К теме 5. Философия Нового времени и Просвещения
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания (Ф. Бэкон).
Рационализм – философское направление, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания (Т. Гоббс, Дж. Локк)
Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной (Ньютон, Гоббс)
Сочинения мыслителей Нового времени (XVII в.)
«Новый Органон», «Новая Атлантида» - Ф. Бэкон
«Начала философии», «Рассуждения о методе» - Р. Декарт
«Богословско-политический трактат», «Этика» - Б. Спиноза
«Монадология» - Г. Лейбниц
«Левиафан», «Основы философии» - Т. Гоббс
«Два трактата о государственном правлении» - Дж. Локк
«Трактат о началах человеческого знания» - Дж. Беркли
«Трактат о человеческой природе» - Д. Юм.
«Слово о власти и чести царской» - Феофан Прокопович
«Жети жаргы» - Толе би, Казыбек би, Айтеке би
Учение Ф. Бэкона об «идолах», и путях познания.
«Идолы рода» - субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (принимать за истину то, что доступнее).
«Идолы пещеры» - обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей.
«Идолы рынка» - преувеличение роли слов в ущерб фактам и стоящим за словами и понятиям.
«Идолы театра» - некритическое следование авторитетам.
Индуктивный метод - эмпирический метод познания Ф. Бэкона основанный на логическом умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
Учение Р. Декарта о познании
Картезианское сомнение – универсальное сомнение во всех истинах чувственного познания.
Истина – по Декарту «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»)
Врожденные идеи – по Декарту наличие в уме познающего субъекта определенных потенций к формированию знания, которые переходят в действительность лишь при соответствующих внешних условиях
Протяженность и делимость - по Декарту, основные характеристики материальной субстанции
Интеллектуальная интуиция – по Декарту «понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте…непосредственно усматривает» истин
Дедуктивный метод – по Декарту означает логическое умозаключение от общего к единичному: 1) начинать с простого и очевидного; 2) получать более сложные высказывания; 3) сохранять непрерывность умозаключений.
Учения о субстанции
Бэкон Ф. – отождествлял субстанции с формой конкретных вещей
Декарт Р. - считал, что существуют две субстанции: материальная (протяженность и количественная измеримость) и духовная (мыслительная)
Спиноза Б. – рассматривал тождество бога и природы как единую, вечную и бесконечную субстанцию
Лейбниц - утверждал, что существует множество субстанций-монад
Беркли - субстанция или материя-это ложное понятие, поэтому достоверными могут быть только субъективные ощущения
Содержание трудов мыслителей Нового времени
«Новая Атлантида» – Ф. Бэкон изложил проект государственной организации науки («Дом Соломона»)
«Рассуждение о методе» - Декарт обосновал метод «картезианского сомнения» исходный тезис которого: «Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую»
«Левиафан» – Т. Гоббс утверждает, что государство возникло в результате общественного договора и призвано обеспечивать безопасность граждан
«Два трактата о государственном правлении» – Дж. Локк изложил теорию конституционной парламентской монархии, принцип разделения властей
«Этика» - Б. Спиноза доказывал геометрическим способом тезис о том, что «свобода есть осознанная необходимость» «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом, а душа не есть субстанция
«Монадология» - Лейбниц обосновал концепцию о множестве субстанций
Философия Просвещения
Основные направления европейской философии XVIII в.
Сенсуализм – направление в гносеологии (от лат. sensus — чувство), согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» — разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.
Субъективный идеализм – учение, отрицающее наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью (Беркли, Юм)
Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий (Вольтер, Вольф, Д.С. Аничков)
Материализм 18 в. – учение, признающее материю как объективную реальность, отвергавшее агностицизм и картезианскую концепцию врожденных идей (Дидро, Гольбах, Радищев)
Эгалитаризм – концепция общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей и права на труд (Мелье, Руссо, Бабеф)
Сочинения мыслителей французского Просвещения
Вольтер - «Философские письма», «Основы философии Ньютона»
Дидро – «Философские принципы», редактор Энциклопедии
Руссо - «Общественный договор»
Монтескье – «О духе законов»
Гольбах – «Система природы»
Сочинения просветителей Евразии
Радищев А.Н. – «Путешествие из Петербурга в Москву»
Абай Кунанбаев – «Слова назидания»
Валиханов Ч. – «Киргизы», «Очерки Джунгарии»
Свидетельство о публикации №214050301113