Интервью А. П. Бесперстых

Интервью  А. П. Бесперстых (газете "Слово писателя", 11 ноября 2012 г.).
–  Анатолий Павлович, как случилось, что вы стали писателем?
-- Как известно, всё начинается с детства. Очень рано пристрастился к чтению. Насколько помню, меня всегда окружали книги: художественные, научно-популярные, даже политические (еще десятилетним пытался осилить брошюру Сталина «Относительно марксизма в языкознании»). Писать тоже начал очень рано: естественно, это были стишки-подражания, пытался даже написать повесть, вел дневники, дружил с районной газетой, куда нередко посылал свои заметки, сочинял детские песенки. Вспоминать об этом без юмора сейчас невозможно. Первое мое стихотворение о весне и первой мальчишеской любви было опубликовано в газете – с этого и началась моя литературная стезя, по которой я иду, бреду, бегу, порою поскользнусь и упаду, но встану, скажу самому себе: «Не хнычь, друже, могло быть и хуже» -- и снова топаю к своему литературному горизонту.

– Вы более поэт или филолог?
-- Филология – это моя профессия и моя судьба. Работа над словом – мое призвание. Еще со студенческих лет увлекся лексикографией: составлял небольшие словарики местных пословиц, фразеологизмов, образных сравнений…  А поэзия – это мое хобби. Стихи пишу также всю жизнь, т. е.  более полувека.

– Хотелось бы прояснить для читателя Ваш творческий багаж на данный момент. Сколько у Вас книг поэзии, словарей?..
В электронном каталоге Национальной библиотеки РБ на сегодняшний день 29 моих книг – это и авторские сборники стихов и словари, и коллективные сборники, в которых я участвовал, хотя в действительности их гораздо более. У меня 9 опубликованных словарей, и еще 6 в рукописях и незаконченных.
Совсем недавно в российском издательстве «Феникс» вышел мой «Словарь афоризмов Лермонтова, посвященный 200-летию великого русского поэта.

– Среди литераторов часты конфликты. Как у Вас с этим делом?
-- Судьба меня этим, увы, не обделила. Я по природе «правдоруб». А ведь издавна известно: «Скажешь правду – потеряешь дружбу», к тому же в нашем цеху очень много завистливых, амбициозных, нередко даже и подлых людей, но это «се ля ви», как говорят французы. Я к этому отношусь по-философски равнодушно.

– Как и почему Вы попали в республиканское объединение  Белорусский литературный союз «Полоцкая ветвь», да ещё сразу же в председатели Полоцкого отделения Беллитсоюза?
-- Я всю свою жизнь в поиске: ищу новые темы для своих стихов, ищу новые впечатления, ищу интересных собеседников. А в «Полоцкой ветви» я, кажется, нашел то, что мне нужно, как хлеб, -- это грамотное, профессиональное отношение к литературе. А почему избрали председателем – это нужно спросить у тех, кто избирал.
– Что представляет собой среднестатистический портрет автора Полоцкого отделения?
-- Это эрудированный, требовательный в первую очередь к себе автор. Мне импонирует творчество старейшего писателя Александра Гугнина, особенно его переводы с немецкого, я неравнодушен к оригинальной поэзии Александра Раткевича и Натальи Литвиновой, много интересного нахожу в стихах Раисы Антоневич, Анатолия Степанова, Владимира Куца, Владимира Мантуша… Можно перечислять и дальше: у всех 19 членов Полоцкого отделения Беллитсоюза «Полоцкая ветвь» свой почерк, свои находки, есть свои «изюминки»…
– В таком случае вопрос творческого плана: должна ли современная белорусская поэзия больше соответствовать традиционной системе стихосложения или и авангардные поэтические стили должны полнокровно развиваться?
-- Поэзия, как и вся литература в целом, -- это не застывшая форма. Как вид искусства она, естественно, развивается, находится в постоянном поиске. Я приверженец классического реалистического направления в литературе, но это отнюдь не значит, что я не приемлю авангардные направления в поэзии, главное, чтобы это действительно была поэзия, а не суррогат из набора слов.
– В Белоруссии с 1989 года развивается литературное направление катарсизм. Каково ваше отношение к нему? Или, может быть, Вы являетесь его сторонником?
-- Жизнеспособность любого литературного направления определяет его величество Время. Еще Александр Довженко писал: «Стиль—это результат определенного творческого периода, свободного и обусловленного, а не спланированного. Нельзя планировать стиль в искусстве, как это беспомощно пытается делать наше наивное общество в вопросах искусства».
Я с интересом присматриваюсь ко всему новому, но, считаю, надо создавать значительные произведения, а уж критики и литературоведы решат, к какому они направлению относятся.


–Интересно, а какими способностями (качествами) обязан обладать поэт, чтобы быть, как говорится, знаковым?
-- Прежде всего обладать талантом, а не рифмовать высосанные из пальца строчки, знать жизнь и писать о ней и -- безусловно: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

–Может ли автор, не имеющий поэтического таланта, при некотором старании всё же достичь профессионального уровня в стихах?
-- Никогда. Это просто будет профессиональный рифмоплет.


–А случается ли Вам встречать людей, которые
отвергают важное значение поэзии в жизни нашего общества?
-- Сколько угодно.
– Какие издания Вы сами читаете и советовали бы читать? Какое место среди них занимает "Слово писателя»?Какой бы Вам хотелось видеть газету «Слово писателя»?
-- В последнее время периодические издания как по субъективным, так и по объективным причинам читаю очень мало, больше ограничиваюсь интернетом. А «Слово писателя», как и любую газету, хотел бы видеть прежде всего необходимой для писателя: интересной и, конечно, умной.
               

– Из современных событий культурной жизни Белоруссии последнего времени какие Вы можете назвать наиболее значимыми?
Я с интересом слежу за всеми событиями в культурной, особенно, в литературной жизни моей страны, поэтому перечень их займет много места.

– Какие литературные проекты Вам интересно реализовывать?
И традиционно – о ближайших творческих планах.
Это, безусловно, создание оригинальных словарей. На данный момент в издательствах Беларуси и России находится несколько моих работ. Совсем скоро в Полоцком кн. изд-ве выйдет «Словарь афоризмов Ларошфуко», посвященный 400-летию великого французского писателя-моралиста. А планов у меня – «громадье»: дал бы только Господь здоровья и сил.

Вопросы задавал Александр Раткевич.


Рецензии