Воспоминания старожилов с. Покров

Иванова Анна Андреевна, 1904 г.р., Яшина Мария Николаевна, 1908г.р.

                О покровской церкви

    Церковь-то наша была пастроена давно, я сама-то уж ни помню. Мамка-та вот помнит щи, как ана строилась. Аткрывали её прямо на Пакров день, вот, гаварят, так и назвали сило-то наше – Пакров. Дамов-то тады больно уж мало было, а как церковь аткрыли, так и панастроились. Церковь уж больна харОша была. Са всей акруги к нам в церковь ходили, кто малиться, а кто на церковь паглядеть. АсОбливо уж хараша ана была в вЁдро. Купала так и сияли на солнышке. А скока абразов-то в ней было, всяки, и бальши, и маленьки. А высаченна была, из саседних сёл видать было. И винчались в ней,  пакойников атпивали, и малебни служили в праздники. Батюшка у нас свой был, местный. Да сгарела ведь ана у нас, красавица. Тапить стали, и загарелась снутря. Всё сгарело, ничаво ни вытащили. Вот видь скоко добра-то пропало. Хоть бы чиво-нибудь асталось, всё агонь слопал. Потом другУ церковь пастроили, да анна плохынькой была. На скору руку рай хорошо сделаешь, да и мастира уж ни те, што раньше. – Сваё существаванье сило начало с открытия церкви. Аткрытия церкви было в релегиозный праздник – Пакров день, с таго дня сило палучило названье – Пакров.




Кручинина Елена Васильевна,1910 г.р.
                О Выселке

Наши деды были выселками из Владимирской области.





Кузнецова Татьяна Васильевна, 1911г.р.
                О Выселке

Наши диды были выселками из Владимирской области, жили в диревне Жуково, вот и называют с тех пор так.



Воронова Мария Ивановна, 1920 г.р.,Гусева Евдокия Михайловна, 1914 г.р.

                О горе Разина

ТакА гара Разина есь. Разин там сам был, золото схаранил, гаварят - Люди гаварят, что иль Разин сам был на ней, иль золото там закапал.




Трофимова П.И. (записано в 1994 году Л.С. Кутановой)

                О разбойниках

    У нас тут многие разбойничали, сам Разин проходил здесь. А гора, что Разиной зовется, так то, от того, что Разин зарыл там свое золото. Был  у нас тут еще разбойник – Гугин, да и дружок его  - Собачкин, тот родом из Исупова. Гугин добрый разбойник был. То, что награбил, бедным раздавал. Только богатых грабил, а бедных нет. Логово у него было у Черной Грязи. Бывало, мама моя рассказывала, едет на лошади, как ветер, только плеточкой помахивает. А когда стали их брать, Гугин велел своим в Черной Грязи спрятать золото, что награбил. До сих пор там гугинские клады ищут. А самого его поймали, судили и повесили. А вот дружок-то его Собачкин скрылся под чужой фамилией,  жил где-то с прихваченными денежками. Наверное, дети есть, и сейчас живы.



Александр Комаров, 1966 г.р.

                О покровской церкви

    Церковь стояла на месте школы, я её прекрасно помню. Помню, как её сносили, на моих глазах это было, по 3 трактора за оконные проёмы цепляли и дёргали, когда стены падали земля дрожала жуть, кстати, несколько обломков стен церкви до сих пор лежат в Бухвище. А до тракторов сначала взорвали купол. Я такой церкви больше нигде не встречал, похожие есть, но что бы центральный зал был куполом, такого нигде нет. Помню, что внутри все стены до последнего дня были расписаны иконами, набожные бабки туда постоянно заходили на них помолиться, очень внутри красиво было. Пол был выстлан расписной плиткой, но всё это было под толстым слоем мусора, в церкви, по-моему, был склад удобрений. Я как то решил раскопать этот мусор и докопался до плитки, для деревенского мальчишки такое покрытие пола было в диковинку.

