К теме 6. Западная философия 18-20 в. в
Немецкая классическая философия
Философы немецкой классической философии
Кант - основатель философии трансцендентального субъекта, автор работ «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»
Фихте - основатель философии субъективного идеализма, автор работы «Наукоучение»
Шеллинг – основатель философии объективного идеализма, автор работы «Система трансцендентального идеализма».
Гегель – основоположник философии диалектического объективного идеализма, автор работ «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Фейербах - основатель философии антропологического материализма, автор работы «Сущность христианства»
Содержание работ Канта
«Всеобщая естественная история и картине мира» - изложение космогонической гипотезы, учения об относительности покоя и движения, идеи постоянного возникновения и уничтожения материи
«Критика критического разума» - дуалистическое учение гносеологии о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта.
«Критика практического разума» - изложение учения о нравственности, в основе которого лежит закон категорического императива
«Критика способности суждения» - изложение проблем эстетики и учения о целесообразности в природе
Основные понятия философии Канта
Рассудок - по Канту означает способность к понятиям
Вещь в себе – по Канту не познаваема
Явление – по Канту познаваемо
Антиномии – взаимоисключающие понятия, каждое из которых может быть доказано как истинное
Категорический императив – ты должен поступать нравственно безотносительно к цели
Содержание работ Гегеля
«Феноменология духа» - в основном своем сочинении, завершенном в 1806 г. Гегель рассматривает путь развития человеческого сознания от чувственного восприятия до полного, абсолютного знания
«Наука логики» - сочинение Гегеля, написанное в 1812-16 гг., посвящено изложению диалектической логики, состоит из трех книг: первая – учение о бытии, вторая – учение о сущности, третья – учение о понятии.
«Энциклопедия философских наук» - во 2 и 3 части соответственно изложена философия природы и философия духа.
«Философия права» - учение об объективном духе как второй ступени развития духа, который проходит три стадии развития: право, мораль и абсолютный дух.
Философская система Гегеля
Абсолют - центральное понятие философии Гегеля
Логика – учение Гегеля о бытии, сущности и понятии
Философия природы – учение Гегеля о механике, физике и органике
Философия духа – учение Гегеля о субъективном, объективном и абсолютном духе
Учение о бытии – Гегель рассматривает бытие как элементарную категорию через категории становление, качество и количество, конечное и бесконечное, экстенсивное и интенсивное
Учение о сущности – Гегель рассматривает категории сущность и явление, возможность и действительность, случайность и необходимость
Учение о понятии – Гегель рассматривает понятие как результат диалектического развития бытия и сущности в учении о субъективности понятия, об объективности понятия и учении об идее
Учение Гегеля о философии духа
Субъективный дух – «душа» или «дух в себе», сознание или «дух для себя» и «дух как таковой» (личность)
Объективный дух – сфера права и нравственности (семья, гражданское общество, государство)
Абсолютный дух – учение Гегеля о вечной «в себе и для себя» абсолютной идее, которая познает себя в искусстве, религии и философии
Абсолютная идея - разум, мышление, субстанция, которая составляет сущность всех вещей
Гегелевская диалектика
Диалектика – дедуцирование, восхождение от абстрактных (бедных, односторонних) идей ко все более конкретным (многообразным) идеям
Закон отрицания отрицания – закон отражает общий результат и направленность процесса развития через три стадии: утверждение (тезис), отрицание (антитезис) и снятие противоположностей (синтез)
Закон перехода количества в качество – закон описывает механизм саморазвития с помощью таких категорий как качество, количество, мера, скачок
Закон единства и борьбы противоположностей - закон вскрывает в развитии его внутренний источник с помощью таких категорий как тождество, различие, противоположности, противоречие
Западная философия 19 в.
Основные направления философии 19 в.
Иррационализм – течения в философии, ограничивающие или отрицающие возможности разума в процессе познания, считающие основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное».
Квиети;зм (от лат. quies «покой») — религиозное течение в католицизме, моральный принцип, сформулированный в XVII в., приверженцы которого культивируют мистико-созерцательный взгляд на мир и своеобразную моральную индифферентность.В переносном смысле «квиетизм» означает отрешённое, лишенное аффектов пассивное поведение; безвольная и непротивленческая покорность божественной воле. Св. Франциск Сальский выражает сущность квиетизма следующими словами: «ни желать, ни противиться».
