защитного болотного цвета, какие обычно носят солдаты, но непривычного фасона, с большими карманами на бёдрах, фуражка матерчатая. Догадался, что это форма солдата-афганца. Видимо, сын привез, и отец решил пощеголять на работе в новой форме. И не понять, что это:  скудость ума, простодушие, или же обыкновенная человеческая жадность  — зачем добру пропадать?

Утром иду по этому проходу, погруженный в свои мысли, и ещё до конца не проснувшийся. Вдруг над ухом кто-то громко что-то говорит, я поворачиваю голову и вижу протянутую руку.  Пожимаю и перевожу взгляд на лицо. Незнакомое. Он быстро убирает руку и продолжает идти вдоль коридора с кем-то. Обознался, думаю я, но потом доходит, что я вместо приветствия услышал нечто невразумительное, что-то вроде: Гбрдтзжкпрст. Некто от избытка юмора решил подшутить над первым подвернувшимся. Я улыбнулся. Лихо у него получилось. И как точно рассчитал.

Наконец, все газеты и журналы перечитал на смене, наверстал упущенное за отпуск, и на работе появилось свободное время, которое надо было куда-то девать. Решил зайти к Ямпольцу, хотя  было намерение, больше к нему не подходить, потому что становится обидно: я к нему прихожу, а он не удосуживается нанести ответный визит. То есть он во мне не нуждается,  и выходит, что я ему навязываюсь со своим общением. И это сознание задевает мою гордость.

Умом понимаю, что здесь другое, что он более чем я нуждается в общении, потому что ему больше не с кем поговорить по душам,  но если это так, то его равнодушие неприятно задевает. И вот прошел месяц после возвращения из отпуска, как я не приходил к нему, и сейчас не выдержал, пришел. Он был занят с кем-то, и я прошел к столу и начал просматривать газеты. Он увидел меня, кивнул. Через несколько минут освободился.

— А я уже думал, куда ты пропал? Все сроки вышли, — произнёс он..

 Я ничего не ответил на это и принялся расспрашивать о его жизни, он охотно начал рассказывать:

— Ничего на свете не мило:  брат – алкоголик, мучает и жену и мать, а те жалеют сдать его на лечение, потому что он сказал:  Повешусь. Я сказал: Туда ему и дорога, если вас не жалеет? А они обиделись на меня.  Я стал плохим. Дочку воспитал в честности,  и это же против меня.  Она же все видит, какие все. Курс решил собраться вместе. Я ее отговорил, что там будут пить, и она не пошла. Потом сказала, что все были пьяные. Но видишь, как получилось: все пошли, а она не пошла, выделилась. Пальто нужно зимнее. В магазинах ничего нет, в ателье говорят: в пятьсот рублей обойдется, мех, подкладка,  материал. Представляешь: студентке пальто за пятьсот рублей!

Через сорок минут я ушел от него. Недавно мать прислала письмо, отпечатанное на машинке грязным шрифтом, что, если я не начну верить в Бога и не покаюсь, то скоро умру. Не знает, с какого бока зайти, чтобы поставить меня на колени. Написала адрес молельного дома сектантов в Тольятти, и, если я не приду, то она больше не зайдет ко мне. Напугала. Что пора мне образумиться и наставить и дочек на путь истинный.

Письмо разозлило. Надо окончательно выжить из ума, чтобы написать своему сыну, что он скоро умрет, если не послушается.  Одно утешало, что она больше не придет, коль написала.  Но я был слишком наивен, снова доверившись её словам: снова пришла, как ни в чем ни бывало.

— Пришла посмотреть, жив ли я? — спросил я. — Как видишь, умирать не собираюсь.

 Но словами и иронией её не проймешь. Фанатичность с шизофренией. Разволновался. Поднялось давление. И это на долгие года, такая нервотрепка. Здоровья она крепкого, наследственность хорошая, меня переживет. Скажи она эти слова более мнительному, и она бы победила, заставила ходить в молельню. Всем хочется жить, хотя иной раз думаю, что если боли будут сильными, я не выдержу и покончу с собой. Что за радость жить в мучениях. И тут ее слова могут невольно сбыться, и она окажется пророчицей, как ей хочется. Недавно она сказала:

— Ты знаешь, я святая.