    Я тут читал статью про монаха Блохина Александра Ивановича, нашего покровского, так вот о событиях тех лет я узнал впервые из этой статьи, до этого в селе об этом даже разговоров не слышал никаких. Вот после этих событий, я так думаю, и начали разрушать церковь. Мне мой дядька Вахромов Вячеслав Александрович рассказывал, что он помнить как взрывали колокольню, ему было года 3-4, сам он 1935 года рождения

                О частях села

    Село это название улицы от клуба до выезда из села в сторону Исупова (сейчас официальное название Центральная), а деревня это улица напротив Будайхи, т.е. через пруд( сейчас это Красная деревня). А вот Будайха сейчас это улица Запрудная.......ну это как бы официально, а между собой все называют по старому. Кстати, Будайха разделялась на две половины,  часть ближе к плотине называется Грошовка, а дальняя часть улицы Дуброва.
    Посёлок это улица за церковью или сейчас за школой. Я не знаю, в каком году эта улица появилась, но то, что она стоит на костях наших предков это точно. Когда в селе проводили водопровод, то вдоль улицы и поперёк к домам рыли траншеи, так вот во всех траншеях кости и гробы. Почему Будайха так называется, не знаю, кстати, в Исупово тоже Будайха есть, так что это что-то общее не для одного нашего села. А ещё после Деревни была улица Кельи, это как бы продолжение нижнего порядка Деревни. Сейчас там домов нет, но я её ещё застал. А вот улицы Молодёжной раньше вообще не было, её в 80х годах построили и так же в тоже время 2-х этажные дома.
    Ручей, который после плотины в сторону Пьяны течёт мы всегда называли Лужайкой.....если говорили: « пойдём на лужайку», то всем было понятно, что надо бежать на ручей за посёлком, а сейчас молодёжь это место называет Попов Ключ. А ещё от мастерской до кладбищ тоже овраг есть...Колупаниха, за селом в сторону Исупова....Кузькин враг, а молодёжь этого уже не знает.

               

                О деревенских фамилиях

    Давайте попробуем вспомнить, начну с деревни: Анохины - Ванюшкины, Жестковы - Хреновы, Лачугины - Лисачёвы, Терентьевы - Егоровы, Атопшевы - Крайновы......теперь на будайхе: Беззубовы - Туриловы, Вахромовы - Фимины, Плаксины - Лимановы, Клюкины - Громовы, Атопшевы - Лёвины, Маресины - Никаноровы. У моей мамы девичья Фамилия Вахромова....вот они были ...Фимины.
    У дяди Коли (Николая Федоровича Курылёва) прозвище было Бояр, поэтому уличное фамилия Бояровы, он был бригадиром сельхозбригады.



                О Барском пруде
 
Ну да, пруд между тёткиным домом и соседним до сих пор же есть. Его так и называют Барским. А ещё мне супруга подсказала, что порядок где они жили ( фото церкви от её дома сделано) тоже барским назывался...это сейчас от правления колхоза до плотины.



                Про поташ
 
 «Жечь поташ» мы уже и просто о любом костре говорили, никто об этом и не задумывался, слово «потаж» (мы так говорили) у меня всегда со словом пожар ассоциировался.


                О репрессиях


Про гору Разина не слышал. Да, в истории села упоминается про старосту Суханову Марию Ивановну, .....она родная сестра прадеда моей жены Суханова Николая Ивановича, в Покрове её звали бабушка поп, мне кто-то из стариков рассказывал, что она тоже сидела, умерла где-то в середине 70-ых, похоронена рядом с братом Николаем и отцом жены.




Анатолий Москвин, краевед  («Нижегородский рабочий» №174 от 27 октября 2009 г.)
                О древних захоронениях около с. Покров

   Мне лично пару лет назад колхозный шофер сообщил, что при прокладке новой дороги в районе деревни Новодевичьи Горы Гагинского района рабочие натолкнулись на богатое средневековое кладбище, где погребенные лежали с оружием, в перстнях, с конями. Дорстроевское начальство, якобы испугалось огласки и замедления темпов профинансированных работ и распорядилось все выкинуть в отвал, засыпать, закопать и никаких шевелений по этой находке не предпринимать.
    Мордовским или татарским было данное кладбище? Пока ответа на этот вопрос у меня нет.




Блохина (Атопшева) Лидия Алексеевна 1951г.р.

                Про поташ

    Будучи студенткой техникума, я вместе с группой была отправлена на картошку в один из северных районов Горьковской области. Когда собрали ботву, я крикнула девчонкам: «Пошлите жечь поташ!» Никто из них не понял, что я имела в виду. После долгих разговоров выяснилось, что это выражение известно только нам, жителям села Покров, несмотря на то, что  в нашей группе были девчонки из разных районов области.


