Врата неучености

«В действительности всё иначе, чем на самом деле».
                Антуан де Сент-Экзюпери.


Получив образование, я устроился на работу звукорежиссёром в МГУ им. М.В. Ломоносова. Следует сразу разъяснить читателю, что должности звукорежиссёра в МГУ по штатному расписанию нет, а по факту соответствующая работа имеется, и даже в немалом объёме (ведение концертов, звукооформление научных конференций и прочих заседаний). Поэтому меня оформили мастером по ТСП (точным спецприборам). Администрация, таким образом, экономит средства, поскольку труд звукорежиссёра в цене.

Зима. На дворе февраль месяц. Мне поступает интересное предложение - устроиться звукорежиссёром в МГУ им. М.В. Ломоносова. Ого, - подумал я. Занимать такую должность, да ещё в одном из передовых университетов (если не первом) страны должно быть престижно. Долго не раздумывая, тут же схватил телефонную трубку и позвонил по соответствующему номеру. Мне назначили день и время встречи, сказав, что на меня оформят пропуск, по которому я смогу попасть на собеседование к начальнику службы связи В.В. И вот наступил, наконец, день, когда меня ждала ответственная встреча с моим работодателем. Приехав по указанному адресу, я уверенной походкой отправился в бюро пропусков, где был заранее оформленный пропуск. Дождавшись своей очереди, подошёл к окошку и назвал свою фамилию, на что сразу получил ответ, что никакой такой пропуск на меня никто не заказывал. Удивлённо пожав плечами, я подумал, что с кем такого не бывает, и кто только не попадал в аналогичную ситуацию, когда в той или иной конторе на людей забывали оформить соответствующий документ. Рядом на стене висел желтый дисковый телефон времён Cоветского Cоюза, по которому я смог дозвониться по местному номеру секретарю моего будущего начальника. Через энное количество времени за мной всё-таки соизволили прийти, чтобы помочь мне пройти к В.В. Пока мы шли по длинным коридорам и витиеватым переходам сталинского ампира, я с любопытством разглядывал огромные холлы с колоннами и высокие потолки с лепниной, бутики, где торгуют шубами и мехами, салоны красоты для гламурненьких студенток и т.п. В холлах МГУ есть абсолютно все. Не хватает только палаток с контрафактными CD русского шансона. Одним словом, холл университета похож был не на холл храма науки, а на проспект ТЦ «Золотой Вавилон». Прямо-таки вавилонское столпотворение! Переходя из одного крыла в другое, я не заметил, как успел очутиться у самого порога моего будущего шефа. Слева висела табличка с фамилией и инициалами годов эдак 70-х. Когда открылась дверь, и мне предложили пройти в кабинет, то я понял, что не ошибся с датировкой таблички на стене. За столом сидел пожилой мужчина, который со мной любезно поздоровался и предложил мне занять напротив него место. В. В. работал в МГУ с 70-х годов. Начальник ИТС (инженерно-технической службы), прищурив глаза, сразу меня спросил, откуда я узнал о них, а также коротко попросил рассказать о себе. Я вкратце устно изложил своё резюме. По его глазам было отчётливо видно, что он во мне заинтересован. В конце нашей беседы В.В. дал своё согласие, что готов меня взять мастером по ТСП, а по факту звукорежиссёром. После этого мы покинули его кабинет и отправились к лифту, чтобы подняться на 11-й этаж к вышестоящему начальству. И вот мы очутились у порога г-на Коренева, чтобы он поставил свою подпись на заключенном со мною договоре. Обстановка вокруг кабинета, да и во всём главном корпусе университета в целом была ещё та… Везде красовались портреты Владимира Ильича Ленина, идиотские плакаты с лозунгами, прославляющие партию, и прочая дребедень в этом духе. С интерьером и мебелью дела обстояли не лучше. Всё, что меня окружало, я мог видеть в советских фильмах 70-х годов. Время здесь явно сбавило свой ход, после чего, затаив дыхание, и вовсе остановилось в ожидании перемен. Подождав 5-10 мин., мы попали на приём к г-ну Кореневу. Войдя в огромный кабинет с высокими потолками, я увидел за столом ехидного седого мужчину с противными усиками, который, не успев со мной поздороваться, начал на пару с В. В. соловьём петь, что денег у них нет, и люди они «не местные и бедные». Я, не успев открыть рот и промолвить слово, был вынужден слушать трагический рассказ о том, как несчастные и обделённые несправедливой судьбой начальники получают жалование в размере сорока тысяч. В этот момент я себя почувствовал министром образования, который прибыл решать их проблемы. Выслушав душещипательную историю об их трудной жизни, мне дали хорошо понять, что нормально платить мне не собираются. В итоге меня оформили мастером с очень скромным окладом плюс премии по усмотрению начальства. Я дал своё согласие, т.к. мне нужен был стаж работы по специальности. Без стажа в более хлебные места не берут, а откуда опыт работы взять, если без опыта не берут. Получается замкнутый круг.