У нее извращенное понятие святой. Она убедила себя в этом, получше любого аутотренинга, и поверила, что она святая, но ей не хватает веры в себя чужих людей, для этого надо сына вернуть в лоно бога.

Сергей, к моему удивлению,  поступил на заочное юридическое отделение, вернулся на прежнее место работы, то есть на 70 рублей зарплаты. Недавно ездил во Львов, кто-то сказал, что там много хороших вещей и можно приодеться, что он и сделал. Гена каждый раз жалуется, что ему страшно надоело работать на Севере, "ножом по яйцам", и каждый раз Нина недовольным голосов говорит:

— Ну, переходи на другую работу. Будем выкручиваться.

Да и ему не хочется уходить от больших денег, больше пятисот рублей получает уже. Вот и ездит, чтобы сыночек мог работать на легкой работе среди деревенских пожарников, которые ничего не делают, так как, если начнут что-то требовать за такие деньги, то охотников на такую работу не найдется.  Все друзья Гены уже уволились, а он всё, продолжает летать, и одному тяжело, остальные все молодые, и с ними нет контакта.

 Нина же строит из себя светскую даму,  привыкшую жить в роскоши и достатке, покупает дорогую одежду, ненужные книги. Их никто не читает. У неё нет времени, у детей — желания, а у внуков будут другие интересы. Мне жаль Гену, но сказать ему об этом нельзя, или хотя бы убедить беречь себя, потому что он сам прекрасно сознает всё это,  но жадность перебарывает, страшно возвращаться на зарплату в 250 рублей.

Газеты уже читаются не с таким интересом, надоели разоблачения, за которыми стоит беспомощность властей. Все понимают, что ничего не изменится, и через 20 лет будут появляться такие же статьи. Власти выпускают пар, чтобы котел не взорвался. А страна все так же будет катиться в бездну нищеты, только из-за того, что они не хотят уступить власть более компетентным людям. И долго это будет продолжаться!?

7 октября в Куйбышеве произошли волнения. Одна из причин — пропажа двух вагонов сахара, в Куйбышев они пришли пустыми из Тольятти.

Подали петицию на разрешение митинга за десять дней, но горком не разрешил, и на этом основании было арестовано 29 митингующих. 

Волнения были в разных концах города. Говорят, было покушение на Афонина, который начал было наводить порядки, которые кому-то не понравились, тем более  Муравьева из обкома не убрали, нарочно создавая трудности Афонину, не разогнав старый бюрократический аппарат. Лишь у нас застойное болото, никто не решится публично возмутиться.

9 октября по телевизору писатель Ананьев на встрече с читателями заявил, что солдаты в Афганистане выполняют не только интернациональный долг, но и защищают южные рубежи нашей Родины.  Получается так, что выводя свои войска, мы оставляем юг без защиты и пропадём?

Народ в зале на это безмолвствовал, то ли стыдно уличать пожилого человека в глупости, то ли по привычке не спорить с начальством, которое всегда право.  На другие же вопросы он  отвечал правильно, то есть в духе времени, что перестройка буксует, плодов не видно, и что он не может дать гарантии в успешном ее завершении, её судьба зависит от каждого из нас и нужны юридические нормы, помогающие перестройке. Он за кооперативы, землю надо отдать крестьянам.

Однако чувствовалось напряжение между ним и читателями, не было той доверительности и признания любви, которые окружают других писателей, на их встрече с читателями. Задавали вопросы в лоб:

— Какие вы занимали должности в застойное время и что делали для его уничтожения? 

Он напомнил, что именно они напечатали "Печальный детектив" Виктора Астафьева. Скоро должны появиться новые законы о печати, гласности.  Похоже, весь народ сейчас в ожидании, плодов. Но все беды государства в однопартийной системе. И, похоже, у нас это не скоро поймут.

В Японии идут дебаты — не много ли на одного воспитателя детского сада — пять человек, не лучше ли когда трое? А в наших группах сколько приходится на одного воспитателя? Дети предоставлены самим себе.

88 14 октября Саша  Арндт прочитал новый рассказ "Рокировка" о неформальных отношениях в армии. Слушать скучно, так как сюжет угадывался. Хотел промолчать, чтобы не критиковать, чем постоянно занимаюсь, но Валя начала с меня и я отказался:

— Я подожду.

