Письмо папе

Знаешь, папа, я давно хотела написать и тебе, и о тебе. Всего месяц назад мы праздновали твой юбилей, и я могла бы все свои эмоции обобщить  в поздравительной речи, но у меня не получается сочинять что-то на заказ или по случаю. Нужно, чтобы пришла “волна”, которая не дает покоя ни днем, и ни ночью. И она никуда не уйдет, пока все мои сумбурные мысли не окажутся на бумаге. Вроде как неудобно хвастаться своим замечательным отцом и выставлять напоказ какие-то детали из твоей личной жизни, но мне очень хочется просто выразить тебе свое восхищение тем, как ты справляешься с жизненными ситуациями.

Помнишь ту статью, которую напечатали недавно в вашей местной газете про твоего любимого внука? Там было благодарственное письмо из его армейской части, но статья была практически про тебя, о том, как ты вырастил своего внука достойным человеком. Мы - все три сестрицы - похихикали у тебя за спиной, мы же знаем, что ты сам давал интервью корреспонденту, но немного позже я покаялась сама себе, ведь все там было абсолютной правдой. И то, что он с самого детства рос в вашем с мамой доме, и что много полезных жизненных советов он получил от вас, и что в трудные для него моменты ты шел и с кем-то договаривался в строжайшей тайне от его родителей, поручался за него и просто болел за него всей душой.
Ты по праву можешь гордиться и им, и моим сыном: ведь все лучшее, что в нем заложено, было сделано тобой в его первые десять лет жизни. Помнишь, когда ты привез его ко мне в Москву, чтобы забрать в Америку? У нас был выбор дождаться визу и оттуда полететь в Нью Йорк. Он же настоял на том, чтобы мы съездили обратно к вам домой. И для того, чтобы я навестила родные края, и чтобы еще немного побыть с вами перед отъездом. Это потому, что ему всегда было комфортно там, где его любили и относились как ко взрослому. Он уже с семи лет умел водить машину, строить заборы и помогать тебе в огороде. Ты всех нас учил ответственности за свои решения и самодисциплине, причем никогда не нравоучениями как жить, а на своем примере. А ведь ребенку это самое важное: его не надо пилить и заставлять что-то делать, а просто разрешать делать то же самое, что и взрослые.

Честно признаться, я тебя до самого окончания школы побаивалась. Это уже гораздо позднее моя близкая подруга оформила все, что я испытала в детстве, в праздничный тост. Она сказала это в дружелюбной форме, но в тот момент все встало на свои места. А тост начинался с того, что я выросла в семье с авторитарным отцом. Возможно, мне нужно было начать обижаться, когда она произнесла эти слова, но после некоторого анализа, я поняла, что она имела ввиду. Да, ты на самом деле был и остаешься авторитарным патриархом в нашей семье, но это не та авторитарность, когда кто-то требует от всех беспрекословного подчинения. Это авторитарность очень сильной личности, которая посвящает жизнь не самому себе, а берет на себя ответственность за жизни всех членов семьи. Я не помню, чтобы ты много говорил и требовал нашего повиновения. Не было никаких суровых наказаний и немыслимых страданий в нашем детстве. Все, что ты делал, было только для нашего блага. Мы никогда не боялись, что на столе не будет еды или нам негде будет жить. Пусть без каких-то излишеств, но все необходимое у нас было.

Я сейчас начиталась умных книжек про роли мужчины и женщины в семье, а ты,  оказывается, всегда жил именно по правильным принципам и, я уверена, даже не ведая об этих книжках. В них доступно поясняется чем мы отличаемся друг от друга, что мужчине нужно создавать условия для того, чтобы он всегда оставался добытчиком как и в древние времена, в то время как женщина должна поддерживать огонь в очаге. Мудрая женщина должна понимать, что ее добытчику нужно время для отдыха после трудных дел, в то время как уважающий ее мужчина должен “подставить ей ухо”, чтоб она провентелировала все свои эмоции. В нашей семье все так и было. Ты ничем не отличался от советских мужчин того времени, да и во все времена вы остаетесь по сути одинаковыми - вам нужно уединяться в свою “пещеру” на какое-то время, где никто из членов семьи вас не потревожил бы. Не скрою, мне бывало в детстве страшно, что тебя поздно не было дома. Случались обыкновенные мужские попойки, ты уезжал на несколько дней на свои рыбалки, но я не помню, чтобы мама устраивала тебе какие-то скандалы и головомойки. Даже если она была чем-то недовольна, мы - дети никогда не слышали от нее плохих слов о тебе. Еще я помню, что вы все время что-то обсуждали, у вас шел взаимный диалог. Все проблемы и радости выкладывались друг другу и иногда мы тоже участвовали в их обсуждениях. Вот это и была здоровая атмосфера в семье, когда мужчине давалось время побыть мужиком, а женщина не тянула одна лямку со всеми семейными проблемами. Даже сейчас, глядя на вас с мамой, я вижу, что этот диалог продолжается. Пусть мама стала больше жаловаться, что ты не такой внимательный как раньше, но вы и сами не осознаете, как трогательно наблюдать со стороны ваши взаимные обиды. Это просто возраст. У вас обоих есть свои недомогания и раздражения, у кого их нет даже в более молодом возрасте?! Но вы не признаетесь даже самим себе, что вам друг без друга трудно себя представить.

