Сарнате

    Когда моя жена завела роман с моим же солдатом... Когда с сыном уехала от меня с лучшей заставы в Вентспилском отряде... Я переносил это с трудом. Потом, не выдержал - куда угодно, только не здесь!
 ...Ну, мать его! Без него хлопот полон рот. Направили в Сарнате.
    Помните, пожарная бочка с 50-ю пустыми бутылками из-под водки. Солдат, списанный мной в тыловые подразделения... Всё, как обычно, на херовой заставе...

    Конечно, и отряд помогал, и особисты. Какая ни какая - Застава, и 13,5 километра Государственной границы. По берегу.
    Ввели в кус дела. 25 хуторов. 10 с родственными связями за границей. Некоторые отбывают (1971г!).

 ...На четвертые сутки пришла знакомиться баба Лотта. Единственная кто живет на самом берегу, возле моей прожекторной подстанции. Но и ей, как и всем латышам выход на урез был категорически запрещен. Баба, как баба. Старушка.
 ...На пятые пришла Анна Дмитриевна. Её хутор, напротив погранзаставы стоял. Живет с Карлом Павловичем, потомственным латышом. Удивительно, но с Краснодарского края! Землячка. Облатышечная руссишка. Быват же!

    Потом, объехал все их хутора (проверка паспортного приграничного режима), сделал карту в канцелярии под занавесочку, нанес служебные данные... Люди, как люди. Советские уже. Ничего не замышлявшие. Стали жить...

 ...Опять же, урез весной и осенью чистили от штормов. Это наша обязанность, пограничников, была. С бензином тогда, слава Богу, нормально
  было. И мне, что в увал, что им на дрова и в хозяйство.
    Анне Дмитриевне, к примеру, пять машин; бабе Лотте - без счёту; ну и остальным...
    Почувствовали хуторяне, начальник появился, свой...
 Кто бы мог знать, что через полтора года соберутся у нас все начальники застав и нашей, захудалой, дебильной заставе будут вручать знамя ЦК Компартии Латвии...

    Ан, лето пришло, купаться стали проситься, на берег своего моря, Балтийского...
 -  Ну, Ты, там, как, Молчанов, гарантируешь?
 -  А, чё, товарищ полковник (нач. штаба отряда) гарантировать? Уплывут, что ли за 12-мильную полосу?
 -  Ты, эта, шути, да знай меру. Только в твоем присутствии...
    Там я и девочку плавать научил. Впрочем, это уже совершенно другая история...

 ...Приходит Анна Дмитриевна. Владимир Николаевич! Уважте. У нас сыночек вернулся. 25 лет отсидел. Праздник у нас. Приходите... Никого больше нет кроме Вас...
    Да, конечно, я знал. Это не её сын. Карла Павловича. "Зеленый брат" - так у латышей назывались те, которые и после войны рвали на куски Советскую власть.
 -  Он никого не убивал...

 ...Я уже достаточно знал эту семью. Это не было провокацией против начальника погранзаставы. Да, поедешь в тыл (за пределы приграничного района), там тебе и кулаками в след потрясут и по латышски своё мнение выскажут. В общем, пошел я...
    Маленький-маленький мужичок с совершенно потухшими глазами. Совершенно! Два бельма. Ещё только один раз в жизни я видел такие потухшие глаза. Тот отсидел 20 лет. Как они вообще выжили?

 ...Больше я его не видел. Он устроился жить и работать в Ветспиле. Когда меня переводили на погранкомендатуру в Выборг, пришла Анна Дмитриевна и принесла мне оленьи рога на память, якобы сыночек в лесу нашел...
    Возможно, это был подарок мне человеку, который после 25 лет, попытался проникнуться его жизнью и попытаться понять, что значит быть и не быть эти 25 лет...

 ...Милые мои Латыши! Может что-то в истории есть такое, что вызывает и сейчас Вашу злобу и ненависть. Но! Хуже ли было Вам и нам вместе? Сейчас, когда 25% Ваших детей уходят в Европу и котируются хуже поляков и венгров?
 Я до сих пор люблю Вас, чту Вас... И я  (Роя, Павилоста, Сарнате) и  мои Со-товарища, никогда не относились к Вам, как к быдле, мы уважали Вас...


Рецензии