Россия спешит на помощь

«Россия» спешит на помощь

Репортаж с борта атомного ледокола   

22 мая  2010 г. 
Седьмые сутки ледокол с экспедицией Арктического и антарктического научно-исследовательского института на борту продолжает плавание через льды Центральной Арктики к дрейфующей станции «Северный Полюс-37».
Расстояние до станции по прямой – около 600 миль. Утром с ней прошёл очередной сеанс связи: ледовая обстановка стабильна, температура минус 12, льдина дрейфует на юго-восток в 250 милях от берегов Канады, идёт подготовка к эвакуации лагеря. Станцию приходится снимать на полгода ранее намеченного срока. Ещё в марте базовая льдина оказалась в полосе сжатия, раскололась на части, и столь ранний по арктическим канонам спасательный рейс – вынужденное решение.
Выражение «держим курс на СП-37» соответствует действительности лишь в смысле конечной точки похода. На деле же курс даже в течение одной вахты меняется с северо-восточного до южного, а порой приходится идти чуть ли не в противоположном направлении, чтобы обойти поля мощного торосистого льда.
Вокруг - ровная как стол, заснеженная равнина, её пересекают гряды торосов на стыках ледяных полей. Третьи сутки по курсу - покрытый снегом сплочённый десятибалльный лёд в полтора-два метра толщиной.
    «По этой трещинке и поедем» - обычное указание рулевому от вахтенного помощника капитана. Едем. Ледокол медленно въезжает на лёд, задирает нос, проседает кормой, льдина уступает тяжести судна, ледокол кренится то на один, то на другой борт, ледяные глыбы величественно выворачиваются у борта голубым разломом, становятся на-попа и со скрежетом проплывают в корму. Всё судно, от киля до клотика, трясёт так, будто какая-то неведомая силища тащит его по стиральной доске. Трясёт так, что в штурманской рубке летят на пол справочники и карты, в столовой, чтоб не съезжала посуда, столы покрывают мокрыми скатертями. А когда льдина, всплывая, бьёт по двойному днищу судна, кажется, что это удар прямо в пол нашей каюты…
Но всё чаще и чаще лёд не поддается тысячетонному весу атомохода. Ледокол отползает назад, оставляя на снегу, словно след от утюга, отпечаток форштевня, затем разбегается и снова атакует лёд на 20-30 метров левее или правее. И так – вахта за вахтой. Всё чаще на пути встречаются торосы изумрудно-голубого цвета, - многолетний канадский пак. Всё чаще за четырёхча-совую вахту удаётся продвинуться вдоль трещины всего миль на пять. К тому же идём мы по большой дуге, оставляя тяжелые льды слева по курсу, так что расчётный вариант - добежать до станции за 10 суток - реализовать не удастся. Но коварные подначки насчёт того, кто окажется резвее - мы, дого-няя станцию, или она, убегая от нас к канадцам, на ходовом мостике оставляют без комментариев.
Третьи сутки стоит безоблачная, морозная, почти штилевая погода. Полярный день, видимость миллион на миллион, но не видно во льдах заветной трещины, идущей в нужном направлении, - не видно ни в бинокль, ни на экране локатора, ни с вертолёта ледовой разведки, ни со спутника. Чтоб  растащить льды, нужен лучший ледокол – ветер, нужен циклон. Синоптики же, почему-то чувствуя себя виноватыми, сетуют на обширный антициклон.
Рейс этот - подарок для исследователей: до нас здесь не хаживал ни один корабль. На самолётах сюда, в район «полюса недоступности», удалось доб-раться в 1941-м, затем в 1948 году. Тогда здесь были сделаны первые прямые промеры глубины океана, результатом которых стало открытие подводных хребтов, а обнаруженная аномалия геомагнитного поля породила гипотезу о существовании в северном полушарии второго магнитного полюса.
Шесть раз в сутки – смена вахты. «Вопросов по приёму нет», - докладывают из ЦПУ - центрального поста управления. Значит, в распоряжении ходового мостика стандартные 90 процентов мощности реактора. Повседневные же заботы операторов (появившаяся из-за вибрации течь в кормовой цистерне, коррозия в трубах паропроизводящей установки, результаты анализа проб воды из контуров охлаждения) обсуждаются в рабочем порядке.
Вечером прямо по курсу из облаков вынырнул самолет «Геркулес» береговой охраны США с бортовым номером 1709. Сделав над ледоколом три круга на высоте около 300 метров, он вышел на связь, поинтересовался сроками завершения работы. Капитан А.М. Спирин вежливо сообщил, что операция будет завершена точно по графику. 
Вот-вот мы перевалим в западное полушарие, где иной отсчёт календарного времени. Международная линия перемены дат формально должна была бы проходить по 180-му меридиану, да широко раскинулась матушка Расея: пол-Чукотки в другом полушарии. И прошла эта линия по меридиану Берингова пролива. При пересечении её с востока на запад один и тот же день считается дважды, при переходе в обратном направлении одна дата пропускается. У нашего коллеги близится день рождения, и в кулуарах уже обсуждается вопрос: как насчёт того, что он имеет право отметить своё 45-летие дважды… 
   

Из пресс-релиза ААНИИ.  1 июня в 14 час.50  мин. мск  атомный ледокол «Россия» достиг  льдины, на которой в координатах 80,0  с.ш. 145,0 з.д. расположен лагерь станции СП-37. Заведены ледовые якоря, спущен трап, проведено обследование льда, размечены трассы дорог и грузовые вертолётные площадки. Идёт подготовка к закрытию станции и доставке строений, оборудования и горючего на борт ледокола. 


Опубликовано: Абзац-2, альманах. – М. КРУК, 2014
Полный текст:  http://www.rcarktika.ru/arktika/sp37.php


Рецензии