Говорят, что с годами характер портится. Я с этим не согласна. Просто когда у  человека есть огромный потенциал от природы, он не может сидеть сложа руки и мириться с возрастом. А когда нет выхода этому потенциалу, подчиненными становятся близкие, в твоем случае эту должность заняла мама. Сколько я тебя помню, ты всегда и везде был начальником. Все детство нас будил среди ночи телефон. Ты громко ругался, руководил ликвидациями аварий своих тепловозов и паровозов, собирался и ехал на места происшествий.
Тебя иногда не было дома и сутки, и двое, до тех пор, пока ситуация не улучшалась.
Потом партия отправила тебя на восстановление совершенно незнакомого тебе винно-водочного производства, и ты полностью отдал себя поставленной задаче. Та же партия жестоко обошлась с тобой и оставила без работы и без выходного пособия в еще предпенсионном возрасте, но ты справился и с этим. Мы ведь только через несколько лет поняли, что в республике шла жестокая национализация кадров, и всех русских руководителей просто убирали под какими-то предлогами. Самое ужасное было в том, что тебя травили всякими грязными фельетонами в местных газетах, вы жили на одну мамину зарплату, а я даже не знала всей серьезности положения. Это были лихие девяностые, и они совпали с первыми годами моей иммиграции в Штаты. Да, я по-своему переживала, даже написала практически “на деревню дедушке”, а вернее на имя тогдашнего президента Башкирии и описала твою ситуацию. Тебя гоняли по каким-то судам, приписывали несуществующие грехи, но ты продолжал отстаивать свое честное имя. Это не обошлось без микро инфаркта, но ты и его пережил! Ты знаешь, мне-таки ответили от имени того президента, пообещали рассмотреть твое дело в аппеляционном суде и все, на самом деле, разрешилось в твою пользу. Я даже помню, что эта новость пришла в день твоего рождения. Возможно, и я немного тебе помогла, но это было самое малое, что я могла тогда сделать. Я никогда не допускала мысли, что ты в чем-то виноват: таким авторитетом ты всегда пользовался и у людей, и у своей семьи. И ты сам всего месяц назад еще раз это подтвердил, когда вспоминал за семейным обедом, как тебе тогда предлагали взятки, а у тебя никогда не поднималась рука. А соблазны были немалые, спиртодельня в городе имела значимый вес, но, кроме нескольких бутылок газировки в нашем доме, я никогда не видела залежей серьезного спиртного. Завод тот в результате все равно обанкротился, но перед тем, как он отдал концы, нам было очень приятно, что твой племянник перенял от тебя эстафетную палочку, пытаясь что-то сделать, и выпустил партию водки с твоим именем. Позже он же не дал тебе отчаяться и пригласил тебя на работу в другое предприятие. Он не так давно мне рассказывал о том времени, как тебе было трудно вписаться в новые условия зарождающегося капитализма в России. В те времена вообще мало людей понимало что происходило: все вокруг рушилось, работать было практически негде. Выживал только сноровистый народ, по большей части семьи тянули неутомимые женщины-челночницы, в то время как научные руководители перешли на извоз на своих Жигулях и Ладах, если таковые у них остались. Ты же пытался и в этих условиях быть полезным, все время учился у молодых и через какое-то время начал активно участвовать в процессе.

