Глаза

                В. Племянников

                НЕОБЫКНОВЕННЫЕ    ГЛАЗА

Из - за  злой  непогоды  мы  с  моим  напарником  Колей  Серебровским  застряли  в  аэропортовской  гостинице  Туруханска.  Испробовав  изыски  местного  буфета  и  почитав  старые  газеты,   сидели  в  своем  номере  и  слушали  по  местному  радио  концерт  по  заявкам.  Я  лежал,  а  Коля  прохаживался.  В  это  время  азербайджанский  певец Рашид  Бейбутов  запел  последнюю  строчку  своей  песни:    «Только  у  любимой  могут  быть  такие  необыкновенные  глаза».  Дослушав  песню,  Коля  сел  рядом  и,  немного  помолчав,  как - то  тепло  улыбнулся  и  негромко  сказал:
            --  Понимаешь,  мой  друг,  в  детстве  я  тонул   на  реке  и  меня  спасли.  А  недавно мне  довелось  стать  спасателем  девочки   на  Черном  море..  Ребенок  оказался  из  семьи,  спасшей меня   в  далеком  прошлом.  Так в  моей  жизни  на  самом  деле случилось  так,  что  «Добро  сотворило    добро».
                Я  попросил  Колю  выключить  радио  и поведать  эту  «библейскую»  историю,  пообещав  не   перебивать:
               --  В  раннем  детстве  у  меня   не было  друзей.   Почему    так  сложилось,  до  сих  пор  не  знаю.  Когда же  летом  я  попытался купаться  с  одной  группой  ребят,  то они  потребовали,  чтобы  я  сначала  научился  плавать.  Учить  меня  было  некому.  Все  были  заняты.   
            Так   я    стал  учиться  плавать  самостоятельно.  Сначала  старался   держаться  на  поверхности  по  «собачьи».  Несмотря  на  очевидную  простоту  стиля,  отплывать   далеко  от  берега  было страшновато.  Но  глубина  манила,  и  я  придумал    игру.   Заходил  на  глубину  до  подбородка  и  потихоньку  передвигался,  подпрыгивая  на  « цыпочках «,  на  секунды  отдаваясь  во  власть  течения.   Теплая  вода  и  ровное  песчаное  дно  делали  это  занятие  таким приятным,  что  я  потерял  осторожность.   Однажды      не  сразу  понял, что  передвигаюсь  в  углубление  на  дне,  а  когда  начал  захлебываться,  то  потерял  способность  позвать  на  помощь.    Можно  было  одним  рывком  выбраться  на  мелкое  место.  Оно  было  в  одном  шаге,  но  я  уже  смотрел  на  мир  залитыми  водой   глазами,  и  беспомощно  сигналил  поднятыми  руками ...
На  счастье рядом  оказалась    девочка.    Она    бросилась  в  воду  и     вытащила  меня,  как  кутенка.  Затем   вывела  на  берег  и  оставила     переживать  случившееся.   Она,  наверное,  и  не  подумала,  что,  спасая  тонущего  мальчишку,   совершает    что - то  особенное,  а  тем  более  это  самое  доброе  дело  или  даже  чудо..  Она  просто  повернулась   и    ушла.   Я  довольно  быстро  пришел  в  себя  и  оглядел  немноголюдный  пляж.    Моя  спасительница  сидела  не  далеко   и  загорала  вместе  с  мамой.   Я  стоял  и  смотрел  на совершенно  незнакомую  девочку  и  где - то  в  животе   разливалось чувство  благодарности.  Подумал,  что надо  подойти  к  ней,  поблагодарить,  и  ее  маме    рассказать,  какая  у  нее  дочка  замечательная.  Но  сначала  решил    ее   рассмотреть.  Потом  вспомнил,  что  по  радио   на  днях  передавали  сказку,  где  герой  говорил  «чудесное  спасение».  Поэтому  решил,  что  и  мне  надо так  же  сказать.
.  Она  была  намного  выше  меня,  лет  десяти, худенькая  и  смуглая,  светлые  короткие  волосы  и  длинная  челка,  прикрывающая  глаза. Купальный  костюм  состоял  из  трусиков  и  майки.
Осмелился  и  решил  приблизиться  к  ней.   Остановился  в  двух  шагах,  начал  пяткой  тереть  песок и,  вроде  бы  незаметно,   продолжил    ее рассматривать.  В  этот раз  я  увидел, что   облупился  нос  и  глаза  разного  цвета:  левый -  ярко  желтый,  а  правый - карий!  Пока  я  переваривал  увиденное,  успел  надоесть  девочке  и  она  спросила: 
  --  Чего  тебе?
