Коршун, зеркало и второе рождение

   Вторник, 29 апреля 2014 года. Был славный день. Приехали с Серёгой Макеевым в Ступино на аэродром. Повозились на стоянке со своим Корветом. Хотелось поскорее взлететь - просто так, без какой-то конкретной цели. Ведь мы пилоты, и любим полёт. Но всё же каждый час, проведённый наверху, это и тренировка тоже.
   В начале третьего поднялись с бетонки и взяли курс на запад, вдоль Оки к Серпухову. Отличная погода. Хорошие кучевые облака. Слабый ветерок. И даже есть восходящие потоки, начинающиеся с небольшой высоты - метров с трёхсот-четырёхсот.
   Попрощались со своим руководителем полётов и перешли на частоту Капли (Большое Грызлово). Как красиво внизу! Я расслабился, забыв о земных своих проблемах.Сегодня очередь Сергея быть командиром, и он сидит слева. А я на месте второго пилота. Управляем поочереди, в удовольствие. Прозрачные винты, ровный гул. Под нами северный, лесистый, берег Оки. Где-то напротив Пущино, на высоте триста метров, увидели справа от себя коршуна. Я встречал его именно здесь несколько раз. И каждый раз мне казалось, что это один и тот же. В конце концов я стал узнавать хищного знакомца. Однажды я попытался преследовать его - просто так, для удовольствия. Он попал в объектив камеры, установленной в тот раз на киле амфибии. Но потом я его потерял, так как мой вираж на Корвете недостаточно быстр для такой охоты. Это ведь довольно величественный аппарат. Вираж (полный круг) занимает примерно 25 - 27 секунд при крене 45 градусов на скорости 120 километров в час. А вот на планере - совсем другое дело. На Бланике мой вираж занимал 7 - 9 секунд при крене почти 90 градусов и скорости 90. Там у коршунов мог и шок случиться от подобных развлечений. Сегодня мы просто проводили птицу взглядом. Он спокойно парил в термическом потоке, раскинув крылья и нехотя махая ими время от времени. Размах его крыльев больше метра.
   Впереди Серпухов. Нам захотелось подняться выше, к этим замечательным облакам. И мы стали набирать высоту, используя не только двигатели, но и восходящие потоки - по планерному. Поднялись на один километр. Под нами Серпухов, водохранилище, Ока. С этой высоты видно довольно далеко, и не так как с трёхсот метров. Там можно наслаждаться деталями, а здесь видишь перспективу. До облаков ещё далеко. Похоже, что сегодня высота нижней кромки два с половиной километра. Махнув рукой, остановили подъём. В другой раз полетаем между куполами, когда до них не придётся подниматься на такую высоту. Тем более что здесь мы не имеем права подниматься выше чем 1500 метров.
   Куда пойдём? Сергей предложил направиться вдоль Оки, в район Дракино. Сегодня там отдыхают его друзья на берегу. Посмотрим на них, на местный аэродром, и полетим обратно. Поскольку нам не так важно куда лететь, то решили в Дракино. Приблизившись и скинув высоту стали разглядывать аэродром. Было ощущение, что на лётном поле всё вымерло. Только несколько самолётов стояло на стоянках. Странно, что не летают. Хотя, ведь сегодня вторник. Может быть они только по выходным? У меня осталось ощущение грусти после осмотра этого аэродрома. Затем мы совершили облёт участка реки и местных карьеров, заполненных водой - искали Серёгиных друзей. Идя невысоко над Окой, чуть не попали в передрягу. Провода линии электропередачи. Они натянуты поперёк реки. И их совсем не видно. Нам известно, что пилот видит провода, когда они уже его. Это значит, что шансов уйти почти не остаётся. Но Серёга каким-то образом увидел зловещие тонкие нити метрах в тридцати по курсу. Лёгким движением перепрыгнули препятствие. А вон и друзья Сергея. Покачали им крыльями и ушли на второй круг. В каждом полёте мы совершаем от пяти до десяти посадок на воду. Когда с остановкой, а когда и конвейером. Конвейер, это посадка без остановки, с пробегом и дальнейшим взлётом. Поэтому мы решили сделать здесь такой вот пробег по воде и уйти.
   Заходим со стороны проводов. Ветра почти нет, и на поверхности реки очень лёгкая рябь. Рябь, это ведь не зеркало. На зеркало садиться никак нельзя, так как находясь над зеркальной водной гладью, пилот не может определить свою высоту относительно поверхности воды. Про зеркала говорил наш инструктор прошлым летом. С зеркалами мы встречались в самостоятельных полётах. И поняв, куда попали, вовремя уходили прочь. Но сейчас - сейчас мы видели лёгкую рябь. И это дало уверенность, что посадка безопасна.
