От Византии до наших дней

ОТ ВИЗАНТИИ ДО НАШИХ ДНЕЙ…

Эссе.


Приглашаю.
Вполне серьёзно - на экскурсию...
Это путешествие реально можно совершить на выставке – «Десять веков искусства Беларуси».
А здесь с монитора – чуточку «показа», и размышления о своём впечатлении...
Действительно роскошный подарок получили мы, минчане, и гости столицы.

Итак…
В Национальном художественном музее Республики Беларусь открыта уникальная выставка. Около 500 экспонатов, собранных из разных музеев и частных коллекций, от зала к залу, знакомят посетителей с творениями местных мастеров за минувшие десять веков...
В совокупности увиденного, создаётся целостная картина тысячелетней истории искусства и не только...
Авторы, чьи работы представлены на выставке, принадлежат к различным этническим и языковым сообществам, но все они родились на этих землях и внесли значимый вклад в развитие отечественного искусства. И вот в этой целостности меняется восприятие художественных объектов, и их потенциал раскрывается сильнее, чем любое отдельно представленное произведение.

Оживает история вековой давности.
Зритель получает импульс обнаружить связь между глобальным ушедшим и локальным современным, имеющим непреходящее значение.
Выставка не подчиняет, хотя и носит определённый политизированный взгляд, искусство - истории, как таковой, но, помимо эмоционального заряда, всё увиденное позволяет задуматься о необходимости выбора личностной культурно-исторической позиции.
Много дум рождает этот экскурс в прошлое.

Нет, не буду исполнять роль экскурсовода, не поведу читателя от предмета к предмету, позволю, постараюсь передать то, что легло зарубками на душу, взволновало, открыло новые горизонты.

***

Византийские традиции.
Какая счастливая судьба... Беларусь, несмотря на разрушительные воины, различные катаклизмы сохранила в своих «кладовых» большое количество византийских памятников отечественной старины.
Перед нами уникальные иконы, священные книги, предметы декоративно-прикладного искусства.
Всматриваясь, начинаешь понимать, как глубоки корни византийской традиции и их влияние на становление исконно национального искусства, постепенного его вхождения в мировое художественное русло.

***

Исторические пласты развития искусства зритель созерцает через работы представителей конкретных изобразительных стилей, школ, направлений.

Ренессанс и барокко.

Хотя новинок в этой экспозиции не так уж и много, но какие...
В этом зале идет такая осязаемая перекличка ярких мастеров, творящих в разное время, но говорящих практически на одном творческом языке, раскрывая глубины ментальности народа Беларуси.

Известно, что в силу географического положения, местные мастера впитывали разнообразие стилей и красок разных культур.Отсутствие в крае моноязычия, моноконфессий заложило у народов этого края глубокие корни толерантности.

Испытываешь какое-то трепетное волнение от погружения в истоки ...

Книги. Какие книги!!
Трудно оторваться от Брестской Библии. Изд.1563г.
Высокое качества издания. Иллюстрации - буквально воспоминания о будущем...
А вот фолиант Франциски Скорины - Библия с гравюрами. Главная - «Царица Савва беседует с царём Соломоном». Изд. 1518 г.
Скорина поднял белорусское книгопечатание на предельно высочайший уровень. Полны совершенства орнаментные украшения текста, шрифт. Всё свидетельствует о безупречной издательской эстетике и мастерстве.
И, между тем, иллюстрации и доступность библии для восприятия простыми людьми вызывали споры. Библия Скорины долгое время была под запретом.
Видимо, и в прошлые времена пресекались всякие попытки отойти от установленного верхами канона...

Далее новые открытия...
Корона для Торы. XVIII-XIXвек.
Смотрительница этого зала оказалась очень осведомлённым человеком. Она охотно рассказала нам, что это за Корона.
Тора напечатана на длинном свитке пергамента. При его развороте и зачитывается текст писания. Для удобства этого чтения есть специальная указка. Затем всё это сворачивалось, и сверху увенчивалась Короной, символизирующей царственность самой Торы. «Короной Торы» - именуют также высокую награду от мудреца, изучающего Тору.
Интересно, как свидетельствуют источники, знания, полученные из Торы, запрещалось применять для собственной выгоды и удовольствия. И награда вручалась только кристально бескорыстным людям. И невольно возникают ассоциации с днём сегодняшним...

Многие зрители впервые получают возможность увидеть эти «живые» раритеты. Прекрасно сохранённые- папирус, указку и Корону.
Эти предметы сами по себе образцы высокого искусства: тончайшая чеканка по металлу, резьба по дереву.

           А вот и национальная гордость – Кунштовый (Слуцкий) пояс.
В середине XVIII века среди дворянского сословия приобретают сказочную популярность широкие шелковые пояса, привозимые из Турции и Персии.
Всё возрастающий спрос на это изделие подтолкнул предприимчивых Радзивиллов организовать выпуск поясов на Слуцкой земле.
Долог был путь.., но в итоге к 1758 году родилась на местной мануфактуре не копия «персианки», а оригинальное изделие - шитьё золотом с белорусским орнаментом, в который искусно вплетаются растения местной флоры...
 Здесь на выставке представлен один из первых образцов.
Игра красок, фантазия мастеров завораживают.Слава этих поясов не погибла. В республике ныне возрождается их производство, как предметов народного творчества. Возрождённые и вновь сотворённые образцы так и называют – бренд современной Беларуси.

