Служили Отечеству сыновья

               
 Помним, восхищаемся и скорбим… Дети.

  Пятеро сыновей было у моего деда, да ещё четыре дочери. Из семейного архива, который передал мне младший из них, Геннадий, я узнал много событий из жизненного пути семьи Талалаевых. Сопоставляя факты и события, просматривая документы и фотографии прошлых лет, я пришёл к выводу, что все сыновья моего деда были воинами и честно служили Отечеству – предназначение у них такое…
  Павел Кузьмич, их отец, начинал свою трудовую деятельность в Токмакове Темниковского уезда (сейчас Ермишинский район)  пятилетним батраком и пастухом. Молодым парнем с топором за поясом, как и все рязанцы «косопузые», подался в 1912 году на строительные работы в Мурманскую военно-строительную компанию. Работал плотником на строительстве Кольской базы. «Выездъ разрешается», -  пишет господин Комендант г. Романова (Североморск в наше время) по окончании контракта 9 января 1914 года.  В другом документе читаю: «Павелъ Талалаевъ во время работъ на мосту через Вислу упалъ съ очень большой высоты и былъ привезёнъ в больницу Мацъевицкую в тяжёломъ состоянии comono cirebri  02. 03. 1915 года. Посадъ Мацъевицкий Люблянской губернии… 
     О местах работы своего деда я подробно узнал из документа Московской Областной Комиссии по чистке ВКП (б). Члены её пунктуально перечислили всю трудовую деятельность Павла Кузьмича:
«СЛУШАЛИ: аппеляцию т. Талалаева, яч. Советская, Ермишинского района (Перечисляются годы и места работы)…. При чистке в 1929 году, Талалаев, как кандидат ВКП (б) за соблюдение религиозных обрядов был исключён. Райкомиссией по чистки партии, т. Талалаев, как чуждый элемент из рядов ВКП (б) исключён.
ПОСТАНОВИЛИ: Факт кулацкого происхождения не подтверждается. Решение Райкомиссии отменить. В рядах партии восстановить и считать проверенным»…

Михаил Павлович Талалаев родился в 1919 году. После окончания семи классов пошёл учиться в Кадомское педагогическое училище. После окончания работал учителем в Саватьме, недалеко от Ермиши. Жил на съёмной квартире. Из этого села был призван в Армию. Три года обучался в Ивановском военно-политическом училище. В 1941 году получил направление на фронт в качестве политработника. Несколько раз был ранен. Один раз, во время войны, проездом, приезжал в Ермишь на денёк-другой, с адъютантом при автомате. И снова фронт. «Я и Миша, - рассказывал мой отец, - ежемесячно посылали денежный аттестат родителям. Им надо было кормить четырёх детей». После окончания ВОВ «Михаил Павлович находится на службе в Одесском Окружном Военном Госпитале №411 в качестве пропагандиста», - написано в справке для получения пособия по многодетности, подписанной начальником госпиталя полковником м/с Томашевским. В конце 45 года Михаил демобилизовался из Армии в чине майора. Имел награды: Орден Красного знамени, Отечественной войны и медали. На «гражданке» Михаил окончил заочно педагогический институт, и последним местом его работы было село Есаково, Спасского района, Рязанской области, где в школе был директором.

 Николай Павлович Талалаев 1922 года рождения в 39 году окончил в городе Сасово курсы шоферов и до начала войны успел поработать в лесхозе и в МТС (машинотракторная станция) в рабочем посёлке Ермишь. В1940 году был призван в Армию. Там его не спрашивали особо и в начале войны направили в районы «ожесточённых» боёв – под Ленинград. Шофёром он был, а город «революции» находился под блокадой. Вот и возили они, солдатики, продукты и боеприпасы блокадному городу на Неве. Прямо на льду Ладожского озера попала колонна полуторок в окружение. Последнее письмо родным написано именно оттуда. Писал на спине товарища, и подчерк, рассказывает сестра его, был очень уж неровным, а вскоре и пришла «возвратом» посылка посланная ему и письмо от командования о том, что сын Павла Кузьмича считается без вести пропавшим.    
Только в октябре 1945 года пришла «похоронка» моему деду, где написано на пожелтевшей от времени бумаге из семейного архива, что его сын погиб 14 января 43 года в районе Выборгской Дубровки Ленинградской области.