Я  сказал:   
--  Спасибо  за  чудесное  спасение…
                Она  ответила  спокойно:
  --  Пожалуйста,  на  здоровье …
И  тут  стало  видно,  что  средние  пальцы  у  нее  на  ногах  наполовину  сросшиеся.  Удивившись,  я  стал  обдумывать  увиденное  и  этим  вызвал  неудовольствие  девочки:
  --  Ну,  чего  еще - то?  Мама,    что  он  пришел,   стоит  и  сопит!?
Мама  недовольно   отвлеклась  от  книги  и  возмутилась  в  свою  очередь:
  --  Мальчик,  не  приставай,  это  некрасиво,  иди  себе,  пожалуйста,   купайся ...!  Кого  спасла?  Тебя?  Но  когда?  Ну,  хорошо,  хорошо ...Что  еще? ..а - а,  дочка,  скажи  как  тебя  зовут …
На  смуглом  лице  девочки  слегка  проступил  румянец  смущения,   и  она  негромко  сказала,  посмотрев  на  меня:
      --  Соня …
Я  повернулся  и  ушел,  подгоняемый  недоуменным  взглядом  Сониной  мамы. На  обратном  пути  размышлял  о  случившемся  и  пришел  к  выводу:    Соня  красивая  девочка. По  детскому  неразумению    мне    и  в  голову  не  пришло,   что   недавно   свершилось      доброе  дело  и,  даже  чудо.  Дома  ничего  не рассказал,  а  то  влетело  бы.  Соню  больше   не  встречал.  Но  не  забывал.
           Прошли  годы,  очень  много  лет,  прежде  чем  судьбе  было  угодно мне  самому    дать  возможность  на  деле  воспользоваться  правилом  «добро  рождает  добро».    В  начале  восьмидесятых в  отпуск мы      ездили   в  Крым.  Отдыхали  всей  семьей:  я,  жена  Эмма  и  младшая  дочка     Юля.  Все  было  хорошо.  Купаться  всегда  ходили  через  небольшой  санаторий  «Кулон»,  на  его  же  пляже   и  загорали. Жена  с  дочкой  часами  жарились  на  солнце,  а  я  старался  быть  больше  в  тени.  Но  и  меня  донимала  жара, и  тогда   я  погружался  в  теплое,  как  парное  молоко,  Черное  море.    Старался    побыть  в  воде  подольше,  от  чего   становилось  прохладно.    В  один  из  дней, под  вечер  девушки  мои  заканчивали  загорать.    А  я  пресытившись  теплом,  пошел  охолонуться  и, зайдя в  воду  по  грудь,  остановился.   Приятное   и  привычное ощущение  прохлады  расслабляло.  Но  вся  благодать  прервалась  странным  шумом:  сначала  резиной  по  дощечкам    пляжного  тротуара,  потом  глухо  захрустела  мелкая  галька,  а  потом …я  обернулся  и  увидел  странное  созданье  смуглой  и  худощавой  наружности,  возрастом,  таким  как  наша  Юля,  с  челкой  на  самые  глаза,  в  шортиках  и  топике,  но  не  только.  На  ногах  были  ласты,  на  руках  тоже  что - то  загребательное  и  все  это  завершали  маска  и  трубка  для  подводного  плавания. Она  остановилась  рядом  и    приноравливалась  нырнуть,  проплыть  по  поверхности  с  опущенным  в  воду  лицом. Я отвернулся  и   не  смотрел  на  девчонку,  но  слышал  мокрое  пыхтенье и шлепки  по  воде.  В  какой-то  момент  все  звуки  прекратились,  отчего  я  повернулся  и  с   удивлением  увидел  юную  пловчиху  под  водой,  она  лежала  на  спине.   Ноги  с  ластами  и  руки  двигались  очень  медленно. Около  маски  можно  было  рассмотреть   белые  губы,  сжимающие  трубку, а  через  стекло – вытаращенные,  дикие  от  страха глаза. 
               Я  выдернул  девчонку  за  руку  на  поверхность  воды,  поддерживая  со  спины,  и  аккуратно  снял  маску  с  трубкой.  Она  даже  не  успела  нахлебаться,  но  соображала  плохо  и  что - то  мычала.    Подхватил  на  руки  и  вынес  на  берег,  посадив  ее   на  горячую  гальку.  Шок  начал  проходить,  она  заплакала  и  схватила  меня  за  руку.  Вокруг  начали  подтягиваться  любопытные.   Стал  снимать  девочке ласты  и  услышал  крик:
        --  Сонечка,  внучечка,  кисонька!!!   Что  с  тобой?  Как  же,  так...?!!  -  и  уже  со  злым  раздражением:  -  мужчина,  что  Вы  лезете  к  ребенку,  отойдите сейчас  же…Я  сама!   
