Homo inceptum. Человек инициативный

 Фраза "инициатива наказуема"  -  присуща людям безответственным и откровенно ленивым. А для ряда руководителей удобная, но принимаемая без рассуждений формула и способ "загрузить", возможно ненужным, возможно перспективным делом работника, попытавшегося приподняться над рутиной и искренне желающего думать и развиваться.
       В среде современного офисного планктона фраза и вовсе стала синонимом "не высовываться".
       Наверное интересно было бы всесторонне исследовать этимологию данной фразы. Но пока хочу привести один пример, где сама фраза не прозвучала, но дух её яственно проявил себя в полной мере в этом, как раньше говорили курьёзе.
       Начиная с 40-х годов ХIХ века, в Санкт-Петербурге стали рассматривать проекты свайных мостов, которыми уже пора было заменить старые, как они именовались "наплывные".
       В 1842 году началось строительство первого моста  -  Николаевского, во времена СССР переименованного в мост лейтенанта Шмидта.
       Предварительно в речной грунт было необходимо вбить огромное количество свай. Поэтому на строительстве только одного моста было занято не менее тысячи человек.
       Возглавлял строительство моста инженер-капитан Кербедз, который, собственно и был автором этого проекта.
       Как нормальный и умный инженер-новатор (а не топ-менеджер), Кербедз думал над тем, как оптимизировать данный технологический процесс, то есть, сделать его более экономичным и менее времени-затратным. Разумеется, без механизации процесса было не обойтись. Достаточно быстро был проведён "мозговой штурм" в отдельно взятой голове и инженер Корбедз придумал конструкцию агрегата для механического забивания свай.
       В чертежах и прилагаемых расчётах проект был сдан графу Клейнмихелю, главноуправляющему путей сообщения, к данному ведомству, естественно, приписывались и мосты.
       Капитан Кербедз, как человек благородный и грамотный, а также инициативный о награде не помышлял, а жаждал только скорейшего воплощения агрегата в металле. Ну и, наверное, какой-то реакции.
       Реакция была. Очень скорая и очень резкая.
       Идей и расчётами конечно заинтересовались и воспользовались.
       Но до этого, граф Клейнмихель, не пожалев своего драгоценного времени и не ограничиваясь словесной выволочкой, собственноручно написал выговор. Выразив свой гнев и недовольство в том, что инженер-капитан Корбедз "не изобрёл данную машину ранее и тем самым ввёл ведомство в огромные и напрасные расходы". Как вам нравится подобная формулировка, а ведь это не сочинение Салтыкова-Щедрина или Гоголя!
       Свайный агрегат сделали. А свой авторский первый мост Станислав Валерианович закончил и справедливо получил чин инженера-генерала (не от графа  -  от Государя). А потом был мост над Лугой, и мост в Варшаве, научные труды, связанные с мостостроением и так далее...
   
       P.S.  Осторожные и недалёкие тихо сидят по болотам и переквакиваются. Боясь инициативы, как огня.
                А инициатива может быть и часто является отправной точкой прогресса.
                В наше время, которому жизненно необходимы инновационные прорывы, люди инициативные нужны просто позарез.
                И они, уверен, появятся в большом количестве. Просто некоторые ещё доучиваются, а некоторые ещё не провели свой "мозговой штурм". Не высовываться они не смогут.  Потому что инициативный человек сродни учёному-новатору или молодой маме на девятом месяце  -  поэтому не разродиться не может физически.


Рецензии