Галактион

                В. Племянников
          ,                .               
                Г А Л А К Т И О Н
   
 В мои  давние  детские сороковые  годы  мы  жили  в  таежном  поселке  на  севере  Коми  ССР,  в  широтах  близких    к  заполярным  и  потому  суровых.  Короткое  лето  заставило  ценить  каждый  теплый  день  и  любую  возможность  побыть  на  солнышке.  Среди  немногих  развлечений  в  этом  глухом  месте  была  река,  куда  мы  с  ребятами  ходили  загорать  и  купаться.  Наиболее  подходящее    место  на  реке  находилось  далековато,  и  было   на  берегу              неглубокой протоки  с  медленным  течением,  песчаным  берегом  и  таким  же дном.  Вода  хорошо  прогревалась.       Как  обычно  разводили  костер.  Купались   как  все - .барахтались  в  вводе  до  посинения.    Потом  сразу  к  костру  и  уже 
только  потом  можно  было  загорать.  Иногда  на  пляж  приходили  взрослые.   
В  тот  раз  незнакомый  мужчина  пришел  в  обеденное  время.  Как  я  теперь  понимаю,  ему  было  лет  30,  хорошо  сложен.  Не  толстый  и очень  крепкий  брюнет.  Сейчас,  вспоминая  детали,  могу  предположить,  что  это  был  грузин  или  армянин  потому,  что  когда  он  разделся,  на  загорелой  шее  можно  было  рассмотреть простенький  православный  крестик  на  крепкой  суровой  нитке.  По  тем  временам,  в  разгар  атеизма,  нательный  крестик  не  только  нонсенс,  но  и  смелый  поступок.  А  позднее,  присмотревшись,  я  обнаружил,  что  за  крестиком,  ближе  к  телу,   имеется  небольшой  латунный  якорек.
 Я  смотрел    с  каким  восторгом  с  разбегу  он  бросился  в  воду,  шумно  отфыркиваясь  плавал  и  нырял,  а  показавшись  на  поверхности,  хохотал  от удовольствия.  Он  наплавался  до  «мандража»,  как  мальчиш-ка  и  подсел  к  костру.  Грелся, завязывать  разговор  не  торопился,  но весело  поглядывал  то  на  одного,  то  на  другого  мальчишку.  Я  сидел  недалеко  от  костра   и  поглядывал  по  сторонам.  В  это  время  ребята  рванулись  в  воду,  желая  обратить  на  себя  внимание  нашего  гостя.  Мне  хвастать  было  нечем,  и  я  остался  на  месте.  Незнакомец  взглянул  на  меня  большими  карими  глазами,  теребя  короткие  черные  волосы.
  --  Слушай,  дорогой,  как  тебя  зовут?  Почему  не  поплыл  вместе  со  всеми?
 На  вопросы  я  ответил,  сказав  для  верности,  что  мне  толь-ко 5  лет,  а  затем  не  удержался  и  полюбопытствовал  «а  почему  у  Вас,  дяденька,  на  шее  крестик  и  якорь,  что  это  значит?» 
       --  Меня  зовут  Галактион.  Крестик  потому,  что  я  право-славной  веры,  меня  крестили  родители.   А  якорь  потому,  что   учился  в  мореходном   училище в городе  Батуми,  но  это  было  давно.  Якорек – это  на  память,  хочу  море  не  забывать.  Но  не  будем  о  грустном.  Да-вай  я  посажу  тебя  к  себе  на  спину  и  вместе  поплывем. Не  бойся,  до-ма  я  плавал  на  1  спортивный  разряд.  Ну,  дорогой,  ну  пойдем! 
Я  посмотрел  ему  в  глаза.  Они  лучились  задором  и  весель-ем,  а  небольшие  морщинки  около  глаз,  выдавали  в  нем    доброго  че-ловек.   Я  согласился , и  мы  подошли  к  воде.  Он  присел  и  посадил  меня  к  себе  на  спину. 
  -  Вова,  держись  за  мою  шею!               
Галактион  зашел  в  воду,  больше  чем  по  пояс  и  поплыл.  Сейчас  я  знаю,  что  он  плыл  стилем   «брас»  и  мне  было  комфортно  на  его  спине  даже  когда  он  увеличил  скорость и  перед  его  лицом  появился  небольшой  бурунчик ,  а  вода  начала  потихоньку  шелестеть.    Мы  немного  отплыли  от  берега.  Все  шло  хорошо.  Я  торжествовал  и  посмотрел  на  берег,  чтобы  узнать,: не видят ли нас мальчишки.                Но  никто  не  смотрел,  им  было  не  интересно.   
  -    Вова,  держись  крепче,  ныряем!