Позитивизм – философское направление, исходящее из того, что все подлинное знание — совокупный результат специальных наук, поэтому наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
Марксизм – учение, основанное на материалистическом понимании истории о социально-экономических формациях и революционном преобразовании общества в интересах трудящихся
Представители направлений западной философии 19 в.
Волюнтаризм - Шопенгауэр А., Гартман Э.
Позитивизм - Конт О., Милль Дж. , Спенсер Г.
Марксизм – Маркс К. Энгельс Ф. Ленин В.И.
Утопический социализм – Сен-Симон, Фурье, Оуэн
Философия жизни – Ницше, Бергсон, Дильтей, Зиммель
Сочинения западных философов 19 в.
Шопенгауэр А. – «Мир как воля и представление»
Конт О. – «Курс позитивной философии»
Маркс К. – «Капитал»
Энгельс Ф. – «Диалектика природы»
Ницше Ф. – «Так говорил Заратустра»
Западная философия 20 века
Направления философии конца 19 - начала 20 в.
Феноменология – философское учение, принципы которого сформулировал Э. Гуссерль, о формах сознания, изначально ему присущих, о созерцании сущности, об истинном и абсолютном бытии вообще.
Аксиология – философское учение, рассматривающее понятие бытия как реальность и ценность, как объект разнообразных человеческих желаний и стремлений, главная задача показать как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение
Экзистенциализм – философское учение, в центре которого находится проблема уникальности человеческого существования , проявляющегося в способности человека испытывать в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть) острейшие эмоциональные переживания.
Герменевтика – направление современной философии, разработанное Дильтеем и Гадамером о «понимании», которое является способом существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальным способом освоения мира.
Представители экзистенциализма
Предшественники экзистенциализма - Кьеркегор С., Гуссерль Э., Достоевский Ф.
Религиозный экзистенциализм - К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов
Атеистический экзистенциализм - М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю.
Русские экзистенциалисты - Бердяев Н., Шестов Л.
Немецкие экзистенциалисты - Хайдеггер М., Ясперс К.
Французские экзистенциалисты – Сартр Ж. Камю А. Марсель Г.
Основные понятия экзистенциализма
Экзистенция – человеческое существование, основные проявления человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть
Пограничная ситуация - понятие, обозначающее время и место постижения человеком своего существования - смертельная опасность или страдание
Свобода – состояние возможности реализации своих целей независимо от социального и природного окружения
Коммуникация – процесс общения, социального взаимодействия людей путем обмена информации
Интенциональность – направленность сознания на какой-либо объект
Основные направления философии 20 в.
Фрейдизм - философско-антропологическая и психологическая концепция о бессознательном, стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений. (Фрейд З. Адлер А. Юнг К.)
Неотомизм - современный этап в развитии наиболее влиятельной философской школы в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией (Жильсон Э. Маритен Ж., Иоанн Павел II (Войтылла)
Структурализм - научно-философское течение, получившее наибольшее распространение в 1960-х гг. во Франции (К. Леви-Строс, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида) — выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе
Постмодернизм – совокупность идей и принципов, критически направленных против модернизма, разума (логоса), речи, доминирования индустриального, мужского и других начал в культуре.
Представители западной философии 20 века
Критический рационализм - Поппер К., Лакатос И.
Постпозитивизм - Кун Т., Тулмин С. Фейрабенд П.
Структурализм - Леви-Строс К., Фуко М., Лакан Ж.
Феноменология – Гуссерль Э., Брентано Ф.
Герменевтика - Шлейермахер Ф., Гадамер Г., Рикер П.
Прагматизм - Пирс Ч., Дьюи Дж., Джемс У.
Постмодернизм – Лиотар Ж., Делез Ж.
Основные понятия постмодернизма
Модернизм - система мировоззренческих принципов, основанных на отказе от традиционных методов познания, оценки и конструирования мира
Дискурс – вербально артикулируемая форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности.
Нарратив – понятие, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного текста.
Текстуальность – процесс создания и функционирования текста
Экологизм – принцип мировоззрения, критически заостренный против культа бездумного природопользования
Номадизм – стержень постмодернизма, указатель ее оппозиционности существующим социально-политическим системам
Свидетельство о публикации №214050301149