К теме 7. Евразийская философия 19 - 21 в

 
 
 Основные направления  русской философии 19 века
 Славянофильство – направление русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшее с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве
 Западничество -  направление русской общественной мысли 1840 — 50-х гг., считавшее историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути.
 Представители направлений русской философии XIX века
 Славянофилы ¬– Хомяков А.С., Кириевский И.В., Аксаков К.С.
 Западники - Чаадаев П. Станкевич Н. Белинский В. Герцен А.
 Материалисты - Бакунин М. Чернышевский И. Писарев Д.
 Позитивисты - Лавров П. Вырубов Г. Михайловский Н.
 Философские труды Вл. Соловьева
 «Кризис западной философии» - магистерская диссертация против позитивизма
 «Критика отвлеченных начал» - докторская диссертация
 «Исторические дела философии» - роль философии в истории человечества, которая «делает человека вполне человеком»
 «Философские начала цельного знания» - изложение концепции цельного знания, синтез принципов эмпиризма, рационализма и богооткровенности через интеллектуальную интуицию.
  «Оправдание Добра» - смысл человеческой жизни в осуществлении идеи Добра, обладающее автономией, всеединством и действенностью, рассматривает все христианские церкви как исторические образы Добра.
   Понятия философии В. Соловьева
 Идея всеединства - «великий синтез» как попытка объединить христианский платонизм, идеализм Шеллинга и научный эмпиризм.
 Мировая душа – субъект всех изменений в мире
 София - мудрость – вечная божественная идея, «душа мира», связующее звено между творцом и творением
 Соборность -  совокупный разум «церковного народа» в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви
 Цельное знание – взаимосвязь трех разновидностей знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозного)
 Историософия – соединение человека с Богом в масштабах всего человечества
 Экуменизм - движение за объединение всех христианских церквей
 Основные направления философии 20 века
 Марксизм-ленинизм – учение о необходимости в эпоху империализма буржуазно-демократической революции и перерастания ее в социалистическую революцию во главе с «партией нового типа» профессиональных революционеров
 Персонализм - философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности «верховной личности» — Бога. Сформировался в России (Бердяев Н. А., Шестов Л.), затем в США (Боун Б. Ройс Дж.) и во Франции (Мунье Э. Лакруа Ж.)
 Интуитивизм - течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни — А. Бергсона и др., попытка соединить их — для Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Е. Н. Трубецкого, французского неотомизма, отчасти — феноменологии.
 Евразийство - идейно-политическое и философское течение, представители которого (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский, П. П. Сувчинский) противопоставляли исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада, рассматривали Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры
 Представители советской философии
 Школа истории философии - Асмус В.Ф., Лосев А.Ф., Нарский И.С., Чанышев А.Н.
 Школа теории сознания и познания - Спиркин А.Г., Тугаринов В.П.
 Школа диалектической логики в Казахстане - Абдильдин Ж.М., Нысанбаев А.Н.
 Школа социальной философии в Казахстане - Аженов М.., Кшибеков Д.
 Школа философии культуры в Казахстане – Хасанов М. Хамидов  А.
 Основные понятия евразийства
 Идеократия – идеология евразийства, вырастающая из общекультурных традиций
 Комплиментарность – подсознательное ощущение взаимной симпатии между этносами, определяющее деление на «своих» и «чужих»
 Конвиксия – группа людей с однохарактерным бытом и семейными связями
 Консорция – группа людей, объединенных одной исторической судьбой
 Констелляция – сходство развития этносов в пределах суперэноса
 Месторазвитие – ландшафт, формирующий евразийские мироощущение, умонастроение и ментальность
 Пассионарность – напряжение отдельных особей, субпассионариев,  превышающее инстинкт самосохранении
 Фаза акматическая – наступает после фазы подъема на предельн6ом для данной системы
 уровне пассионарности
 Фаза инерционная – плавное снижение пассионарного напряжения после фазы надлома
 Фаза надлома – резкое снижение уровня пассионарного напряжения  после акматической фазы, сопровождающееся  расколом этнического поля.
 Фаза мемориальная – состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция
 Фаза обскурации – снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением  его в реликт.
 Фаза подъема – период стабильного повышения  уровня пассионарного напряжения.
 Фаза этногенеза – совокупностей уровней пассионарного напряжения когда определяется господство в стереотипе поведения единого для всей совокупности императива поведения.
 Химера – существование двух и более чуждых  суперэтнических этносов в одной экологической нише.
 Этнос – естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как система, противопоставляющая другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности


Рецензии