Жемчуг и устрицы

       Знаете, есть такие фермы, на которых выращивают жемчуг? Конечно, они не похожи на фермы,  где содержат коров, свиней  или домашнюю птицу. Просто  их так называют. А на самом деле в море на мелководье выбирают участок, огораживаю его металлической сеткой. Потом разбивают этот  участок на квадраты тоже сеткой. В получившиеся отсеки  помещают определённые количество устриц, которые делают жемчуг. Но перед этим в каждую морскую ракушку, осторожно между ее створками, пинцетом  вкладывают песчинку.  Устриц  подкармливают, следят за чистотой, за их здоровьем. А те трудятся, покрывают песчинки перламутром, обкатывают их, делают круглыми и красивыми. Потом, спустя какое-то время, люди достают  устриц и вынимают из них готовый жемчуг. В ракушки  же снова вкладывают песчинки и отпускают, каждую в свой квадрат. Тех устриц,  у которых получается крупный жемчуг, содержат в одном месте, у которых получается мелкий  - в другом. Те, кто делают быстро жемчуг, размещаются отдельно от тех, кто облекает песчинки перламутром не спеша. Вот такой порядок на ферме, где выращивают жемчуг.
       Однажды, когда межу створок устриц поместили песчинки, а самих ракушек опустили на теплое морское дно своего отсека, одна из устриц сказала:
-  Как все скучно, однообразно…
- Что же ты предлагаешь? – спросила  ее другая.
- Надо внести живую струю творчества  в нашу монотонную работу. Я,  лично, буду делать жемчуг такой, какой захочу.
- Как это так? – удивилась еще одна Устрица. – На протяжении миллионов лет мы старались делать идеальный жемчуг.  Абсолютно  круглый и удивительно переливающийся всеми цветами радуги. Каждая из нас мечтает о таком совершенстве.
- Но ведь бывают  же исключения! – Воскликнула Устрица, начавшая весь этот  разговор.
- Конечно, бывают… - Тихо проговорила одна очень старая и опытная Устрица.- Иногда получается темный  жемчуг, иногда розовый. Иногда грушевидной формы. Но это редкость, очень ценная редкость. Все зависит от случая…
- А я не стану ждать этого случая! Сама буду творить чудеса. – И возмутительница умолкла, сильно захлопнув створки.
       Прошло какое-то время, и в один прекрасный день Устрица, решившая творить жемчуг по своим законам, неожиданно сказала:
- Вот, поглядите, что у меня получилось! – И она широко раскрыла створки.
       На розовых складочках между створками лежало что-то не понятное – корявое, кое-как облитое перламутром.
       - Что это? – ужаснулись многие устрицы, а другие тихонько захихикали. 
- Это своеобразное творение! Неподражаемое и неповторимое. – Гордо ответила Устрица. – Единственная  в своем роде жемчужина.
- Разве это жемчужина?! – зашумели все вокруг. – Убожество какое-то. Уродство…
- А что, в этом что-то есть…  Самобытность. - Сказал кто-то  из устриц.
- Вот!.. Слышали?..  – С вызовом продолжала возмутительница.- Это моя самобытность.  Мой почерк. Если хотите – моя гениальность.
- А по-моему, это твоя лень. – Сказала старая Устрица. – Тебе просто не хочется трудиться, достигать совершенства, и ты прикрываешься умными словами.
- Время нас рассудит! -  Воскликнула непонятая Устрица и оскорбленно захлопнула створки раковины.
       Устрицы еще  долго обсуждали случившиеся, кто возмущался и осуждал подобный способ создания жемчуга, а кто поддерживал и даже решал для себя попробовать сделать то же самое.
       А время шло. И наступил тот период, когда устриц  достаю, и вынимают из них жемчуг. В первую очередь  вытащили раковины из той секции, где как раз находилась устрица, которая создала жемчуг совершенно неправильной формы.      
      Когда люди извлекли этот странную жемчужину нам свет,   они подумали, что устрица заболела. Или ее повредили, закладывая песчинку. Но когда из некоторых  других устриц  вынули нечто подобное, люди не  на шутку встревожились – уж не вирус ли вредный завелся на ферме?
      Люди отложили в сторону всех устриц, у кого был обнаружен уродские жемчужины. Потом увезли их далеко в море и выбросили в волны на самом глубоком месте. Устрицы благополучно опустились на дно и зарылись в песок. Теперь они были свободны, и могли творить жемчуг любой формы. Но кто его увидит и оценит на такой-то глубине?..


Рецензии