К теме 5. Философия Нового времени и Просвещения

 Основные направления философии Нового времени
 Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания (Ф. Бэкон).
 Рационализм – философское направление, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)
 Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания (Т. Гоббс, Дж. Локк)
 Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной (Ньютон, Гоббс)
        Сочинения мыслителей Нового времени (XVII в.)
  «Новый Органон», «Новая Атлантида» - Ф. Бэкон 
 «Начала философии», «Рассуждения о методе» - Р. Декарт
 «Богословско-политический трактат», «Этика» - Б. Спиноза
 «Монадология» - Г. Лейбниц
 «Левиафан», «Основы философии» - Т. Гоббс
 «Два трактата о государственном правлении» - Дж. Локк
 «Трактат о началах человеческого знания» - Дж. Беркли
 «Трактат о человеческой природе» - Д. Юм.
 «Слово о власти и чести царской» - Феофан Прокопович
 «Жети жаргы» - Толе би, Казыбек би, Айтеке би
   Учение Ф. Бэкона об «идолах», и путях познания.
 «Идолы рода» - субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (принимать за истину то, что доступнее).
  «Идолы пещеры» - обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей.
  «Идолы рынка» - преувеличение роли слов в ущерб фактам и стоящим за словами и понятиям.
  «Идолы театра» -  некритическое следование авторитетам.
 Индуктивный метод - эмпирический метод познания Ф. Бэкона основанный на логическом умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
       Учение Р. Декарта о познании
 Картезианское сомнение – универсальное сомнение во всех истинах чувственного познания.
 Истина –  по Декарту «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно,  существую»)
 Врожденные идеи – по Декарту наличие в уме познающего субъекта определенных потенций к формированию знания, которые переходят в действительность лишь при соответствующих внешних условиях
 Протяженность и делимость - по Декарту, основные характеристики материальной субстанции
 Интеллектуальная интуиция – по Декарту «понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте…непосредственно усматривает»  истин
 Дедуктивный метод – по Декарту означает логическое умозаключение от общего к единичному: 1) начинать с простого и очевидного; 2) получать более сложные высказывания; 3) сохранять непрерывность умозаключений.
 Учения о субстанции
 Бэкон Ф. – отождествлял субстанции с формой конкретных вещей
 Декарт Р. -  считал, что существуют две субстанции: материальная (протяженность и количественная измеримость) и духовная (мыслительная)
 Спиноза Б. – рассматривал тождество бога и природы как единую, вечную и бесконечную субстанцию
 Лейбниц -  утверждал, что существует множество субстанций-монад
 Беркли - субстанция или материя-это ложное понятие, поэтому достоверными могут быть только субъективные ощущения
 Содержание трудов мыслителей Нового времени
  «Новая Атлантида» – Ф. Бэкон изложил проект государственной организации науки («Дом Соломона»)
 «Рассуждение о методе» - Декарт обосновал метод «картезианского сомнения» исходный тезис которого: «Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую»
  «Левиафан» – Т. Гоббс утверждает, что государство возникло в результате общественного договора и призвано обеспечивать безопасность граждан
 «Два трактата о государственном правлении» – Дж. Локк изложил теорию конституционной парламентской монархии, принцип разделения властей
  «Этика» - Б. Спиноза доказывал геометрическим способом тезис о том, что «свобода есть осознанная необходимость» «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом, а душа не есть субстанция
 «Монадология» - Лейбниц обосновал концепцию о множестве субстанций
   Философия Просвещения
 Основные направления европейской философии XVIII в.
 Сенсуализм – направление в гносеологии (от лат. sensus — чувство), согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип  — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» — разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.
 Субъективный идеализм – учение, отрицающее наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью (Беркли, Юм)
 Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий (Вольтер, Вольф, Д.С. Аничков)
 Материализм 18 в.  – учение, признающее материю как объективную  реальность, отвергавшее агностицизм и картезианскую концепцию врожденных идей (Дидро, Гольбах, Радищев)
 Эгалитаризм  – концепция общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей и права на труд (Мелье, Руссо, Бабеф)
      Сочинения мыслителей французского Просвещения
 Вольтер - «Философские письма», «Основы философии Ньютона»
 Дидро – «Философские принципы», редактор Энциклопедии
 Руссо  - «Общественный договор»
 Монтескье – «О духе законов»
 Гольбах – «Система природы»
 Сочинения просветителей Евразии
 Радищев А.Н. – «Путешествие из Петербурга в Москву»
 Абай Кунанбаев – «Слова назидания»
 Валиханов Ч. – «Киргизы», «Очерки Джунгарии»


Рецензии