Куликов отозвался хорошо.  Безрукий был в восторге, и другие высказывались в таком же духе, и мне было неприятно выставляться со своим отрицательным отзывом,  словно я всех умнее. Немного удивительно, что не находилось человека, кому бы рассказ не понравился. Чтобы проверить себя в своей отрицательной оценке, спросил Гришмановского:

— Тебе в этом рассказе встретилось что-то неизвестное, или какая-то новая информация?
– Нет.   
— Вот видите. В рассказе всё вторично, ничего неизвестного, все знаешь заранее.

Андрей поддержал меня:

— Вот если бы ты описал, как здоровый парень позволяет над собой издеваться, это было бы более интересней, а в таком виде рассказ будут читать лишь женщины, проводившие своих сыновей в армию, вот они будут ужасаться этим нравам.

Саша согласился, что рассказ не получился. Молоденькая новенькая начала было советовать, как улучшить рассказ. Валя бесцеремонно, чуть ли не грубо оборвала ее:

— У нас традиция, в первый вечер новички не высказываются. Нельзя  советовать автору, что ему делать!

От стыда за Валю я спрятал глаза, схватившись рукой за лоб. Зачем ей это нужно? Показать свою власть? Но никто не претендует. И это уже не в первый раз, она как бы говорит: Не забывайтесь, здесь я главная. Обычно она разрешает новичку прочитать свои стихи, но говорит, что разбирать не будем. И это мудро, так как зачастую стихи ужасно плохие, и в первый раз не у всех поднимается рука избивать младенца.

Безрукому лет 30-35. Трудно определить точнее возраст из-за большой лысины. Пришел  с подругой лет 25, почти одного роста с ним. Четвертая новенькая наивно сказала Вале:

— Я пишу стихи от души.
— Все стихи пишутся от души? — ответила Валя.

Наш начальник участка Федотов, высокий и красивый мужчина, без тени смущения рассказывал нам, своим подчинённым, как он воровал мраморные плиты, когда облицовывали Дом связи и заводские подземные переходы. Кто-то отдирал их от стены,  потом они сами падали, оставалось подъехать на машине и затащить в салон.

Однажды он приметил такую плиту,  решил подъехать в воскресенье вечером, но кто-то опередил, пришлось забрать обломки, которые тоже составляли приличный вес, за 25 килограммов. Потом этими плитами обложил гараж, и, купив его за 800 рублей,  продал за 2,5 тысячи.

Это как ехать в Комсомольск, на правом склоне кирпичный, большой гараж. Чтобы не заливало водой попросил водителя самосвала вывалить машину глины из роемого котлована неподалеку; шофёру всё равно, куда валить,  а рядом — ещё лучше. Вывалил за бесплатно, а у него с тех пор вода не подмывала гараж, лилось на соседние гаражи. Те начали выступать, а он послал их подальше,  потом и они спросили, где он достал глину, пришлось подсказать.    

Федотова не смутило, что я подсел к ним за стол и стал слушать. Видимо, он считал, что все люди такие, и нечего их стыдиться, при удобном случае каждый украдет. Ему лет тридцать, год назад сменил Смирнова, который стал начальником по противопожарной безопасности, то есть полезность работы его свелась к нулю — при хорошем пожаре все равно всё сгорит,  а плохой сам погаснет, было бы, чем тушить.

Федотов держится просто с рабочими, рассказывает анекдоты, различные истории, случившиеся с ним, когда за рулем. Любит разгадывать кроссворды,  тут же подсядет и просидит час. Утром, распределяя Саше Худякову работу на линии, сказал:

— Ругают не за то, что не работаешь, а за то, что вид не делаешь.

Было видно, что свою работу не любит, и даже вид не делает, что работает. Отбывает срок, который неизвестно когда кончится, и он уйдет отсюда на повышение. Один из тех, кому нельзя доверять перестройку в стране, и вообще, руководство чем-либо, то есть, государственным предприятием. Уж для своего он из кожи вылезет!   

В воскресенье Вика начала большую уборку, мыла стекла окон, скоблила краску со стекол, сняла градусник, чтобы не мешал. Вешая белье, задела трехлитровую банку с подсолнечным маслом, купленным вчера. Баллон упал, опрокинулся и разбился, пришлось собирать масло тряпками и выбрасывать в мусоропровод.

