Танцы в деревне. Лянсе

     В деревне Чудинково был хороший, просторный клуб, там показывали кино и проводились танцы. Но,  в начале 1960-х гг.,  была сильная гроза, и молния попала в сарай дома Голубевых, мгновенно загорелось сено, погибла  живность в хлеву. В доме находилась бабушка с малюсенькой внучкой Наташей, они успели выскочить, а родители Наташи были на работе.
    
     Мы в это время  сидели с ребятами в тети Нинином доме, потому что  шел  дождь, сверкала  молния, гремел  гром. И,  вдруг, видим  в окно – едут запряженные лошадьми телеги, на которых везли бочки с водой. Мы выскочили, а впереди – черный дым. Сгорел весь дом с постройками, стояла только печка.  Все ходили по пепелищу, мальчишки искали монеты. После пожара колхоз выделил погорельцам дом, в котором размещался клуб. 

    Фильмы, которые привозили в Чудинково мы стали смотреть в сарае, а танцы были тут же, на траве. На гармошке играл Сашка Антонов и другие ребята.
Когда мы немного подросли, нас стали отпускать в Сукромны и Ивашково. Когда были большие праздники: Петров день, Ильин день, в Чудинково из окрестных деревень съезжались все родственники. Тетя Поля ставила квас, пиво,  варила кисели, студень.  Родня расходилась по домам, где их принимали и накрывали столы с угощеньем в избах.

    Нам, малышне, было поручено присматривать за старшими, тетя Поля нам «неофициально» раздавала поручения – приглядеть за Васей и Генкой. Гена встречался с Валей из Брыково,  и они потом поженились. А вот Василий мог устроить разборки, был шубутным. 

     Но танцы увлекали всех, всё остальное уходило на второй план. Ребята стояли в один ряд напротив  ряда девчонок, они так и танцевали друг напротив друга. Жители деревни, те,кто родился до революции танец называли «лянсе» или "лансье"(со времен отступления наполеоновских солдат), а те, кто были помоложе называли это кадрилью. Хотя и сейчас для нынешних подростков кадриль, наверное, в диковинку.

     На самом деле танец  "Лансье" подробно описан в книге Ивановского Н.П. о бальных танцах XVI-XIX веков, и танец "лянсе", немного переиначенный на деревенский лад,  происходит из старинной французской кадрили.

     Мы завидовали нарядным и красивым девчатам и мечтали, что тоже будем большими, и,  втихаря,  в сторонке повторяли за ними движения. Потом добегали до тети Поли и докладывали, кого видели и что происходит.  Тетя Поля ругала дочь Паню, нарядную, красивую, за то, что она одела пояс поверх платья,  и по её мнению, сильно затягивала, чтобы сделать талию потоньше.

- Опять затянулась!!! Ну-ка ослабь пояс!!!

     Однажды, мы пошли на танцы в Ивашково. Обычно мы ходили гурьбой, как об этом поет Н.Кадышева. Мы танцевали с Галей Бединой, нас разгоняли два парня, такова  была традиция – помешать  девчонкам танцевать, разбивать их пару и тем самым как бы приглашая потанцевать с ребятами.

     Один из ребят – Аркадий, был с перевязанной головой, а меня пригласил Толька Мартьянов. Он предложил мне пройтись до церкви. Я отказалась. Тогда он предложил проводить меня, но я сказала:

- Мы с нашими ребятами пришли, с ними и пойдем домой.

     На следующий день вечером они приехали в Чудинково на велосипедах. Но поскольку Галка дружила с Витей Комаровым, я не помню, чтобы потом  приезжал Аркадий- он увидел, что Галка занята. А Толя Мартьянов приезжал и играл с нами в игру чет-нечет. Когда мы оказывались вместе, то шли   до выгороды (конца деревни, куда выгоняли коров  пастись) и болтали. Потом он меня провожал. С одной стороны шел Толя, с другой –  мой младший брат Сережа с Валюшкой. Когда подходили к тети Нининому дому, Сережа сказал мне:

- Могла бы  ещё погулять.

Но я попрощалась с Толей и ушла в дом с братом.


Рецензии
Он предложил мне пройтись до церкви...
Господи помоги возродить храм в Ивашково!

Елизавета Басова   09.04.2025 20:12     Заявить о нарушении