   Мы  погрузились  в  воду.  Все  произошло  очень  быст-ро,  и  я  не  успел  набрать  в  легкие  воздуха.  Галактион  увлекся,    не-много  задержался  под  водой,  мне  же  очень  скоро  захотелось обратно. Я  не  смог  долго  задерживать  дыхание,  разомкнул  руки    и,  не  отры-вая  ног  от  его  спины,  стал  подниматься  вверх.  Почувствовав  движе-ние  за  спиной,  Галактион  опомнился,  вынырнул,  и  мы  поплыли  к  бе-регу. Я  не  испугался,  просто  не  успел,  да  и  занят  был  необходимо-стью  задержать  дыхание.  На  мелководье  я  слез  со  своего  нежданного  буксировщика.  Не    напугался,  но  через  мгновение    понял,  что  ситуа-ция  была  опасной. Очевидно,  я  был оглушен.   случившимся.  Откуда - то  издалека  послышался  веселый  напористый  голос.
      -- Ну  что,  Вова,  все  в  порядке?  Будь  здоров  и  учись  плавать.  Ты  смелый  мальчик.  Мне  уже  пора,  до  свиданья,  дорогой. 
Попрощавшись,   я подошел  к  костру  и  стал  греться,  чтобы  унять  дрожь,   которая  не  сразу  прекратилась  и  около  костра.   Вскоре солнце  зашло  за  тучу,  погода  испортилась   окончательно,  стало  про-хладно,  мы  оделись,  залили  костер,  и  пошли  домой.  В  дороге  один  мальчик  поделился  со  мной  подсолнечным  жмыхом.  Я  шел  и  грыз  небольшой,  но  очень  вкусный  кусочек,  и  обдумывал свое  приключе-ние.  Галактион  в  отношении  меня  не хотел  ничего  плохого.  Это  ясно..  Скорее  всего,  кавказец  любил  детей  и,  оказавшись  в  нашей  компании,  выбрал  меня  и  пообщался,  как  умел.  Между  тем,  этот  необычный  случай    неожиданно  вспомнился  через  25  лет.
А  дело  было  так. В  этот  год  мы  -  три  семьи  родственников   отдыхали  на  Черном  море,  в  небольшом  поселке  под  Сочи.  Жили  коммуной,  и  каждое  утро  мужчины   по  очереди  ходили в  магазин купить   свежих  продуктов  для  завтрака.  И  вот  однажды,  в  мое  дежурство,  я  уже  возвращался  с  покупками  и  обратил  внимание  на  живописную  фигуру  продавца  домашнего  вина.  Новый  продавец - новое  вино.  Решил  выпить  стаканчик   у  него.  Вино  было  хорошим  и  пока  пил  небольшими  глотками,  обратил  внимание  на  распахнутый  ворот   рубашки,  где  виднелся  скромный  оловянный  крестик,  а  ближе  к  телу,  за  крестиком  присоседился  латунный  якорек.  Сердце  слегка  дрогнуло.   Начал  вспоминать   Внимательно  посмотрел  на  винодела:   передо  мной  сидел  старик - классический   кавказец.  Постараюсь  его  описать.  Невысокий  и  плотный,  за  вислыми  плечами  все  еще  проглядывается  недюжинная  физическая  сила.  На   лысоватой  голове  с  седыми  кудрями  грузинская  шапка.  Он  не  выдержал  моего  рассматривания  и  спросил
  --  Что  смотришь,  дорогой?  Вино  не  понравилось  и  жалко  стало  15  копеек?
Тогда  я    все  вспомнил  и  ответил
        --  Нет,  вино  мне  понравилось.  А  вот  Вас,  уважаемый,  как  зовут, случайно  не  Галактион?
Он  посмотрел  на  меня  внимательно,  помолчал,  пытаясь  вспомнить  хоть  что - нибудь.  Но  ничего  не  получалось,  старческая  па-мять  непредсказуемая  штука.
       --  Нет,  не  помню ...  А  мы  разве  знакомы?  Да  нет,  не  может  быть  ...разница  в   возрасте.  Да  и  не  местный  Вы.  Я  ничего  вспомнить  не  могу.  Помогайте.
После  моего  рассказа  он  долго  молчал,  вспоминая  все.  Ли-цо  его  сделалось  печальным 
--  Ничего  такого  не  запомнилось.  Меня  освободили  сразу  после  1953  года,  но  жизнь  моя  была  исковеркана,  здоровья  не  стало,  не  вернулся  я и на  флотскую  службу.  Остался  только  якорек,  да  вера  в  того,  кто  над  нами  и  который  так  и  не захотел  мне  помочь.  А  Вам,  Вова,  спасибо  что  вспомнили  и  поговорили  со  стариком.  Так,  говорите,  вино  понравилось?  Я  сегодня  уже  торговать  не  буду,  а  Вы  заберите  остаток,  Тут  литра  четыре.  Выпейте  с  друзьями  за  Вашу  добрую  память.  Счастливо!


Рецензии