Мой отец, Талалаев Алексей Павлович семнадцатилетним мальчишкой попал после окончания средней школы в 1941 году на сборный пункт в село Глядково, Сасовского района, Рязанской области. «Наспех выписали после окончания 10 класса дипломы и собрали нас, чижиков, районов из трёх, - рассказывал отец, когда мы проезжали на авто мимо каменного здания в этом селе. - Поначалу вроде нравилось: чистота и порядок, утренняя зарядка, приличное питание. А потом мы, молодые ведь ещё, решили с земелей домой, в Ермишь сбегать и ещё разок попрощаться со своими девчонками. Связь и в ту пору была приличная у военных!.. Уже на другое утро наши отцы с кнутами посадили нас на телегу «долгушу», и вечером с Борисом отрабатывали мы наряды вне очереди…. Ближе к зиме разбросали нас - кого куда! Меня отправили в Томское артиллерийское училище».
После краткосрочных курсов при Томском артиллерийском училище, отец, получив звание младшего лейтенанта, был назначен командиром огневого взвода на Западном фронте (приказ 17 сд №0328 от 21.10.42 г. Подписан приказ командиром 980-го полка Витковским).  На фронте был дважды ранен. Первое ранение в шею было в сентябре 1944 года, а последнее, тяжёлое ранение с переломом костей таза он получил 20.01.45 года на границе с Пруссией. «23.01.45 г. - госпиталь №15, г. Млава, 25.01.45 года, госпиталь №3584», - читаю я в маленькой записной книжечке отца, где на восьми страничках «уместились» три с половиной года войны. День Победы отец встретил в городе Кулебяки Горьковской области, где лежал в гипсе до конца мая месяца. «В начале июня 45 года на костылях приехал в Ермишь, где «дали» мне 3 группу инвалидности, - рассказывал отец, - а 14 июня 45 года женился на той, к которой бегал в начале войны в самоволку - поцеловаться ещё разок». Награждён отец орденами Красной Звезды (№764087) и Отечественной войны (№400181) Имеются медали: «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и другие медали. После войны отец около года работал помощником прокурора, а потом, в августе 46 года был призван на службу в КГБ и направлен в город Михайлов. В 49 году Ташкент - курсы переподготовки. После курсов  долгие командировки в западную Украину и в Латвию. Там оставались пособники Степана Бендеры и «лесные братья». Затем  долгое время работал в Скопине, в К.Г.Б, откуда и ушёл на пенсию в звании майора в 1970 году. Теперь его нет с нами…

Владимир Павлович Талалаев, 1933 года рождения, в 1951 году поступил во Фрунзенское военное авиационное училище. Летал на современных в то время самолётах-истребителях. Осваивал он и перегонял последнее время из Сибири в Польшу, где стоял их полк, сверхзвуковые истребители Миг-19. Пришлось Володе некоторое время поработать в Китае пилотом-инструктором и, возможно,  повоевать. Про ту свою службу Владимир всё больше помалкивал. Существовали и тогда «совершенно секретные» подписки и инструкции «о неразглашении» в силовых, а больше в партийных кабинетах. По характеру добрый, но вспыльчивый, какими становятся люди после участия в военных действиях или при серьёзных потрясениях, он не воспринимал действительность на земле. После увольнения в запас любимой «игрушкой» его был мотоцикл без коляски, на заднее сиденье которого не соглашались садиться друзья и близкие. Работал Владимир на заводе САМ в Рязани, но больше жил небом, и нам, племянникам, рассказывал про учебные сборы в Орле, куда его периодически направляли для тренировок на тренажерах и на новой авиационной технике.

Дядя Гена, младший сын моего деда родился в 1941 году, и старше меня только на семь лет, поэтому я зову его просто по имени, а порой и Генкой. Александра Деменьтьевна, моя бабушка родила его в сорок шесть лет. «Поскрёбышем» называют его сёстры при встречах. Он не обижается. Все они нянчились с ним, маленьким - орал сильно, говорят, и давали ему жёваный чёрный хлеб, завёрнутый в тряпицу. Он мусолил её и на время затихал…. Во время войны дети - Татьяна, Мария, Лида, Зинаида и Владимир, как могли, помогали родителям по хозяйству, а денег, которые присылали с фронта старшие сыновья, хватало только на хлеб. Рос Геннадий хиленьким и маленьким (возможно, это защитная реакция организма – чтобы хлебушка побольше досталось). Это вызывало насмешки у одноклассников, поэтому он втихаря курил, чтобы казаться старше. Закончив Муромцевский лесотехнический техникум, Геннадий служил в Армии в начале 60-х годов в Усть-Каменогорске. Тут-то он и подрос, занимаясь профессиональным спортом. Из Армии пришёл крепкий кандидат в мастера спорта по гандболу «баловень судьбы», который уже ни чем не отличался от своих братьев, даже ростом. Затем учёба в Томском (опять же город, где во время войны быстро отучили на лейтенанта моего отца) политехническом институте и работа в Камышине на крановом заводе, последнее время заместителем директора. Один он остался из пяти братьев…
  На генном уровне, скорее всего, их жизнь и служение Отечеству определили и мою судьбу. Родители видели во мне доктора…, а я пошёл"во лётчики". Я видел их, подтянутых, чисто выбритых и жизнерадостных, когда сыновья собирались в районном центре Ермишь летом у своих родителей и, бывало, на площадке в старом графском парке выигрывали по волейболу у команды района. Чудесные, спокойные были те времена...
 
Евгений Талалаев, в прошлом командир
 эскадрильи и капитан в отставке


Рецензии