Я найду тебя, мама

 Г.А.Харькова
( рассказ, в основу которого  положены достоверные события)

      В конце июля Алексей Михайлович получил очередной отпуск. « Собирай меня в дорогу, Надюша»  - сказал  он жене. « Господи!- вздохнула она, - ты у меня, как  одержимый. Сколько можно себя мучить? Из года в год- напрасная попытка. Сколько лет прошло. Нет, наверное, ее в живых.» « Нужно же, Надя,. Может найду мамину могилу, поклонюсь маме…»
   Алексей Михайлович из года в год искал свою маму, которую потерял много лет назад, в далекие годы войны. Шестой год ему шел тогда в грозный 41-й. война вошла в их маленькое село внезапно. Потемнело и заполыхало небо. На улице люди толпились у столба, где висел репродуктор. С тревогой слушали они голос Левитана, передачи с фронта.
     Проводили отца. Он поднял Алешу на руки и прижал к себе, вскочил в грузовик, который уже трогался и был полон мужчин и парней с вещмешками. Ночью не спали, собирались в эвакуацию. Нужно было дойти до районного городишка. В дорогу двинулись утром- длинная вереница людей- беженцев.
   Страх и тревога казалось висели в самом воздухе. Люди торопились. мать держала Лешу за руку и шагала почти в самом конце толпы. Идти ей было тяжело, она ждала ребенка. Леше мама повесила через плечо свою сумочку и наказала беречь ее, чтобы не случилось. Там положила она документы его, адреса родных, фотокарточки- на всякий случай, вдруг потеряется малыш.  Женская мудрость, ее предусмотрительность, эта сумочка помогли им найти друг друга, но случится это через долгие годы.
   В городе, на площади у вокзала они долго ждали поезда. Состав тронулся только ночью. Ночью спали спокойно, но утром налетели  немецкие самолеты, поезд остановился. Люди разбежались по полю. Несмотря на то, что прошло столько лет, Алексей Михайлович  все помнит тот день- тупорылые самолеты с крестами, взрывы бомб, панику и крики людей.
       Он бежал по горящему полю и мама его с трудом бежала за ним и спотыкалась. Ей было трудно в ее положении. Она упала в придорожную канаву и крикнула сыну : « Беги вон туда в лесочек! Любочка, крикнула  она девушке,- бери его, бегите в лес.»  Люба подхватила Алешу на руки. И побежала через поле к лесу. Они уже забрались в лесок, но черный самолет проревел над ними, почти касаясь вершин осин, сбросил бомбу. Взрыв… Убило девушку, а малыша отбросило далеко и он потерял сознание.
     После бомбежки женщины нашли Любу, долго искали малыша. На мать было страшно смотреть. « Пойдем, Ивановна!" « Не могу. Здесь останусь я. « И не думай! Здесь скоро немцы будут. Сберечь тебе себя надо, не одна ведь ты». Так и ушла мать от этого места, онемевшая от отчаяния  и горя. Женщины тянули ее за руку, отрешенную от всего мира, покорную и безвольную.
    Она двинулась за ними на своих опухших ногах. Где-то в степи, не доходя до большого города, мать отстала от путников, и свернула к одиноко стоящему сараю. Там она родила второго ребенка- девочку. Мать добралась до берега Волги, вымылась сама и обмыла ребенка. Потом засунула дитя в головной платок, и пошла к городу. В нем было много эвакуированных и беженцев.
     Она устроилась работать в госпитале санитаркой. Через двое суток по тому лесочку, где немецкий самолет разбомбил состав с беженцами, пробирались, выходя из окружения, двое советских солдат. Днем они лежали, и продвигались только короткими летними ночами. Один их них был ранен в ногу. Приходилось часто останавливаться, делать передышки. На одной из остановок до слуха одного из солдат –Кузьмы- донеслись слабые всхлипывания.» Ваня! Послушай-ка, кто-то плачет». Второй  солдат прислушался. « Небось, собака где- то скулит! Дожидайся меня туточки.» . И Кузьма пошел на звуки. Ночь была лунной, и Кузьма увидел поваленное дерево корнями кверху. Всхлипывния слышались отчетливо. Солдат позвал . кто-то затих и замер. Кузьма ощупал землю и наткнулся на тепленькое худенькое тельце ребенка.
