Однажды. Глава 9. Забвение или бессмертие?

(картина Элизабет Андриасян "Лестница в рай")

Так, что посмотреть в интернете? Новый год на носу – значит время почитать гороскоп.
Гороскоп на 2011 год. Читаем ... вам предстоит раскрыть тайны в вашей жизни, возможно, и в следующем году...

Интересно, какие тайны есть в моей жизни? Неужели я о своей жизни чего-то не знаю? Странно. Верить или нет?

Чем бы занять свои мозги?
Брат советует писать рассказы. Выдумывать истории? Я в школе не умела писать сочинения на свободную тему.

Может, для начала какой-нибудь эпизод из своей жизни превратить в рассказ?
Попробую. В мой компьютер никто не заглядывает, можно набирать любой текст. Например, опишу ту поездку к монастырю Хор-Вирап. Необычная была поездка, скорее, прогулка. Если бы не та машина, кто знает дошла бы я пешком до автостанции или нет? Нам повезло с тем парнем – он ехал мимо.

Стоп! Ехал мимо, медленно... решил прокатиться?
Блокада, нехватка топлива, а он просто так катается? Не может быть!
Ехал медленно, а как только мы сели в машину, нажал на газ и машина сорвалась с места, будто мы на гонках.

Отсюда подробнее:
   водитель поправил зеркало, чтобы меня разглядеть - простое любопытство; 
   машина мчалась на предельной скорости - любитель быстрой езды;
   пыхтел сердито, чем-то был недоволен - плохое настроение;
   одет в камуфляжную форму - в тот период формировали отряды;
   развернулся ко мне всем корпусом и сердито сказал:
   - как ты могла с этим, - кивнул в сторону моего попутчика, - в путь отправиться?

Интересно, я его знаю? Нет.
Читал мне мораль? Моложе меня лет на десять – бороду отращивал, чтобы выглядеть старше своих сверстников.
И, наконец, привез на автостанцию, развернулся и уехал обратно. Обратно, ни в город, ни дальше по трассе.
Подъехал ко мне, чтобы меня привезти на автостанцию. Других объяснений нет.

Незнакомый мне человек в условиях дефицита топлива подъезжает ко мне, чтобы меня подвезти и попутно воспитывает. Что-то здесь не так.

Есть ещё одна деталь - машина, которая резко затормозила там на трассе, но я не оглянулась, не посмотрела кто в ней сидел.
А через несколько минут подъехал тот парень.

Приняла помощь, как должное, и ничего у него не спросила. Водитель был сердит, неудобно было расспрашивать.

Кто из моих знакомых может мне сказать: как ты могла?
Может быть, тот, кто сказал эти слова, сидел в той машине, которая остановилась и он остался стоять там, на трассе?
Да, с моим характером не каждый осмелится произнести подобную фразу.
Папа, конечно, сказал бы и старший брат тоже.
Родственники, друзья и просто знакомые окликнули бы и спросили: что ты здесь делаешь?

Но был один человек, который мог остановиться, рассердиться и сказать: как ты могла с этим придурком в путь отправиться? Только Леонид и никто другой не позволил бы себе ничего подобного.

Был, к сожалению. Поздно я узнала о твоей гибели, Леонид, – почти четыре года спустя. В 1996 году свет включали чаще, чем в предыдущие годы – два часа в неделю. Однако не существовало какого-то графика: свет могли включить внезапно в любое время дня и ночи. Вот так случайно я сидела дома и вдруг зажглась люстра. Конечно, включила телевизор, чтобы послушать новости. Нажала на кнопку канала, который в народе называют «дашнаковским».

Первый же кадр ввел меня в шоковое состояние – Леонид на носилках.
«Со щитом или на щите».
Увы, второе. Повязана голова – снайперская пуля.
- Кто это? – спросил меня папа, он видел мою реакцию.
- Леонид. Помнишь, в вашем гараже про секретное оружие говорили? Он создавал оружие и не только...

Тогда мне стало понятно, почему прекратились телефонные звонки с характерным треском на линии.


Что можно найти о нем в интернете, национальный герой всё-таки?

Учился... работал...
Случайное совпадение?
В первый раз случайность, во второй - совпадение, а в третий? Физики говорят: три - это закономерность.
Я знала, что мы с тобой работали в одном институте, но наши пути пересекались гораздо раньше?

Да, ты мог обратить внимание на тот инцидент со звуком, даже если не хотел присутствовать на концерте. Именно в том году ты работал в институте, где я однажды пела, а мне устроили подлость со звуком. Это случайность.

Ты работал в той организации, где я была солисткой группы. Вторая случайность.
Правда там я недолго пела. Еще одна загадочная история в моей жизни.

А я удивляюсь: разве в моей жизни есть тайны?

Руководитель группы – Ваге, остался доволен первым концертом.
- Концерт всем понравился, не зря мы бренчим на гитарах. Просят повторить выступление, - радостно сообщил Ваге. - Лучше повторим концерт через две недели, пожалуй, еще прорепетируем.

Перед вторым концертом Ваге казался озабочен.
- Ни вздумай не прийти, - строго велел мне Ваге, - многие придут послушать именно тебя.
- Я рада, приду, не сомневайся, - рассмеялась я.

На том концерте я спела две песни, а песню Шарля Азнавура: «Yesterday» - три раза на бис. Ваге был счастлив – концерт удался.
И вдруг такая странная история - Ваге меня обманул.

