Патриарх Павел. Укрепляюсь только верой
Живая икона
Патриарх Сербский Павел известен и любим многими в России, да и во всем православном мире. А как почитали и почитают его в Сербии! Владыка Лаврентий его так и называл: «Живая путешествующая икона нашей Церкви». «Будем людьми!» — частенько говорил сербский Патриарх. Он призывал каждого быть Человеком, даже в самой напряженной ситуации (а таких в истории Сербии, да и в истории Русской Церкви было очень много). За эту частую присказку дети его так и прозвали: «Патриарх Павел — Будем Людьми».
Каждый, кто общался с ним, чувствовал всем сердцем любовь и благодать, исходившие от великого Патриарха. Вот как описывает свои ощущения от встречи с ним в 2007 году сербский писатель Матия Бечкович: «Сегодня, когда мы уходили от него, испрашивая благословения, он своей уже обессиливающей рукою осенил крестным знамением совершенно спокойным и уверенным движением воздух, так что, казалось, этот крест останется там навсегда». Этот же писатель отметил и удивительную силу его проповедей и наставлений: «Патриарх, пишущий так, как говорит, а говорящий так, как живет, являет собой самую убедительную личность нашего времени».
Он был всегда отзывчив и, как пишет епископ Моравический Антоний, очень многих исповедовал; были даже установлены дни, когда любой желающий мог прийти на исповедь в домовой храм Сербской Патриархии. Служение Церкви личным примером и живым словом — это яркие черты личности Патриарха Павла.
Слово патриарха
Его слово было слышно во всей православной Сербии. Так в «Вестнике Патриархии», официальном периодическом издании Сербской Церкви, начиная с 1972 года, в каждом номере публиковались ответы епископа, а потом и Патриарха на многие вопросы, задаваемые ему самыми разными людьми. В 1998 году вышли три больших тома, включавших все такие публикации «Вестника». А в 2011 году в издательстве Белорусского Экзархата вышла книга «Укрепляюсь только верой», в которую вошли тексты первого тома, переведенные на русский язык сербским академиком И.Чаротой.
Где находится Рай?
Однажды Патриарху задали такой вопрос: «Если во вселенной не существует верха и низа, где тогда находятся рай и ад, о которых говорится, что рай «вверху», ад же «внизу»?»
Рай — это блаженство и максимальная приближенность к Богу. Патриарх, основываясь на цитатах отцов Церкви, отвечает так: «Говоря о приобщении, приближении к Богу, которое святые начали на земле, чтобы продолжить в Царстве Небесном, мы понимаем это приближение не как пространственное, по отношению к месту, а в духовном смысле. Достигая своим трудом, при помощи благодати Божией, всех добродетелей, пропитывая ими души, … праведники оказываются все больше подобными Богу по нравственности и любви, становясь своими Ему (Еф. 2, 19) … Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь» или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20–21)». В Священном Писании по отношению к благодати Божией и Раю упоминаются и слова «одесную Бога Отца». И тоже не в пространственном, а в духовном значении: «Искони в понимании… народов Европы и Ближнего Востока правая сторона важнее левой. Да и по представлениям, которые отражены в Библии, правая сторона является символом Божественного, праведности…, а левая — дьявольского, греховности…». В подтверждение этого Патриарх Павел приводит слова свт. Василия Великого о том, что сидеть «одесную» означает отношения равенства.
Спасение вне Церкви
Сербскому Патриарху задавали вопросы, ставшие распространенными в XX да и в XXI веке — например, о возможности спастись вне Церкви. Отвечая, Патриарх Павел отмечал, что «Церковь старается, прежде всего, решать проблемы своих членов: как им достичь своей цели — спасения душ (см. 1 Пет. 1, 9)… Как мать, она старалась предложить хлеб сначала детям», а забота Церкви об иноверцах и атеистах «была в том, чтобы они, увидев свет евангельской жизни ее детей, … и сами пожелали стать ее детьми, пришли к той же трапезе». Ведь еще прп. Серафим Саровский говорил: «Стяжите дух мирен, и тысячи вокруг вас спасутся».