    Ребенок был привален корнями и землей. Кузьма вытащил его. « Милый ты мой!" Замученный  дрожащий мальчонок припал к груди солдата, посмотрел на него и, закрыв глаза, затих. « Вот нашел горемычного!- сказал Кузьма Ивану,- ладно услышали. Пропал бы малыш. В поле убитых полно. Видно с поезда он, который разбомбили».
    Через несколько дней солдаты догнали своих. Кузьма донес  ребенка до санитарного поезда. Там он отдал его начальнику поезда. Начальник спросил, как его зовут. Малыш назвал себя- Алеша, а фамилии он не сказал. Он не мог ее вспомнить, и только все звал, повторяя: «Моя мама». « Запишите на мою фамилию, - сказал Кузьма,- дай бог, вернусь с войны, отыщу малого, усыновлю». Он поцеловал мальчика и ушел в кромешный ад войны. И не суждено ему было вернуться- сложил голову Кузьма в тяжелом бою под Курском.
      Алешу долго везли сначала на одном поезде, потом на втором, на третьем. Привезли его в город Воткинск. Там встретил его старичок с большой бородой и женщина. Алешу укутали в тулуп и повезли на лошади. Алеша смотрел на проходящие мимо деревянные дома  длинной улицы, потом на поле, а затем дорога пошла лесом. Алеша любовался высокими елями , укутанными снегом. Они были такими высокими, что вершины их, как казалось, доставали до мерцающих звезд в черном небе.
     Алеша заснул. Спящего малыша дед- завхоз( он же конюх) занес в помещение детского дома одного села. Утром Алешу ввели в столовую. Несколько мальчиков и девочек окружили новенького. « Вот вам, деточки. Новый братик- Алеша». Детский дом размещался в длинном одноэтажном деревянном здании.
     Здесь, в этом окруженном лесом селе нашли тепло и заботу несколько сотен детей – сирот, потерявших родителей в страшном горниле войны.
      Замечательные трудовые честные люди этого удмуртского села обогрели, воспитали, вырастили их, сохранили им детство. Алеша помнит, как праздновали День Победы. А потом в детдом стали приезжать родители и увозить некоторых ребятишек. Но за ним не приехал никто. Алеша ждал маму. Ни на минуту не забывал он ее. Она приходила ему во сне, он слышал ее голос, чувствовал прикосновение ее рук, тоскуя о ней.
    Алеша помнил дом в далеком городе, маму. Отца, как провожали они его. Он разыскивал маму, писал компетентным  организациям. Шли годы. Часто просыпался он утром и слушал по радио передачу, где объявляли имена детей, потерявшихся в годы войны. Как много их, обездоленных войной.
    Вот уже и сам Алексей Михайлович поседел и сын вырос, а  Алексея Михайловича не покидала надежда найти маму. В поисках мамы его двигало неосознанное чувство душевной боли и памяти. Он должен, должен найти маму.
   Однажды в воскресенье Алексей Михайлович  с сынишкой случяйно зашел на выставку приезжего  художника.  И вот среди  картин его внимание привлекла одна, где на фоне голубого неба  была изображена златоглавая белая церковь. Алексей Михайлович вздрогнул и стал всматриваться в картину. « Папка, ты чего, как приклеенный?» « Здесь есть кое- что интересное.» Алексей  Михайлович стоял и стоял. Боже мой! Ведь он же видел когда- то и где-то этот собор. Содержание картины дало толчок давно выпавшему из памяти, да, да Алексей Михайлович вспомнил жаркий день, жгучее солнце над площадью, толпу людей, крики, мычание коров, тревогу и панику- это было тогда, когда они с мамой спешили уехать из города,который уже бомбили.