                Про Будаиху
    

Когда дома на Будаихе строили, в земле все время головешки находили, думали что это дома горелые, а на самом деле здесь видимо будный стан был.



Блохин Иван Иванович, 1894г.р.

                О празднике Крещения

    …А на Крещение на пруду прорубь вырезали во льду в виде креста - иордань. Батюшка воду освящал. А как за ним ступит народ на лед, он трещит под людской тяжестью. Шутка сказать –тыща домов было!!! (Видимо имеется в виду весь Покровский приход - Л.Б.)



                Легенды о Гугине (из рассказов стариков, 1929 г.)

     В лесах Гагинского и других районов занималась разбоем банда Гугина, которая обижала богатых и помогала бедным. Органы милиции частенько навещали села и деревни Гагинского района, делали засады, но успеха не имели, так как, видимо, у банды были в органах свои люди, которые предупреждали об опасности.


     Время тогда было неспокойное. В селах и деревнях создавались колхозы, и зажиточные люди оказывали сопротивление властям, а может, и помогали бандитам в грабежах, поджогах и убийствах активистов советской власти. Особенно это проявлялось на лукояновском и сергачском направлениях, так как там были непроходимые леса.


     Обижали на дорогах людей, едущих в Нижний Новгород или из него. Но больше всего обиженных было на дорогах в Сергач, так как там больше лесов и меньше сел. А лукояновский путь, наоборот, имел больше сел и деревень, и меньше лесов. Поэтому он был более спокойным и безопасным.


     По рассказам стариков, в 1929 году появилась еще одна банда под руководством Кошкина, которая совершала разбои и грабежи в селах, особенно в тех, где были колхозы. Поджигали дома, склады зерна, скотные дворы, убивали партийно-советских активистов.


     В селе Покров проходило колхозное собрание, и банда Кошкина подожгла дом и двор, где стояли лошади. Некоторые сельчане получили ожоги, а лошадей увели бандиты. Огонь был виден за несколько километров. Пожарные из Ломакина ездили тушить пожар, но опоздали, так как расстояние между селами – семь километров, а дом и двор, крытые соломой, сгорели очень быстро. Однако пожарные помогли отстоять другие дворы.


     Потом по округе пошел слух, что банду Кошкина уничтожил Гугин: некоторые лошади вернулись домой. Колхоз был создан, и сельчане были этим довольны.


     Интересная легенда ходила о том, как Гугин помог одной вдове. Она жила в деревне Ханинеевка с тремя детьми. Деревня находилась на берегу реки Пьяна в двух километрах от Ломакина и в шести – от Гагина.


     Был сентябрь, стояла теплая погода. Женщина вечером повела корову на базар в Гагино, чтобы пораньше ее продать и купить детям обувь, одежду и заплатить налоги. Она с коровой пошла не по дороге, а по лугам, вдоль берега Пьяны. Подходит к лесному массиву Липки, где Ежать впадает в Пьяну, и видит: сидит мужчина в большой шапке и курит, а рядом лошадь привязанная.


     Женщина испугалась, но продолжала идти. Когда подошла ближе, мужчина спросил: «Куда ведешь корову на ночь глядя?» Вдова, дрожа всем телом и заикаясь, сказала, что ей нужны деньги, вот и идет пораньше, хотя и слышала от людей, что в этих местах обитает бандит Гугин.
     – А еще что говорят?
     – Говорят, что Гугин большого роста, носит поддевку, подпоясан широким ремнем, в хромовых сапогах со шпорами, а на голове большая барашковая шапка. И что Гугин не трогает бедных людей.

     Мужчина рассмеялся: «Ну, что же, мать, правильно говорят!» Бросил курить, поднялся с пенька и сказал: «Пока не поздно, возвращайся домой к детям. Сколько ты хотела получить за корову?». «Я не знаю», – ответила вдова, все еще дрожа, – сколько дадут». Незнакомец достал бумажник и положил в карман женщины 25 рублей. Сел на лошадь, хлестнул кнутом корову и крикнул на прощание: «Расскажи сельчанам, что деньги дал Гугин». Пришпорил коня и скрылся в лесу.


     Женщина обо всем рассказала соседям, а от них узнали об этой встрече в лесу все в округе. И популярность Гугина еще сильнее возросла среди бедного люда.

    


В.И. Тулупов.


Рецензии