Неудовлетворенность - паче капкана

Наш бывший преподаватель охотовед, рассказал небольшую историю. И хотя мне уже давно не нравятся охотничьи рассказы с убиением животных,  все же признаюсь, что они имеют несомненно свою ценность. В этой истории была еще крупица философии, что придавало истории какое-то очарование.
В.С. когда волнуется правой рукой поправляет козырек фуражки, военного образца. Перед началом истории он выполнил этот жест трижды. Оно понятно, ведь она начиналась со свадьбы..., потом в ней перечислялись его учителя, товарищи-друзья, а уже потом он рассказывал об охотничьем фарте. Вот такая у него длинная присказка...
Историю пришлось изрядно сократить, ибо записывал ее уже за полночь, всегда встаю рано, а так хочется спать...
Вот такая история: "Еще не успела отыграть наша комсомольская свадьба, пришла телеграмма: "Срочно выезжайте в Туву, вертолет вылетает ... время, дата, Подпись: Нач. охотустроительной экспедиции .....". Поясняет: "Это был ответ на мой запрос работать в охотустроительной экспедиции в Хабаровске..."(в то время экспедиция работала по всему восточному региону). Гости еще кричат: "Горько!" Я невесту обнимаю, вместе с телеграммой...
Делать нечего наследующий день, после свадьбы с молодой женой (Полина) едем к ее родителям, а вечером уже садимся на поезд. Другого выбора у нас не было. Вертолет заказан, нас ждать не будут. Такое дважды судьба может и не предложить.
Так мы попали в горную Тофаларию. Места тогда там были глухие, соболя и зверя много было. Уже на следующий день товарищ из трехлинейки добыл кабаргу, тогда еще ее не добывали из-за мускуса. Сложил я все потроха в мешок и тащу их по снегу, чтобы запахом соболя привлечь. Поставил несколько капканов. Через два дня иду проверять их. Смотрю одного капкана нет, весь снег в радиусе пяти метров весь до земли был истоптан. По следам было видно соболь попался в мой капкан. Но моей охотничьей добычи видно нигде не было. Все обыскал, но так соболя не нашел. Только и всего - одну его лапку замершую нашел. По ее размеру было видно ее хозяин - крупный, темный "кот"* Все вокруг обыскал, ни соболя, ни капкана так не нашел. Опечаленный пропажей соболя вернулся в зимовье, выпил чаю. Тут мне на глаза попался мой нож. Еще до охоты, сделал к ножу новую деревянную рукоять, с головой духа на конце. Рукоять обжог на пламени свечи и смазал маслом. Можно сказать целый обряд совершил. Так вот гляжу на нож - то, и как будто кто-то мне изнутри говорит: "Вернись и ищи соболя на дереве". Возвращаюсь к тому месту, смотрю, а кедра под которой стоял капкан наклонена на 45 градусов. Ну думаю, конечно надо это местечко внимательнее обследовать. Подхожу и вижу соболь на кедре весит - уже замерший. Оказывается он двумя лапками в капкан угодил. Одну лапку с перебитой костью ему удалось перегрызть. Потом он перегрыз палку, которой был привязан поводок капкана. И так на трех лапах, с капканом поднялся на дерево. И когда поводок запутался в ветвях, потеряв силы, сорвался вниз... Тут я от радости исполнил полный шаманский танец. Это был мой первый соболь. Я из него Полине шапку сшил. До сих пор с благодарностью вспоминаю помощь лесного духа. Не случись такой поддержки, может так и тащил бы за собой неудовлетворенность всю жизнь". Здесь рассказчик снова коснулся рукою козырька и добавил: "Неудовлетворенность для человека паче капкана. С нею то и может и семьи бы не состоялось. А так мы с Полиной семь рябят из гнезда выпустили..."



*кот - так охотники в Сибири называют самцов соболя, хотя соболь относится к семейству куньих.


Рецензии