Связующая нить необходимости

Рита давно собиралась привести в порядок семейный архив, но бесконечный цейтнот, пришпоривая, гнал вперёд и вперёд, заставляя мчаться по жизни скорым поездом. Скорые поезда, как известно, на малых станциях не останавливаются.  И тихая станция под названием Семейный архив   оставалась на потом.
К счастью, человек устроен так, что перед выходом на очередной жизненный виток,понимает - приходит неумолимое время переоценки ценностей, время переосмысления и аудита прожитых лет.
Рите очень нравилось одно из золотых правил Буддизма: «Для того чтобы струны вины издавали гармонический звук, не следует их слишком натягивать или ослаблять. Подобно этому, каждое усилие, если оно чрезмерно, кончается бесплодной затратой сил, если недостаточно, оно обращается в пассивность. Упражняйтесь в соизмеримости, соблюдайте точную меру в напряжении и устанавливайте равновесие ваших способностей».
Равновесие, вот чего не хватало Рите в последнее время. Бесконечные перекосы вели к бессмысленному перенапряжению душевных и умственных сил.  Требовалась немедленная остановка, и Рита схитрила, сказавшись больной, не вышла на работу, отключила телефон и исчезла для всех на несколько дней.
Для неё наступило благословенное время отдыха, размышлений, блаженства неспешности и необязательности. По утрам она с удовольствием просыпалась.  Вслушивалась в тишину, постигая её  разнообразие и многогранность, каждый оттенок имел своё звучание, свой цвет и аромат.
Утренняя тишина разливалась мелодией неги, благоухала крепким кофе, сияла цветом радости пробуждения.
Дневная тишина звучала деловитостью, пахла вкусным обедом, переливалась цветами благих намерений, выполненных обязательств, осуществленных и вновь задуманных планов.
Вечерняя тишина несла музыку умиротворённости, окутывала ароматом спокойной радости завершающегося дня, расцвечивалась акварелями мечты и надежды.
Не спеша, Рита занялась семейным архивом. Она и не предполагала, что это так интересно.
Огромное количество открыток.  Яркие, красочные и в каждой поздравление с каким-нибудь праздником, доброе пожелание, дружеские приветы. Читала, улыбалась. Вот она релаксация! Никаких психологов не надо!  Замечательное было время, люди писали друг другу письма, слали открытки, телеграммы.   Открывался почтовый ящик,  доставался голубой конверт, а в нём, возможно, интересная весть, неожиданная радость или признание в любви.  Простое и вместе с тем великое чудо!
Несколько лет назад обыкновенная поздравительная открытка вытащила Риту из омута отчаяния.
Огромная неприятность повлекла за собой серьёзную депрессию.  В свой день рождения, впервые в жизни, Рита не хотела никого видеть и не знала, как жить дальше.
Утро этого, в прежние годы, радостного дня, было серо-печальным. Тяжело ступая по лестнице, Рита отправилась на работу, случайно заглянула в почтовый ящик.  Открытка! Подруга, человек тонкой душевной организации, пришла пораньше и опустила её в ящик. Не стала подниматься в квартиру, чтобы не тревожить Риту словами, не услышала бы Рита слов.
Расчувствовалась до слёз.  В этом нечистоплотном мире есть те, кому она дорога! Да так ли он нечистоплотен? Есть недостойные люди, но это ещё не весь мир.  Рита улыбнулась и  уверенно шагнула навстречу новому дню. Дню своего рождения.

