зарисовки прошедшей жизни

1 часть  -  ТЁТЯ   ШУРА

Сколько помню себя, столько и помню тётю Шуру. Она приходила из города в лесничество, как только сходила большая вода. Появлялись из воды пригорки, образовывались озёрца, которые летом высыхали, а весной по их берегам вырастал щавель и дикий лук. Всё это она собирала, а потом продавала на базаре. Тем и жила. Останавливалась она у наших соседей по бараку. Это были одинокие муж с женой. Поживёт у них пару дней, нарвёт зелени, а потом уходит в город, на базар. С наступлением лета промышляла ягодами и грибами. Рвала букеты цветов на полянах. В общем продавала всё, что можно было продать. Мы ребятишки иногда ей помогали, особенно по сбору ягод черёмухи. Наклоняли ветки, лазая по деревьям. Толком никто не знал, кто она,  где в городе живёт и сколько ей лет? Для нас ребятни, она была просто тётя Шура. Как сейчас её помню, с большим мешком за плечами и клюкой в одной руке и с керзовой чёрной сумкой в другой. Длинная до пят чёрная юбка и кофта с длинными рукавами, чтобы "комар не ел руки," белый в мелкий горошек платок,  "с домиком на голове", повязанный  под горлышко. Как говорила соседка, у которой она останавливалась на постой, жила тётя Шура исключительно лесом. И что на её шее был правнук, которого подкинула ей внучка. И что внучка, с которой она жила, была непутёвая и гулящая. Мы жалели тётю Шуру и помогали ей, как могли. Подсказывали, где-что выросло, либо поспело. И на какую полянку ей лучше идти. Соседи заказывали ей принести из города, кто что: мыло, чай, соль и  всякие разные мелочи. Она никому не отказывала, всем всё приносила.
            Однажды тётя Шура пришла не одна, а с правнуком. Мальчик лет пяти, был абсолютно рыжим. Ярко рыжие волосы, всё лицо в рыжих веснушках, даже реснички и брови были рыжие и большие голубые глаза. Я раньше никогда не видела  рыжих людей и смотрела на него с неподдельным интересом. Но самое интересное было в том,  как он разговаривал. Он картавил, не выговаривал букву "Р."  И разговаривать с ним было, для нас ребятишек, развлечением. Тётя Шура ушла в лес, а "Рыжика" оставила на наше попечение.  Мы были этому рады и окружили его заботой и вниманием. Мы спросили его - " Как тебя зовут?"-   "Лыжик"- ответил он.   -"А где у тебя мама?"-  Он по взрослому, копируя видимо тётю Шуру, ответил: - "Опять плопала, залаза!"-  Через два дня тётя Шура с правнуком ушла домой в город. А мы потом просили её, чтобы она приводила Рыжика к нам. Но она ответила: -"Мал ещё, в прошлый раз с ним намаялась пока дошли. Пусть подрастёт немножко."-                Как-то в один из вечеров мы сидели на улице возле печки. Длинными летними вечерами, часто собирались соседки около печек посидеть, посудачить. Летом дома печки не топили и так стояла жара. И почти у всех, были сделаны на улице печурки, где варили еду.  Печки делались, на две, три семьи одна и варили на них по очереди.  Около печек мастерили самодельный стол и лавки. Вечером, чтобы не одолевали комары, жгли высохшие коровьи лепёшки. От них было много дыма и комар боялся этого запаха. Мы ребятишки тоже там крутились. Наташка, молодая женщина, работающая в городе,  рассказывала кино, которое они видели с мужем в кинотеатре. Все с интересом слушали. - "Вот сходить  бы!" - мечтательно произнесла моя подружка Люська.  -"А кто вам мешает?"- сказала Наташка.  -"Всё равно бегаете целыми днями. Взяли бы да и сходили в город. Посмотрели кино."- Люська жестом показала, что денег нет. Тут в разговор вступила тётя Шура. -"Странная вы ребятня, деньги у вас под ногами растут. Собрали щавель, дикий лук, да и на базар. Вот вам и деньги на кино."-  Эта идея нам понравилась и мы решили её осуществить. Желающих набралось четыре человека, в том числе и я. Когда я об этом сказала матери, она покачала головой. -"Ты думаешь на базаре торговать это просто?"- спросила она.  -"Продавать, тоже уменье нужно." -"Подумаешь? Уменье? Стой и продавай."- недоумевала я.  Утром, как только спала роса, мы вышли на луга. Целый день мы собирали щавель, дикий лук под палящим солнцем. Устали, как "бобики". Сели на полянке и стали вязать пучки, под руководством тёти Шуры.  Она наставляла нас, чтобы пучки были не большие и не маленькие. Переросший щавель кладите во внутрь пучка, а молоденький по краям. Концы стеблей ровненько обрезали ножницами. Теперь складите в мешок и сбрызните водой, чтобы не завял. На ночь положите в погреб, в холодное место. Боже мой, думала я, сколько с ним мороки! Вечером тётя Шура ушла домой, а нам наказала быть на базаре пораньше. -"Не то все хорошие места займут и торговли не будет."- сказала она.