***

В следующих залах «читаем» историю изобразительного искусства Беларуси
на протяжении XIX– XXcт.

Хочется дать маленькую справку.
Изменение государственности и территории привело к тому, что ряд художников, родившихся на землях, составляющих ныне современную Беларусь, по разным причинам были разбросаны по всему свету.
Замечала, что некоторые зрители с удивлением узнают, что такие известные русские живописцы, как Хруцкий Иван, Станислав Жуковский, Зарянко Сергей, из современников - Нисский и др. уроженцы Беларуси.

Имя Георгия Нисского у всех на слуху. Большой мастер.
А вот подчеркну: детство художника прошло на небольшой железнодорожной станции близ Гомеля. Этот яркий художник узнаваем по мажорному звучанию его картин, по умению передать ритмы большого города.
И рядом картины белорусского мастера – М. Данцига.
Вот уж и в правду – люди одной крови...
Такая преемственность в организации композиции, в особом видении, как бы с высоты птичьего полёта. Их роднит и мироощущение людей середины XX-го столетия.

Перекличку не трудно также заметить, рассматривая два более ранних портрета.
Зарянко Сергей - «Портрет Ф.П.Толстого», уроженца местечка Ляды Могилёвской губернии и его земляка -  Ваньковича Валентия - «Портрет Томаша Зана».
Одна школа классического портрета. Тонкий психологизм, выверенность деталей.

А встретились эти два портрета на родине впервые именно на этой вставке.
Портрет В. Ваньковича, чьё имя связано с живописными портретами А.Пушкина, А Мицкевича, первый на родине оригинал этого мастера.

Сколько раз, переходя от от одной картины к другой, чувствовала вот эту общность человеческого пространства, так жестко перепаханного временем, политикой,  ценностями...

Интересна в этом плане история воспитанников Витебской школы искусств. Это драматическая и одновременно яркая страница. Не зря же нынче говорят, что Витебские художники немножко бунтари.
У истоков этой школы стоял Ю.Пэн. Маститый белорусский художник, воспитанный на традициях позднего передвижничества.  До конца дней он остался верен этой традиции.
Однако, именно он дал путёвку в жизнь ныне всемирно известным авангардным мастерам –
М. Шагалу, Х. Сутину и многим другим.

Не сладкими пирогами потчевала этих мастеров чужбина.
Слава давалась выработкой своего почерка, своего неповторимого стиля.
Многие из них, оказавшиеся волей судеб за пределами родины, неизменно отражали среду, где они созревали как дети своего народа, где впитывали соки родительского дома. Это постоянно присутствует в их настроениях, красках...

Два потрясающих портрета учителя и ученика тоже встретились здесь и сейчас впервые.
Ю.Пен – «Автопортрет с Музой и Смертью». 1924г.
На полотне ...как бы подведение итогов... тема надвигающего финала... В портрете аллегория смерти играет печальную мелодию...Психологически так достоверно передано это состояние.
Именно эта общая нота – сложное психологического состояние человека объединяет работу мэтра с портретом Х.Сутина - «Ева».
Портрет Х.Сутина организаторы отнесли к жемчужинам выставки.
Это новое приобретение Белгазпромбанка и впервые представлено зрителям.

Мы стояли у портрета и задавали себе вопрос – «Что волнует в этом портрете?».
Да, конечно, мастерская передача выдающимся колористом психологического состояния женщины.
Яркими мазками передана....тревога... боль... обида.
Это и оказывает сильнейшее воздействие на зрителя.

Не утихают споры, чьи это мастера? «Наши» они, или «не наши»?
Выставка помогает понять: с одной стороны,  они ознакомили мир с самобытностью народов Беларуси, а с другой – создали плодотворную почву для выхода творчества белорусских мастеров далеко за пределы края.
Поэтому Беларусь по праву гордится своими великими земляками и современниками.

И ещё пару слов о перекличке времён.
Полным откровением для меня были расписные ковры.
Инситное (наивное) искусство Беларуси.
Образцы конца XIX и первой половины XX ст. потрясают гармонией красок, утончёнными орнаментами.
Включение в рисунки ковров растительных орнаментов, как бы подталкивает зрителя вспомнить...Слуцкие пояса.

          Завершают выставку работы современных белорусских художников. Многие из них стали хрестоматийными.

Но вот интересный сильный импульс... картины М.Савицкого.
Тяжёлые годы...период Великой Отечественной войны. – «Партизаны». «Партизанская Мадонна»... Великая ПАМЯТЬ народа...

Это и есть ключ ко всей выставке - П А М Я Т Ь .
Об исторических корнях, о преемственности, о чувстве долга перед грядущим...

***
Соблазнилась создать на этой странице свой буклет увиденного.
Понимаю, как слабы мои попытки передать силу оригиналов.
***


Рецензии
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.