Потом я начал  прибивать на место градусник, и с удивлением увидел, как от моего удара по гвоздю по стеклу поползли трещины — я взял слишком длинный гвоздь.  Расстроился страшно. На той квартире стекло треснуло по моей глупости — поставил цветочный ящик на окно, конечно, это было трудно предвидеть, но неприятно.

Исчезли из продажи холодильники, которые до этого стояли, чуть ли не штабелями, а сейчас в складах пусто. Открыли границу полякам, и они на автобусах доезжают до Ленинграда скупая холодильники, утюги, радиотовары. Наших пока не пускают за границу. Снова исчезло мыло всех сортов, нет даже хозяйственного мыла,  стиральных порошков. Никто не может понять, почему нет даже мыла. Отсутствие первых товаров напоминает 64-й год, когда исчез хлеб, но стоило убрать Хрущева, как хлеб появился.

На прошлой неделе состоялось собрание по выбору кандидатов в депутаты. Уже завершая подведение итогов, председательствующий для проформы спросил:

— Кто ещё хочет выступить?

Выступил тот, кого не приглашали на это собрание:

— Почему в списках прошел Н. который в прошлом году был задержан на краже деталей?

— Это была не кража, он просто вынес, — уточнил председатель.

Но и этого хватило, чтобы кандидатура не прошла. Три года назад и ранее все, подобные Н. проходили беспрепятственно, пробивались на руководящие посты ещё значимей, чем они до этого занимали, всплывали дерьмом. Обращаясь к Туркину, сказали:

— Мы много раз писали вам докладную, что Н. ворует детали,  но вы никаких мер не принимали. Как же я могу голосовать за такого человека?

Туркин сидел красный от стыда, думали, что его удар хватит. Н. выступил:

— Это всё было в прошлом, тогда все несли.  А сейчас, если вы меня выберете, то не пожалеете.

Но не выбрали, а второй предпочел снять свою кандидатуру. Люди немного осмелели, стали говорить, о чем раньше молчали, но всего этого недостаточно,  ничего не меняется.

19 октября Харьковенко подошел взять у меня 50 копеек, у кого-то отец умер. А я вспомнил Семена в Батуми, когда он говорил, что у них на заводе собирают по 10-15 рублей, кто сколько может. У нас же копейки. Чем они помогут? Все свои года я только даю на похороны.  Пожалуй, любой согласится в таких случаях только давать, а не брать.  Пусть и дальше так будет.

В воскресенье пришла интересная мысль по сюжету нового рассказа, но не записал, а потом никак не мог вспомнить, что за мысль была? Надо сразу записывать, а потом уже разбирать, стоящая мысль или нет?

Две ночи подряд летал во сне на самолете, но первый раз очень низко,  не смог подняться над домами, так и несся по улице, наблюдая из иллюминатора за проносящимися зданиями. 

На вторую ночь я взлетел с кем-то на дельтаплане и плавно спланировал на лужайке, огороженной забором, через которую надо осторожно пробраться и на обратном пути так же подняться в воздух на запасливо прихваченных зонтах. Было немного странно, почему зонты?  Но эта мысль не продумывалась до конца, было опасение, что заметят, и надо было скрываться. Удивительно, что я всё ещё не потерял способности летать, хотя с каждым разом все труднее.

Нургалиев, наладчик, неожиданно заявил:

— Вы что, хотите капитализм? Всё время ругаете социализм.

Я опешил, будто нас поймали на чем-то недостойном:

— Разве кто-то из нас сказал, что хочет капитализм? Просто мы хотим, чтобы при социализме можно было жить, поэтому и критикуем.

 Но больше разубеждать не стал, бесполезно метать бисер. Коль до сих пор не понял... Поразительно, что наша социалистическая пропаганда нашла отклик именно в таких, малоинтеллектуальных душах, которым достаточно бездоказательно сказать: Коммунизм — хорошо, капитализм — плохо. И он готов поверить в эту догму на всю жизнь.