Твои самые основные черты - это высокая самоорганизация и принципиальность. Порой это граничит с упрямством и непониманием окружающих, но, почему-то, всегда твое поведение становится понятным позже. К сожалению и даже с огромной печалью я должна упомянуть тот факт, что с этим непониманием ушли из жизни твои самые близкие люди: и брат, и сестра. Как говорится, об ушедших вспоминают либо хорошее, либо ничего. У меня о них осталась только хорошая память, но причиной вашего непонимания была именно твоя принципиальность, и прав был ты. Это они не захотели признать, что нужно было жить своей жизнью, а не пытаться вмешиваться в чужие семьи и  что нужно было учить своих близких отвечать за свои поступки. И ведь первым, к кому обратились за помощью по организации их похорон их родные, был именно ты. Потому что все всегда знали, что тебе по плечу самые трудные дела, и ты никогда не ответишь отказом. Они ушли с обидой на тебя, хотя вины твоей там никогда не было. Ты пришел к ним, уже лежащим в гробу, и прилюдно сказал, что прощаешь их. Очень хочется верить, что они услышали и тоже простили тебя. Обиды надо отпускать, и желательно при жизни...

А больше всего меня поразил твой недавний поступок, который достоин поклона до самой земли. Когда-то я думала, что ты всей душой переживаешь за мою судьбу, потому что я - твой первенец. Ты ревностно оберегал мою девственность, как и любой любящий отец. Меня просто бесило твое строгое условие не гулять по ночам в последних классах школы, хотя оно и передавалось через маму. Ты зря переживал: шалавы из меня, примерной девочки - комсомолки, отличницы и активистки - не вышло бы при всем желании. Я была слишком занята делами, дурные мысли мне и в голову не приходили. Да и общество наше было не той почвой для плохих всходов, какой она стала для следующего поколения, рожденного в конце семидесятых. Это оно почти вымерло к концу девяностых от ужасающей волны неприкаянности и наркомании. Я оказалась неправа в своей уверенности, что ты поглощен устройством только моей судьбы. Когда подросла вторая сестра, ты сделал все возможное, чтобы принять и устроить ее и ее молодую семью, когда она после института и нескольких лет работы на Дальнем Востоке решила вернуться поближе к родному дому. Мне даже тогда казалось, что меня отправили на вольные хлеба с полной уверенностью, что я готова к самостоятельной жизни. И это была правда, у меня нет и капли обиды, только безграничная благодарность за все,что было сделано для меня. И вот пришло время нашей младшенькой.

Она очень много переняла от тебя. Есть в ней такой же стержень и способность принимать самостоятельные решения. Она никогда не боялась ответственности за них, всегда со всем справлялась сама. Но недавно она попала в непростую ситуацию. Выросла единственая дочь, ей нужно дать достойное образование, в то же время справиться с покупкой своего жилья и просто устроить  личную жизнь. Она ведь еще молодая женщина и заслуживает простого, женского счастья. А оно нечасто бывает легким. Пришлось пойти на компромисс, поставив себя в финансовую зависимость от не очень надежного человека. В этой непростой ситуации она принимает решение любыми путями вернуть ему долг, скитаясь по углам, пока он оставался в ее квартире. Мы всей семьей наблюдали за ситуацией, которая длилась несколько недель, стараясь как-то ее поддержать и помочь. Нервное напряжение нарастало. Она держалась как могла, но в какой-то момент в отчаянии пожаловалась тебе. У меня   вызывает удивление и уважение тот факт, что ты до сих пор считаешь себя в ответе за наши судьбы, хотя мы все уже в таком возрасте, когда мы должны поддерживать вас, родителей. И вот в этой ситуации ты неожиданно, одним махом разрешаешь проблему. Пусть тебе это стоит непростого шага, тебе нужно было переступить через свою гордость, но ради благополучия любимой дочери, ты находишь пути как помочь ей! Это произвело эффект вылетевшей пробки из бутылки с шампанским вместе с игристой волной белой пены. Ты не стал тратить время на нравоучения и полезные советы, а пошел и сделал дело, тем самым выведя ее из тупиковой ситуации. У меня этот поступок вызвал волну эмоций и гордость, что у нас у всех есть такой удивительный человек, который на любой вопрос отвечает не задумываясь: “У меня все отлично!”
В нашей семье никогда и никто не выражает открыто свою любовь. Наверное, это ты нас так научил: меньше слов, больше дела. Вот и живем мы рядом с тобой и просто любим друг друга.


Рецензии