Я   стал  подниматься,  но  снова  сел  от  удивления:  передо  мной  стояла  Сонина  бабушка  и  ее  смуглые  ноги  крупной  немолодой  женщины  были  одеты  в  яркие   пляжные босоножки,  и из них  выглядывали  наманикюренные  наполовину  сросшиеся  средние  пальцы ...  Я  поднялся  на  ноги  и  увидел  покрасневшее  от  волнения  лицо  и  белесую  челку  почти  закрывающие  ее  глаза …Точно!  Разноцветные  глаза:   - желтый  и  карий,  в  руках  открытая  книга  и  защитные  очки.  Можно  было  сказать  «здравствуйте,  Соня»,  но  ситуация  стала  двусмысленной,  я  же  еще  и  виноват!  Выбрался  «задним  ходом»  из  небольшой  группки  любопытных. Дело  в  том,  что  все  произошло  очень  быстро,  и  никто  ничего  не  понял.  Бабушка Сони  занялась  внучкой,  за  мной  погони  не  было.           Перевел  дух  и  подошел  к  своим  девушкам.  Они  уже   начали  собираться  домой   и  спросили:
     --  Что  там  за  событие?  А  кто  тонул?  Не  знаешь,  ну  ладно  пошли  потихоньку,  уже  и  солнышко  покатилось  к  закату ....
И  я  решил  не  распространяться  о своих  «подвигах»,  не портить  спокойную  и  доброжелательную  обстановку  нашего  отдыха.
            Но  вышло  не  так. Дня  через  два,  когда   мы  все  трое  сидели  на  пляже,  и  я    собирался  сфотографировать  своих  граций,  подошла  отважная   спортсменка  Сонечка.  Теперь   это  был  совсем  другой  человек.  Вместо  клоуна  в  ластах  перед  нами  предстало  юное  существо,  о  которых говорят:  девочка - женщина.  Это  когда  желание  и  попытка  быть  мудрой  окрашивается  естественной  детской  непосредственностью.  Об  этом  же  говорил  ее  стильный  костюм   «по – взрослому»   и  она,    в  отличие  от меня   из  прошлой  жизни,  сразу  начала  смело  говорить:
  --  Здравствуйте!  Это  Вы,  дяденька,  меня  позавчера  вытащили?  Мне  Витька  все  рассказал  и  Вас  показал.  Мы с  ним за  одним  столом   в  столовой   «Кулона».   Я  хочу  Вас  поблагодарить  за  чудесное  спасение.  Так  бабушка  говорит.  Нет,  она  не  подойдет,  ей  неудобно  за  то,  что  она   Вас  прогнала.  И  еще  мы  с  бабушкой хотели  узнать,  как  Вас  зовут?  И  еще  она  непонятно  сказала  «я  тогда  не  спросила».  Я  свою  бабушку  зову  просто  Соня.  Тогда  и  Вас  можно звать  Коля,  правда?  И  еще  бабушка  спрашивает:  Вы  жили  40  лет  назад  в   городе  Княжпогосте..  Хорошо  я  так  и  скажу,  что  жил  и  это  не  город,  а  маленький  поселок  на  Севере.  Ну,  до  свиданья,  я  пошла.
             Проводив  Соню  взглядом, я подумал,  что они  с  бабушкой  Соничкино  спасение   назвали  чудом.  Но  мало,  кто рассматривал  это  событие  таким  образом.       Получается,  что  большинство  людей  волнует  обратная  сторона  доброго  дела: что  было  бы,  если  бы  оно  не  случилось.  Так  что  является  правильным?    И  может  быть  у  тебя  есть  этому  объяснение?
 Кончался  день.  За  окном  синели  сумерки.  Мы  включили  радио  и  стали  ждать  прогноз  погоды,  и,  теперь,  уже  я  задумался  над  ответом.    Потом  сказал  так:
--  Самое  дорогое  в  человеке    его  жизнь,  поэтому  спасение  происходит  само  собой,  на  генетическом  уровне,  и   такой    «Ген  добра»  обязательно  есть. .  Мне  кажется,  что  лучше  не  вдаваться   в  детали,  а  радоваться,  когда  видишь,  что  добро  рождает  добро. 


Рецензии