Первый месяц я провел во втором гуманитарном корпусе университета на учебном процессе. Работа оказалась тупая и унылая. Моя задача состояла в звукоусилении аудиторий. Я приходил к началу лекций и выдавал студентам, а иногда и профессорам микрофоны, потом выводил звук на своих усилителях, которые у меня находились в аппаратной, и подавал его в динамики. Таким образом, начальство решило приглядеться ко мне. Понятно, что сразу новичку никто не доверит проводить серьёзные и ответственные мероприятия. Я не унывал. Сидел себе за столом и читал книги. Уж кто-то, но я знал, чем себя занять. У меня был сменщик Коломыцев (по прозвищу эквалайзер), мужчинка 53 лет. Недалёкий, да вдобавок, как потом оказалось, ещё и истовый христианин (носитель чуждой мне идеологии и не более). Одним словом фанатик. Знаем мы таких… Не раз приходилось с ними сталкиваться. Как и все остальные ему подобные приматы оказался злым и вредным обезьяном. То ему книги мои не нравились, которые я читал по военной истории, религиоведению, то Данте Алигьери ему не угодил со своей «Божественной комедией», которую он соответственно не читал, то Фауст, то ещё что-то. Однажды договорился до того, что всё плохо и ничего читать кроме Библии не надо, ведь остальное всё от Сатаны. Ну, я ему взял как-то и сказал, что то не надо, это не нужно, а что нужно и кто ему сказал, что от Сатаны, а что от Бога?! Было такое ощущение, что Сатана ему сам дал в руки список, где было указано, что от него, а что нет. После произнесённых мной слов я понял, что ‘мне объявили войну. «Эквалайзер» в припадке святого духа, по-видимому, снизошедшего на него в очередной раз, на следующий день решил активно готовиться к боевым действиям, а впоследствии прибегнуть и к тяжелой артиллерии! Как-то утром, открываю аппаратную, захожу, а там ждёт меня сюрприз, о котором я даже не подозревал. Ручки, карандаши и прочая канцелярская утварь от меня были спрятаны, замки были все закрыты на ключ, а в ёмкости для протирки микрофонов была налита МОЧА. Вот тебе бабушка и Юрьев день. Для меня настал своеобразный «День М». «Эквалайзер» поступил так, как и должен был поступить носитель данной идеологии. После чего я в письменном виде о случившемся доложил начальству, которое так и не приняло никаких мер, а только лениво пообещало разобраться в сложившейся ситуации.
Я заметил, что тема нечистот во втором гуманитарном корпусе МГУ носит какой-то особый окрас. То студенты нагадят и за собой не удосужатся убрать, то стены измазаны продуктами жизнедеятельности, то ещё что-то. Однажды как-то захожу в отхожее место, подхожу к кабинке, а оттуда на меня надвигается седовласый профессор с важным видом и расстёгнутой ширинкой, который не соизволил за собою смыть. Аккуратно тронув г-на профессора за руку я вежливо попросил спустить воду. Мы же вроде как находимся в храме знаний, а не на площади трёх вокзалов. На что он, надменно нахмурив брови, сдвинув очки на кончик носа, посмотрел на меня и сказал: «А вы собственно кто такой, молодой человек, чтобы  делать мне такие замечания? Хочу, смываю, хочу, не смываю…». Это было сказано с таким видом, как будто сам Михаил Васильевич ему дал такое право и издал соответствующий указ. После чего профессор, застегнув ширинку, поддёрнув штаны, взял свой коричневый портфель и удалился читать студентам лекции. Мне ничего не оставалось, как развести руками и сказать: «Ну и дела…».
 По счастливой случайности мне повезло побывать на лекциях по разным дисциплинам, т.к. в моей аппаратной находились динамики, благодаря которым я мог себе позволить выбрать одну из аудиторий, где идёт трансляция той или иной лекции. Особенно, с превеликим удовольствием, я слушал  лекции по педагогике. Мне, как бывшему выпускнику МГПУ и  педагогу, было очень интересно узнать о современных методах преподавания того или иного предмета. Когда шли лекции по этой дисциплине, я не замечал, как быстро пролетало время. Что касается лекций по философии и истории, то они никуда не годятся. Насчёт университетской философии могу сказать только одно, что грош цена тому философу, который за всю свою жизнь так и не сумел никого огорчить! Да, так должна звучать надгробная надпись над современной университетской философией: «Она никого не огорчила». Я встретился с обычными филистёрами. В данном случае образованными. С историей дела обстояли ещё хуже: студентам так и дальше продолжают нести ересь о том, что славяне жили в лесу и молились колесу, не имели своих городов князьями управляемыми, а также и письменности. Порой просто хотелось у профессора вырвать из рук микрофон, чтобы прекратить эту чушь. Вообще весьма странно, что в МГУ им. М.