Прежде чем поместить фотографии в новый альбом, Рита решила рассортировать их, хотя бы приблизительно, по датам, начиная с молодости родителей и родственников.
На первой странице будет фото, где под ветвями цветущей яблони радостно улыбаются парень и девушка, её будущая мама и мамин брат Василий. Они  молоды, красивы, полны решимости покорять вершины жизни.
А это фотография времён войны. Дядя Вася с побратимом в Праге в 1945 году. Побратались они после страшного боя. Дядя рассказывал, когда прекратился ад пальбы и взрывов, повисла, в полном смысле, мёртвая тишина, казалось, он один в целом мире. Вокруг никого, только убитые. Душа застыла и молчала, как заломленные руки. Пронзительный крик вспорол тишину: «Есть, кто живой, отзовись!». Кричал незнакомый боец.  Значит, их осталось только двое.  Бросились друг к другу. Крепко обнялись и  заплакали.   Так и стояли посреди войны, посреди побоища, двое юнцов, которым выпало: жить!
Они дружили всю оставшуюся жизнь, до самой кончины побратима.
Рита  любила  дядю Васю. Его любили и мама и папа, потому что не любить его было невозможно. Человек-праздник. С добрыми серо-голубыми глазами и заразительным смехом. Красивый, деликатный.
Однажды дядя пришёл в гости и принёс две книжечки, одну купил для своей старшей дочери Наты,  другую для Риты.  Рита и Ната к тому времени стали первоклассницами и научились читать. Он предложил Рите выбрать любую из книг, Рита выбрала с цветными картинками. Дядя убеждал, что другая книжка интереснее, но Рита настаивала на своём и дядя согласился.
Преодолевая трудности, постигающие каждого едва научившегося грамоте, медленно, по слогам,   Рита приобщалась к таинству самостоятельного чтения.  Прочитав несколько страниц, вышла на балкон. Подруги, весело играющие во дворе,  позвали на прогулку, но Рита ответила, что занята и на вопрос: «А что ты делаешь?». Гордо ответила: «Читаю».
Так с лёгкой дядиной руки Рита полюбила чтение.
Милый дядя Вася! У него был потрясающий талант ненавязчиво давать дельные советы, воспитывать без нудных проповедей и назиданий. Он мог, что называется, зайти в душу, но не наследить в ней. Умел убеждать, не ломая и не перекраивая личность.
Он дожил до глубокой старости, но и в почтенном возрасте оставался интересным, непосредственным человеком.
Когда приходил в гости, Рите нравилось угощать его чем-нибудь вкусным, нравилось смотреть, как он ест. Медленно, получая удовольствие, смакуя каждый кусочек. После еды приятные посиделки за чашкой чая. Дядя Вася рассказывает весёлые истории о своих собачках, а Рита слушает, и душа её улыбается, до чего же он милый… никакого нытья о болезнях, никакой критики в адрес молодежи, только позитив и доброе настроение.
Когда дядя умер, говорили много хорошего, не, потому что так принято, а потому что всё было правдой. Говорили искренне и плакали искренне. Уходя, он подарил Рите ещё одно добро, случилось так, что после похорон она сблизилась с его младшей дочерью Ниной и это, несомненно, к счастью.
Так от снимка к снимку, улыбаясь, печалясь, гордясь и радуясь, Рита перелистала семейную историю. Вложила в альбом лист с генеалогическим древом семьи. Это древо, начиная от прародителей, они составили вместе с внуком,  поместив на верхнюю ветку его, любимого потомка и продолжателя рода, фотографию.
Рита бережно положила новый альбом на полку, она обязательно всё сохранит. Сохранит для детей, внуков и правнуков, сохранит для себя «…ибо каждое мгновение имеет свою необходимость… нить необходимости проходит через все миры. Но не понявший её останется в опасном ущелье и не защищенным от камней».
Семейная память – нить, ведущая нас через миры прошлого к мирам настоящего и будущего.  Горе Иванам родства не помнящим, ибо не защититься им от камней судьбы.


 
 
 


Рецензии
Тёплый рассказ. У меня скопилось 9 альбомов, фотографий - снятых, в основном, в полётах - в том числе, при перехватах истребителей вероятного противника над морем. 7 альбомов пропало под дождём при переезде с Балтики на Украину, и два альбома бросили сейчас в Херсоне, уезжая на Урал... Что-то попытаюсь восстановить...
http://proza.ru/2012/03/31/1864

С теплом, п-к Чечель.

Полковник Чечель   22.06.2023 18:27     Заявить о нарушении
У меня тоже есть фотографии с самолета, но пассажирского, когда подлетали к некоторым странам (Малайзия, Мальдивы, Шри-Ланка и ещё есть навскидку не вспомню).

Татьяна Мартен   22.06.2023 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.