2 - часть     НА  БАЗАРЕ
   
Утром мы встали рано. Закинув мешки с зеленью за плечи, мы пошли в город на базар. Дошли до реки. Долго ждали бакенщика, который перевозил всех на другой берег. Пока по городу шли, время ушло. И мы пришли на базар часам к девяти. Тётя Шура недовольно встретила нас. -"Что так поздно? Я сберегла только два места, а остальные не удалось. И так из-за этого поругалась"- выговаривала она нам. Она поставила двоих рядом с собой. А меня и мою подружку в ряды, где придётся. Мы разложили свой товар на прилавке. Вот тут я оценила мамины слова. Действительно торговать надо уметь! У моей соседки справа тоже был в продаже щавель и она бойко навяливала его всем идущим мимо покупателям и у неё брали, а у меня нет. Когда она распродала свой щавель, тогда обратилась ко мне: - "Ты, что стоишь, как истукан? Торговать надо! Гляди, как другие-то делают?"- Худо - бедно и у меня стали брать, с помощью моей соседки. Мои подружки уже расторговались, а у меня ещё оставалось четыре пучка. -"Мы, что тебя ждать будем?"- заявили они. Решили отдать их тёте Шуре, пусть продаст.  А сами пошли в кино.

Базар находился в центре города на улице Карла Маркса и занимал большую территорию, обнесённую забором. Когда мы вышли за территорию, то я была поражена увиденным. Вдоль всей улицы стояли попрошайки с протянутыми руками. Сердце сжалось при виде их. Когда рано утром мы шли на базар их не было. А сейчас? Кого только тут не было ? И в основном фронтовики-калеки. Без ног, либо без рук. У всех на пиджаках или гимнастёрках, блестели ордена и медали. Вот калека без обеих ног на тележке, вместо колёс подшипники, умоляюще просит милостыню, протягивая руку.  - "Подайте, герою войны, на пропитание!"-  Рядом сидит ещё один, без правой руки и ноги. Рядом лежит деревянная нога.  На углу улицы стояла будка чистильщика обуви. Безногий калека чистил сапоги здоровому и сытому майору. Мне стало жутко при виде такой картины.

         Впервые я столкнулась с изнанкой войны. На душе скребли кошки. Мы стайкой быстро выбрались на другую улицу и подошли к кинотеатру. Шёл фильм про войну, про который нам рассказывала Наташа. Мы смотрели фильм, где героически дрались с немцами наши солдаты, погибали, санитарки выносили раненых с поля боя. А я сидела и перед глазами были раненые солдаты, которых я видела на улице Карла Маркса. Всё, что говорили нам про войну в школе героического, ушло куда-то. И перед глазами стояли калеки с протянутыми руками, просящими милостыню. Вечером мама спросила про фильм, про торговлю. А я стала рассказывать ей про увиденных в городе солдат. -"Почему мама?  Ведь они нас защищали от фашистов! Почему они попрошайничают?"- задала я ей вопрос. Мать не знала, что мне на это ответить. Больше я не ходила в город на базар. А моя подружка Люська втянулась в это дело и всё лето торговала с тётей Шурой. К осени она справила себе обновки. В дальнейшем из неё получился хороший продавец.

           Позже, где-то в начале пятидесятых годов, все калеки исчезли с улиц. Все недоумевали, куда они  подевались? Ходили слухи, что их определили в дома инвалидов. Только в период перестройки люди узнали правду о них. Что их отправили на Соловки. Много появилось рассказов о их жизни на этих островах.

3-часть    РЫЖИК

Мы выросли. Барак наш обветшал. И его снесли. Нас расселили кого-куда. К тому времени, о котором хочу рассказать. Я уже закончила институт и обзавелась семьёй. Работала я на авиационном заводе в КБ руководителем группы. И вот, о после военном детстве, мне напомнил один случай. В группе уволился конструктор и на его место принимали другого. Пришёл начальник и сказал: -"Минуточку внимания! Вот наш новый молодой специалист, Родионов Николай.  Прошу любить и жаловать!"- Я вышла из-за кульмана.  Это был Рыжик. -"Рыжик!"-  удивлённо и непроизвольно произнесла я. Начальник, осуждающе посмотрел на меня. Кто-то фыркнул, но не рассмеялся. И мне стало неловко из-за своей не сдержанности. Но Рыжик не смутился. Начальник сгладил обстановку. Ну вот, Нина Васильевна, берите Рыжика в свою группу. Николай подошёл ко мне, я ему показала стол и кульман, за которым он будет работать. -"А остальное получите у завхоза. Вы меня извините, что я вас Рыжиком назвала"- сказала я. -"Ничего, это моя детская кличка"- ответил он. Он по прежнему разговаривал с  картавинкой , но букву  " Р" выговаривал чётко.   -"Да я знаю."- сказала я. -" Я хорошо знала вашу про бабушку, тётю Шуру.  Давно она умерла?"- Мы поговорили о тёте Шуре, о работе, которую он должен выполнять. -"Молодец тётя Шура! Вывела всё-таки Рыжика в люди, как и мечтала! "- подумала я.  Рыжик оказался деловым парнем. Проработал он у нас не долго.  Активно участвовал в комсомольских делах и пошёл на повышение, как активист.  А я была рада этому,  потому что на работе он только числился,  а за него работать приходилось всей группе. Через несколько лет он уже ходил по заводу с папочкой подмышкой. С ним здоровались за руку, называя его Николаем Павловичем.  Работал он уже в заводском профкоме. А как же иначе?  Нужным  человеком оказался.            
                2013г.               
   


Рецензии