В. Ломоносова с университетской кафедры звучат такие вещи. Ведь Михаил Васильевич в своём труде «ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ ОТ НАЧАЛА РОССИЙСКОГО НАРОДА ДО КОНЧИНЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ПЕРВОГО ИЛИ ДО 1054 ГОДА СОЧИНЕННАЯ МИХАЙЛОМ ЛОМОНОСОВЫМ, СТАТСКИМ СОВЕТНИКОМ, ПРОФЕССОРОМ ХИМИИ И ЧЛЕНОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ И КОРОЛЕВСКОЙ ШВЕДСКОЙ АКАДЕМИЙ НАУК» чётко и ясно доказал совершенно обратное.
Вот и подошёл к концу мой испытательный срок, и мне доверили вести ответственные мероприятия. Я стал работать со звуком у ректора МГУ Садовничего Виктора Антоновича за круглым столом на девятом этаже в его небольшом конференц-зале, где проходят встречи важного характера. В зале нового здания библиотеки, нового корпуса юридического факультета, на открытии которого присутствовали думцы Степашин и Васильев. Также я стал работать в легендарном конференц-зале в главном корпусе, где в далёком 1965 году выступал с концертом знаменитый американский фолк-исполнитель и общественный деятель Пит Сигер. Сигер считается ключевой фигурой в возрождении народной музыки США в середине XX века и в появлении музыки протеста. Плюс ко всему  в моё ведение попал Императорский зал в старом здании МГУ на Моховой, где в XVIII веке императрица Екатерина II принимала  гостей. Теперь я себя чувствовал настоящим звукорежиссёром! На меня легла огромная ответственность. Шли мероприятия за мероприятиями, важные встречи, концерты, а 30 апреля в Императорском Зале на Моховой мне выпала большая честь работать с супругой премьер-министра Японии госпожой Аки Абэ. Сами понимаете, какого качества  должен быть звук у такого высокопоставленного лица. Так же присутствовало токийское телевидение, так что ни о какой лаже не могло быть и речи. Всё прошло на высшем уровне. Ректор и высокопоставленная делегация не имели ко мне никаких замечаний и остались полностью довольны.
Читатель, наверное, может задаться вопросом, что такие мероприятия должны хорошо оплачиваться. Но я его хочу утешить, что дирекция инженерной эксплуатации (ДИЭ) МГУ никому платить не желает. ДИЭ МГУ хочет одновременно и рыбку съесть и на х… сесть! Хочу отметить, что я не сторонник нецензурной лексики и бранных выражений, но здесь ситуация именно такая, что эти слова как нельзя лучше отражают действительность. Зато начальство иномарки меняет каждые полгода. Рядовых же сотрудников нагло кидают, не платят обещанную сумму, а когда разговор начинает заходить о жаловании, то начальство включает дурака и ведёт себя как гастарбайтеры, которые сразу забывают русский язык при встрече с ФМС. Разница между ДИЭ МГУ и гостями из средней Азии невелика. Первые при слове деньги тут же теряют дар речи, вторые проявляют удивительные познания в области великого и могучего.  Вот кому и куда уходит наше жалование. По мнению главного инженера-директора дирекции инженерной эксплуатации Папсуева (вантуза) звукорежиссёрам вообще платить не надо. Платить хорошо нужно сантехникам. Ведь там люди трудятся на благо университета, не покладая рук. Трубу прорвёт, говно плывёт, - вот это люди работают, а вы там какие-то микрофоны ставите, шнуры тяните, ручки крутите. Так рассуждает компетентный сантехник, блистая своими знаниями в области звука.

На день рождения своему начальнику я подарил книгу  Владимира Владимировича Познера «Прощание с иллюзиями» в надежде на то, что у людей может быть проснётся совесть, и они хоть как-то пересмотрят свои действия по отношению к подчинённым. Но нет. Достучаться до их чёрствых и алчных сердец у меня так и не получилось. Все мои просьбы и предложения улучшить ситуацию общими силами игнорировались и продолжали пролетать мимо ушей, как пустой звук. Люди не должны забывать о том, что человек это ЦЕЛЬ, а не средство. Помните об этом всегда и везде. Вот она оборотная сторона медали Ломоносовского университета.


май 2013


Рецензии
вот тебе бабушка и МГУ - ни тпру ни ну. А хоть что-то хорошее там было? А то как-то слишком уж уныло.Получается,что в нашем комсомольском универе и почище и получше. И люди культурнее и грамотнее. И еще просьба - можно разбить текст на абзацы? а то читать первые три четверти трудновато.

Гелена Труфанова 2   10.05.2014 02:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.