Кажется, прошел месяц, Ваге позвонил мне домой и сказал, что собирает группу, чтобы поговорить о чем-то важном, и назначил место встречи. Пришли почти все члены группы. Мы вошли в подсобное помещение кинотеатра. Вероятно, Ваге там подрабатывал – он открыл дверь своим ключом.
- Нам негде репетировать, - Ваге начал разговор. - Актовый отбирают, там будет машинный зал. Не хочу терять с вами связь, запишу ваши координаты, чтобы сообщить, когда мы сможем репетировать.
Ваге достал из портфеля чистый лист и записал мой адрес и телефон.
- Ещё хочу записать песню Азнавура: «Yesterday», - обратился ко мне Ваге. Включил бобинный магнитофон, лежавший на столе, и вставил новую кассету. - Пой.
- Без аккомпанемента? – удивилась я. – Зачем?
- Для истории. Начинай!

Больше на репетиции я не ходила.

Осенью того же года я поменяла место работы. Зимой коллега мне сообщил, что работал в той организации в центре города.
- Я там пела, может, ты присутствовал на том концерте. Жаль, что они больше не репетируют.
- Репетируют, - возразил мне коллега. - В воскресенье в здание вход свободный, можешь пойти и послушать. Машинный зал был и есть, и актовый - тоже.
Действительно, на репетицию я шла по коридору мимо машинного зала. Много раз отчетливо слышала стрекот принтера. Поверила словам Ваге без тени сомнения.

Воскресенья ждать не стала. После работы поехала в центр города и пошла к зданию – я же знала дни репетиций. Убедилась, что Ваге их не изменил. Звуки электрогитары, настройка микрофона, тот же голос, та же мелодия – я стояла на остановке и слушала бесплатный концерт. Странно, ведь Ваге очень нравилось мое пение. Я стояла и думала: войти, не войти? Зачем Ваге меня обманул? Сказал бы: не приходи, нам не нужна певица. Для чего он записал мои координаты и песню? Или для кого?
Впрочем, свою долю удовольствия от пения я получила, певицей не собиралась становиться. В здание я не вошла. Я никогда и ни с кем не выясняла отношений. Раз Ваге так поступил, значит у него была причина.

Потом в моей жизни происходили странные вещи: кто-то за мной следил. В какой-то момент боялась, что у меня паранойя. Я такая эмоциональная и чувствительная - знаю, когда меня ругают, сплетничают обо мне, или следят за мной. Я это чувствую кожей.
- У тебя уши красные, - как-то раз заметила коллега на работе.
- Меня ругают, а кто именно скоро узнаем, - отозвалась я.
Меня вызвали к директору. Когда я вернулась в комнату, все смеялись:
- Уши тебя предупредили.
- Будете сплетничать обо мне, тогда будут гореть щёки, - заметила я, - имейте в виду.

Мне не забыть твой взгляд, Леонид, там в переходе. Сначала я растерялась, потом рассердилась. Надеюсь, из нас троих хотя бы твой брат счастлив.

Загадочный господин Леонид и смерть твоя загадочная. Интересная картина получается: тебя без телохранителей никуда не отпускали и вдруг ты один с водителем ехал на встречу.
Что же нигде нет никакой информации, никаких подробностей о той загадочной встрече? Ну да, военная тайна.
Убили тебя, Леонид, далеко от линии фронта, глубоко в тылу. Впрочем, ты не один в этом списке нераскрытых смертей – чьих-то преступлений. Но заслуги тех жертв оценили и они национальные герои.
Однако о тебе наши президенты молчат - первый, второй и третий, будто тебя не знают и не слыхали даже. Пришли к власти на волне движения, каждый своим путем, а о тебе не знают? Нет, скорее притворяются глухими, не слышат, что им говорят и пишут твои боевые товарищи. Просто пытаются предать забвению твоё имя. Так легче другому приписать твои дела. И это происходит в нашей маленькой стране, где все всё знают. Мы не такие, как все – у нас всё по-другому.

Посмертно награжден «Боевым крестом Первой степени» - этим хотят сказать, что погиб в бою? Для тех, кто не в курсе. Но сейчас не те времена – есть интернет, информация в нём доступна каждому пользователю.

Не буду о других – буду о себе. Мне стыдно, что я лишь сейчас разобралась в той ситуации. Впрочем, тому была причина – ты знаешь. Как я была сердита на тебя! Ты лишил меня счастья!

Была сердита – да, в прошлом. Разве я могу сердиться на человека, который мне спас жизнь? Но до истины я додумалась лишь двадцать лет спустя. Физики всегда смеялись над математиками. Долго я решала твою загадку, Леонид, долго.

«Что в имени тебе моем?» - назойливая строчка.

Что в имени тебе моем?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я... (А.С. Пушкин)

Есть в мире сердце, Леонид, есть.
----- 


Рецензии
Карин, теперь понимаю, почему Вы долго
не могли написать окончание повести. Действительно очень больно. Как страшно вот так случайно узнать о гибели небезраличного Вам
человека.
Упущенное счастье, упущенная жизнь. Остаётся память. Ещё страшнее разобраться во всём через двадцать лет. Опять всё пережить, по новой прочувствовать. Но загадки остаются. Наверное, так бывает всегда.
Кажется, вот поговорить бы с ним сейчас. Но...
Эта повесть - память о дорогом Вам человеке.
Хорошая повесть.
С теплом,

Ирина Тунова   03.05.2014 23:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина, за отзыв и теплые слова!
Да, жизнь нам задает загадки.
Весеннего вам настроения и теплых майских дней
с теплом и улыбкой

Карин Андреас   04.05.2014 08:11   Заявить о нарушении