Патриарх рассматривает разные пути, которые могут привести человека к определенному духовному совершенству. Но его первая мысль о том, что наиболее ярко и полно свет благодати сияет в Православной Церкви: «В Священном Писании и Нового, и Ветхого Завета определенно выражена точка зрения, что Бог… хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (Мф. 18, 14; Тим. 2, 4)». С этой целью, по учению апостола Павла, Господь дал, в природном Откровении, всем людям возможность…, чтобы и в Него уверовали: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… (Рим. 1, 20)». То есть сама природа и ее гармония могут направить внимательного человека к Богу. Патриарх здесь приводит разные цитаты отцов Церкви, в том числе и высказывание раннехристианского апологета Менуция Феликса: «Когда войдешь в некий дом и видишь все должным образом устроенным, упорядоченным, украшенным, то веришь, что есть хозяин намного лучший, чем те хорошие вещи. Так и в этом мире, как в доме: когда смотришь на небо и землю и такую заботливость, порядок и закономерность, видишь, что хозяин вселенной лучше и звезд, и всех составных частей мира».
Но и «природное Откровение» не может привести человека к глубокой вере, к настоящему почитанию Бога и максимальному приближению к Нему, потому что «видимая природа ограничена, а человеческий разум грехом ослаблен и порабощен». Поэтому следующей, более высокой ступенью познания Бога является Ветхий Завет: «кроме нравственного кодекса в Декалоге и организации Ветхозаветной Церкви, Он дал обещание послать Сына Своего, Который людям возвестит все необходимое (Ин. 4, 25)».
Наивысшая ступень Богопознания — это Евангелие Христово: «Когда пришла полнота времени (Гал. 4, 4), человечество созрело, чтобы принять полноту истины Откровения; Бог через Сына Своего, Господа Иисуса Христа, дал совершенный Закон Нового Завета…».
Личный пример
Недостаточно услышать Слово Христа, прочитать о Христе, «необходимо с Ним и Его учением глубже ознакомиться. А это достигается не только через слова из книг и проповедей; нужны дела, примеры христианства, осуществленного в жизни христиан». И сам Патриарх Павел был таким ярким примером, той самой «живой иконой Церкви», воплощающей в себе Любовь и Справедливость. И безусловное смирение перед Богом.
Свидетелями такого смирения стали однажды спутники Патриарха, летевшие вместе с ним в самолете. Когда они, пролетая над морем, попали в зону турбулентности и самолет стало трясти, то архиерей, сопровождавший Патриарха Павла, в шутку спросил у него — как он думает, что случится, если самолет упадет? Святейший Павел ответил: «В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня».
Блаженная кончина
15 ноября 2009 года, в воскресенье, около 11 часов утра по местному времени, Сербский Патриарх Павел, причастившись Святых Христовых Таин, отошел ко Господу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил архиепископу Цетиньскому, митрополиту Черногорскому и Приморскому Амфилохию, председательствующему в Священном Синоде Сербской Православной Церкви, послание. Были в нем и такие строки: «Строгий к себе аскет и молитвенник, милостивый отец народа Божия, до конца дней смиренно носивший его бремена, покойный Предстоятель кротостью и любовью соединял расторгнутые людские сердца, стяжав подвигом своего жертвенного Патриаршего служения глубокое и подлинно всенародное почитание. Большим авторитетом почивший пользовался и в Русской Православной Церкви, чада которой ныне возносят вместе с сербскими братьями и сестрами усердные молитвы о упокоении души новопреставленного святителя Божия».
Личность Патриарха Павла настолько масштабна и глубока, что еще долго мы будем узнавать о нем что-то новое. В этом нам помогут его произведения. Книга «Укрепляюсь только верой» ведет внимательного читателя к правильной жизни и верному пониманию смысла и абсолютной ценности Православия. Как вел за собой многих верующих и сам Патриарх Павел, сказавший однажды: «Когда человек рождается, весь мир радуется, а только он плачет. Но следует жить так, чтобы, когда умрет, весь мир плакал, а он радовался». Подтверждением этих слов стали его духовные труды и его жизнь. Жизнь «живой путешествующей иконы нашей Церкви».
Свидетельство о публикации №214050100637