     Он помнил, как мама несла его на руках, как в толпе , оттиснутые со всех сторон, пробивались  к теплушкам длинного состава , на котором они уехали из города. Алексей Михайлович вспомнил все. Через несколько дней, узнав адрес художника, приехал к нему, нашел на шумной улице  нужный институт. Художник- бородач внимательно выслушал его и назвал городок в Белгородской области, где он с натуры рисовал этот храм. Вот теперь примчался Алексей Михайлович в этот городок. Нетерпение охватывало его. Он еле- еле дождался утра, переждав на вокзале остаток ночи. Да, сомнений не было, это был его родной городишко. Он не помнил своей родной улицы, да и разобраться в заново отстроенном городе было трудно. Ему посоветовали зайти в городскую школу- там есть музей  боевой славы. Учитель истории встретил его. Алексей Михайлович не помнит. Как он задрожал у снимка бойцов среди которых был его папа- гвардии рядовой.  Он узнал отца. « где Вы нашли это фото?»-спросил он. Одна женщина передала.
      Двое ребят – старшеклассников  привели его на улицу в один из домов. Алексей Михайлович наконец понял почему не могли найти его и почему его поиски не увенчивались успехом. Его фамилия была не настоящей. Он вспомнил, как назвал его старый солдат и понял, что носил фамилию этого человека. Жена художника приветливо приняла его, показала ему сумочку.
    « Сумочку эту я в лесу нашла»- сказала она ему. Маленькая кожаная сумочка висела на длинном ремешке. Эта была та, которую он потерял, когда бежал и споткнулся. В сумочке нашел он письмо отца, документы. Фотографии мамы и отца.
   Алексей Михайлович разыскал адрес отца. Послал  телеграмму жене и сыну, сел на поезд до Саратова. Сердце его бешено колотилось, когда он  подъезжал к городу. Прохожие помогли ему отыскать нужный дом. Алексей Михайлович медленно подходил к нему. У ворот он нажал на красную кнопку звонка. Скрипнула дверь, ему открыла какая-то женщина средних лет.
    « Вам кого?» лицо  женщины показалось ему очень знакомым. Нет, конечно, он не видел ее раньше. Но ведь такие же шелковые брови и серые глаза были у его сына, у него самого. Неужели? Догадка пронеслась в мозгу Алексея Михайловича .«Как зовут вашу маму?» спросил он, стараясь скрыть сильное волнение.
    Алексей Михайлович слушал ответ женщины. « Что же с Вами?» почти крикнула она, увидев , как переживает незнакомец. « Мне нужно видеть Лидию Ивановну.» « Мама болеет. Кто Вы, наконец?» -спросила она резко. « Я брат Ваш. Старший брат.» Женщина вздрогнула и заплакала. Он зашел за ней в дом. Она помогла снять ему пальто, дрожащей рукой взяла за локоть. « Мама здесь». Она показала на проем в заборке, ведущей в боковую комнату.
    Алексей Михайлович зашел, остановился. Седая, худая старушка полулежала на высоких подушках. Несколько мгновений он смотрел на нее, а потом опустился на колени у кровати. «Мамочка, =пролепетал он». « А, сынок.»  Она дрожащей рукой взяла его за руку . давнула между большим и указательным пальцем. « Да. Это ты, ты сын мой. Вот эта меточка. В детстве чайник на ручку опрокинул.» Сухая рука ее с трудом поднялась и опустилась на его голову. «Поседел уже.» Слезы катились из ее глаз. Весь день и вечер Алексей Михайлович просидел возле мамы. На ночь он прилег на сундучок, на который принесла постель его сестра.
    Ночник освещал милую маму. Она забылась глубоким сном. Алексей  Михайлович с тревогой прислушивался  ее тяжелому дыханию. Утром он проснулся от ее взгляда. «Дай мне твою руку!"- попросила она. Он сел. Она расспрашивала его о жизни, семье своим изменившимся голосом. « Мамочка, тебе трудно так много говорить!"- несколько раз прерывала их сестра. « Дай мне поговорить с сыном!" – строго сказала мама. Под вечер она заснула.
     Алексей  Михайлович забылся возле нее и через несколько мгновений проснулся, как от толчка. Мать глядела на него несколько необычно своим светлым взглядом. « Сыночек, чуть слышно прошептала она, -дети мои» и , закрыв глаза, вздохнула в последний раз.
   « Мамочка,- прошептал Алексей Михайлович,- я нашел тебя. Но как недолго мы были вместе!"
               


Рецензии