   Резкое снижение. Прошли провода. Продолжаем глиссаду, потихоньку выполаживая её. Закрылки в посадочном, обороты маленькие, шасси подняты - всё как обычно. Наблюдаем водную поверхность. Это заход Серёги. А я на подхвате. Оба сосредоточены, оба внимательно смотрим вниз. Кажется, что до воды осталось метров десять по высоте. Спокойно продолжаем. Скорость сто километров в час, снижение четыре метра в секунду - высота позволяет. Всё хорошо... Удар! Очень сильный. Тем более, что неожиданный. Это как выстрел в спину, которого не ждёшь. Паники нет. Но есть ясное осознание катастрофы. Всё происходит в доли секунды. Откуда-то снизу мощно поступает вода в кабину. Я вижу, как вода снаружи закрывает лобовое стекло. Я почувствовал этот удар, но не почувствовал боли. Я вижу Сергея. Он что-то крикнул - кажется про воду. Он смотрит оценивающе на меня. Раздаётся его выкрик:"Серёга!" В нём горечь и тревога. Но ничего уже не исправишь. Я вижу, как он отстёгивает свой ремень безопасности. Каким-то непостижимым образом он успел открыть свою дверцу и, увидев что я в сознании и действую, нырнул за борт. Естественно, я тоже в это время отстёгивал свой ремень. Но получилось это не сразу, так как сильно хлестал поток воды, и что-то мешало ещё. Кабина моментально заполнилась водой. А я только-только отстегнул ремень. Но что-то меня не пускает. Серёгин ремень захлестнулся за мой, и я как рыба в сетке. Самолёт уже погрузился. Делаю последний вдох последнего воздуха. Всё - я понимаю, что если не вырвусь, то задохнусь. Отчаянный (но отстранённо спокойный) рывок, и меня отпустило. Устремляюсь в левую дверцу, приподняв её. Кажется, по пути меня коснулась рука Сергея. Было ощущение, что всплываю бесконечно. Но это не так. Крылья остались на плаву, и держали весь аппарат. Мы залезли на крыло. Моё лицо сильно залито кровью. Кажется, это от удара меня подбросило, и я ударился в потолок. Даже ремень не помог. Но мы живы, что очень странно.
   Пришло осознание того, почему всё произошло. Вернее осознание было уже в момент удара, но только сейчас появилась возможность думать об этом. Обманула лёгкая рябь на воде. На деле поверхность воды оказалась тем самым зловещим зеркалом, которое так красиво. Мы учимся на ошибках. Жаль, что цена бывает очень высокой.
   Вода холодноватая ещё, но зато греет солнце. Ока спокойно катит свои воды к Волге. Тихо. Мимо нас проплыл уж. На берегу несколько рыбаков. Один сказал:"Ребята, вам надо в церковь пойти." Он прав - произошло чудо. И этот день я считаю своим вторым днём рождения.
   Серёга винит себя. Но мы оба виноваты, ведь оба не увидели воду. Так что я его не виню. Случилось то, что случилось.
   Появились друзья Сергея. Кинули верёвку, и с большим трудом (Серёге искупаться пришлось) удалось подтянуть Корвет к берегу. При этом повредили подкос стабилизатора. Вытащить аппарат не представлялось возможным - слишком тяжёл, да ещё и с водой, и течение довольно сильное. Меня колотит. Не знаю - от холода, или это всё-таки шок.
   А скоро появились две моторки МЧС. Кто-то из рыбаков им сообщил о нас. Самолёт на плаву, поэтому решили буксировать его до Серпухова. Там, недалеко от железнодорожного моста, есть удобное место, где можно тягачом вытащить аппарат на берег. Так и сделали. Вытащить тоже было не просто, но удалось. И вот, около десяти вечера, мы взяли такси и поехали на свой аэродром, где находились наши машины.
   Был славный день. Ведь мы родились второй раз.
   Назавтра я позвал двух друзей, и вчетвером мы отстыковали крылья, погрузили всё на эвакуатор. Затем мы с Серёгой отвезли наш Корвет на аэродром. Как говорится: техника на земле, экипаж жив - полёт удался.
   Что дальше? Двигатели перебрать (ведь гидроудар был), пробоины заклеить, повреждённый механизм управления закрылками восстановить, починить радио и остальные приборы, заменить подкос стабилизатора.
   И будем летать.

2.05.2014


Рецензии
Да, помог Вам Господь. Сходили в церковь?
Спасибо. Читается легко ( а это редко бывает).
Чистого неба и воды с настоящей рябью)))

Татьяна Тягунова   05.12.2015 07:42     Заявить о нарушении
Благодарю.

Сергей Видакас   05.12.2015 17:06   Заявить о нарушении