 Поэтому во время экономии электричества перестал садиться за общий стол, чтобы не выслушивать подобные глупости, лучше почитать газеты, на которые сейчас уходит так много времени.  "Труд" — самая неинтересная газета продолжает держать лидерство по тиражам среди газет,  не удивительно, рабочих больше, чем других слоев.

Лет через сто Россия может стать культурной страной. Это в лучшем случае. Если не заморозится нынешняя оттепель, после которой должно наступить лето. Новая зима чревата гибельными последствиями, после которых на всем нынешнем обществе можно будет  поставить крест, так как  возникнет новое, с непредсказуемыми свойствами.  До какого маразма может дойти человеческая глупость! Слаб человек. Идёт на вымирание.

Динозавры просуществовали 50 миллионов лет, мы — на три порядка меньше. Горестно. Ночью пришла мысль  написать про разумных динозавров, у которых была цивилизация на Земле на протяжении более длительного времени, чем наша. У них главное оружие — телепатия,  которой они могли заставлять  животных делать то, что им было нужно,  а собравшись вместе, их   сила безмерно увеличивалась, но их становилось всё меньше, то ли потому что эволюция зашла в тупик, то ли по внешним причинам, надо лучше продумать,  очень сложная тема.

Весь октябрь ровная погода от +10 до +3 бездождливая, листва осыпается.

88. 25 октября. Добросовестно досмотрел до конца фильм Тенгиза Абуладзе "Мольба", хотя и показывали после программы "Время", пытался понять, ради чего городили огород? Если смотреть его на фоне лакировочных картин, типа "Кубанские казаки", то да — это шедевр (если особо не придираться).  Но сейчас, когда душа объята ужасом современных знаний,  этот фильм вызывает досаду, недоумение. 

Это ли жертвы, о которых надо говорить, когда умирают миллионы? Под угрозой жизнь всего человечества, не от атомной войны, так от экологической травли. "Древо желаний" смотрелось намного интересней, но все равно, поймал себя на мысли, что и в этом фильме режиссер старается приукрасить, облагородить грузинскую нацию,  старается показать её лучше, чем она есть,  поднимает героев на котурны.

Но вполне возможно, что сказывается мое предубеждение. Я слишком хорошо их знаю, чтобы умиляться милым нелепостям и трогательному бескорыстию.  Фильм навевает определенные мысли:  вот, мол, дураки видят красоту и они могут спасти мир, но нормальные её не замечают, но они сильнее, и губят всё. Всё это половинчато,  не серьёзно,  не удовлетворяет по большому счету.

Такое впечатление, что режиссер с каждым фильмом становится смелее. И уже хочется посмотреть четвертый фильм. Не фигу в кармане, а страшную реальность, от которой всё ещё шарахаются в страхе.

Берия изнасиловал 3/4 жен нашего правительства. Что же это за правительство было такое,  которое позволяло животному насиловать своих жен? Антон Овсеенко называет их вождями. В насмешку? Ворошилов называет Берию верным ленинцем. 
Так же, не моргнув глазом, врали народу. Вот где шекспировские страсти, вот про что надо снимать фильмы.  Наши руководители запретили печатать Солженицына, заставили "Новый мир" поменять обложку,  на которой они давали рекламу предстоящей встрече с ним. 

 Коли Иисус Христос еврей, то не значит ли это, что все народы и нации,  признающие христианскую религию, должны ставить еврейскую нацию выше своей? По логике вещей именно так и должно быть. Сказал же Христос евреям:

— Вы избранный народ. Все остальные народы погибнут, а вы спасётесь.

Однако, всё наоборот. Почему? Нежелание признать свою ущербность? Легче другого унизить.

Сергею Параджанову 64 года, он сейчас в США дает интервью:

"В первый и в последний раз в Америке, которая для меня кажется раем. Мне бы приехать десять лет назад, когда был полон творческой энергии. Но меня тогда не пускали, обвиняли в гомосексуализме, сейчас они извинились передо мной, или сделали вид, что извинились, если пустили в Америку,  которая поражает своей технической мощью, мой друг приехал из Канады, я позвонил ему, спрашиваю, как дела? Болею. В чем дело? Мне надо сделать укол, чтобы я всё это забыл, чтобы не знал, как люди живут".

Впервые в сезоне выпал снег и растаял +1. Похолодало.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/02/685


Рецензии