Инкогнито

Как то раз по делам писатель Лыков оказался в небольшом райцентре. С этим местом его связывало многое: и малая родина жены и интерес к прошлому региона. Он был автором  книг по истории района и полагал, что в этом качестве хорошо известен в среде среде местных специалистов и работников культуры.

На пути следования гостя из областной столицы находился краеведческий музей, расположенный в здании старинной часовни. Был рабочий день и открытые двери учреждения указывали на возможность посещения экспозиции.

Вот он, порог, за которым прячутся тайны истории! Лыков зашел в помещение, огляделся. Никого, не такая уж редкая ситуация для районного музея. За приоткрытыми дверями подсобного помещения увидел двух сотрудниц. Последние не проявили к посетителю должного внимания и, как бы нехотя, сообщили, что билет стоит 10 рублей и, если возникнут какие то вопросы, то ему пояснят.
Вообще то Лыков имел право на бесплатное посещение всех музеев страны, но тут почему то не стал козырять документом, и протянул деньги. Одна из сотрудниц залезла в свой кошелек, положила туда купюру, сдала сдачу и указала рукой на начало осмотра.

Музей имел весьма скудную скученную экспозицию из серии «понемногу обо всем». В витринах находились образцы местного кружева, элементы крестьянского костюма. Внимание краеведа привлекла неплохая подборка продукции стеклодувного производства, некогда располагавшегося в этом месте, симпатично смотрелись в витрине образцы местной керамики, некогда знаменитой на всю губернию, предметы из рога-так же былая гордость промышленников вековой давности.

Ничего этого в районе больше нет, за годы Советской власти промыслы здесь пришли в упадок и постепенно исчезли, А ведь сто лет назад местность славилась именно этим и называлась не иначе как «промышленный уголок губернии». Местные производители участвовали во всероссийских и зарубежных выставках, а продукция из рога была представлена к Высочайшему двору.

Кое что из былого сохранилось в музее. Уникальный роговой подсвечник, предметы купеческого быта были представлены в интерьерном показе. Лыкову очень понравилась уникальная 10-линейная керосиновая лампа изготовленная в стиле позднего барокко с элементами эклектики. Эти вещи крайне редко сохраняются в полном комплекте и здесь он увидел приятное исключение. Изящный стеклянный абажур был цел. Лампа с другими предметами мещанского быта украшала экспозицию о купеческом прошлом поселения.
«Везде, в каждом даже самом маленьком музее всегда найдется своя изюминка»,- подумал краевед.

Осмотр завершался у дверей служебного кабинета и он решил поговорить с сотрудницами музея:

    -Есть ли у вас что нибудь из краеведческой литературы на продажу?

    -Ничего нет, денег на издания не дают, дали бы, так мы бы написали,- получил он неожиданный ответ.

    -Неужели кроме вас никто ничего и не издал?- вопрос был задан с провокационной целью.
Лыков полагал,что сейчас разговор пойдет о его книгах по местной истории и «инкогнито» посетителя будет раскрыто.

    -Да нет, издавали конечно, есть такой Лыков в области, известный, у него книга о наших местах, да вроде и не одна книга, а две...точно две! Вот, -девушка сотрудница оживилась,-этот костюм,-показала на витрину с кружевной «парочкой»,- Он у него в обеих книгах сфотографирован.
Далее она неожиданно начала сыпать цитатами из книг Лыкова, проявив знание предмета.

    -А почему этих книг у Вас в продаже нет, я бы купил,- с подвохом спросил Лыков.

    -Не знаю,- равнодушно пожала плечами девушка.

    -Было видно, что бюджетная зарплата сотрудников вполне устраивает и ни о каких дополнительных доходах музея здесь не думают.

    -А сюда он когда нибудь приезжал,- не унимался посетитель.

    -Да, конечно, неоднократно, презентации его книг были.....

    -И Вы с ним знакомы?

    -Ну разумеется.... не так что бы близко, по работе знакомы, и адрес его где то был.
Сотрудница начала рыться в бумагах, но ничего не нашла.
- Был где то его адрес, у него еще собственный музей есть...

Лыков затаил дух.

С одной стороны он ничего не имел против этой этой "вруши", а с другой, разве можно, даже для повышения музейного реноме в главах посетителя, так беззастенчиво лгать?
Впрочем, о чем это он? Ну да, они лично не знакомы, не признала музейная сотрудница автора книг. Но с другой стороны, книги его она не просто прочитала, знает содержание близко к тексту и в экскурсиях наверняка использует. А разве не для того краеведы трудятся? Для того!

Он поблагодарил сотрудницу за беседу и вышел из музея. Рядом на центральной улице возвышались дома местных купцов и промышленников из той, царской эпохи. Вот например здание училища, построенного на личные средства одного из богатеев. Многие годы тут была школа, в здании не смотря на отсутствие ремонта и до сих пор чувствуется былое величие .

Лыков вошел во внутрь. Временно тут расположились кабинеты сотрудников администрации, недавно погоревших из за халатности строителей. Он поднялся по старинной, с чугунными перилами лестнице, прошел на этаж с высоченными пятиметровыми потолками. Перед ним открылся широкий коридор с рядом больших комнат, бывших некогда учебными классами..

Вот где надо музей размещать, - подумал краевед,- В часовне музею не просто тесно, невозможно тесно. Местная власть видит будущее района в развитии туризма, значит музей — это один из главных объектов отрасли и место для него должно быть соответствующее.

В конце поездки Лыков снова вспомнил о разговоре в музее. Так ли уж принципиально для писателя, чтобы его узнавали при встрече? Наверное нет, главное, чтобы читали книги, знали изложенные в них события, понимали, что хотел сказать автор. А остальное? Наверное, это уже не так неважно...


Рецензии