На книжных полях - Несколько новых романов

«Новых», разумеется для меня как читателя. Они могут быть давно опубликованными. Хотя привычка отслеживать некоторые книжные новинки еще отчасти сохраняется. Речь о переводах, как правило. На русском языке паразитируют чужаки, и ожидать чего-то близкого и интересного в «мейстриме» не приходится. Русские «аборигены» вытеснены на обочину и могут проявиться в каком-нибудь маргинальном жанре,  типа «альтернативного фэнтези». Но, надо признать, что и уровень зарубежной литературы стал не ахти: читаешь то, что на грани «читабельности».


«День гнева»
Артуро Перес-Реверте

В романе описывается безнадежное и «глупое», а также «бесперспективное» восстание мадридской черни против французских оккупантов.
Повстанцы 2 мая 1808 года были обречены на поражение, хотя руководствовались верным НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНСТИНКТОМ. Но этот народный инстинкт не был поддержан глубоко размышляющими интеллектуалами, далеко смотрящими интеллигентами и продажными, трусливыми политиками..
Вам это ничего не напоминает? 


Танго старой гвардии
Артуро Перес-Реверте

Щемит. Что бы там ни говорили, но Реверте – один из немногих писателей, которые ещё могут рассказывать увлекательные истории. История, да,  довольно сентиментальная. Главный персонаж – «мужчина полусвета», жиголо и вор. Подлец, но благородный. Великая любовь, как водится, роковая женщина с медовыми глазами, которую он «танцует». Интересный временной ракурс: 1920-е, 30-е, 60-е. Пересказ истории танго, нравы маргиналов. Постепенно увлекает.
Перец наш довольно публицистичен. Говорит испанская ущемленная гордость. Еще бы: рано стартовав, оказаться на обочине. Про всякие аргентины и говорить нечего.
Почему-то писатель не любит русских, что мы им сделали? У испанцев и русских схожие судьбы – оказались на обочине, «спасибо английским собакам». Но, пропаганда сработала: «Никогда не знаешь, чего ждать от женщин и русских». Враг – русский гроссмейстер и агенты КГБ вокруг. Впрочем, воспоминания о республиканском терроре, поддержанном из СССР, не вдохновляют, другая сторона тоже – не ангелы. Но франкизм лучше коммунизма. После него еще можно подняться. А вот после коммунизма – вряд  ли. Россия – тому подтверждение.
И еще, конечно, от этических схем П-Р остаешься в некотором недоумении.

Корсары Леванта
Артуро Перес-Реверте

Шестая книга из серии о «капитане» Алатристе. Уже и фильм сняли, где главный герой погиб, а книжная серия все не закончится. Ну, можно почитать очередную книжку через год-другой. Воспоминания о великой Испании 17 века. Здесь свист ветра и шпаги, нравственные проблемы и рефлексии пожилого человека. Иногда скучновато, но пафос героических дел трогает. Отбились от турок, втрое превосходящих. И английскую королеву испанцы хорошо приложили: «тварь кровоядная! вместилище разврата». Однако в борьбе за существование нет места справедливости.
Но, испанцы опять проиграли. То, что шло на ура в 19 столетии, вряд ли можно воспринимать всерьез в 21-м. Как нельзя сравнивать стойкую испанскую пехоту с современными европидерами. Однако, вполне читабельно.

Скрипка дьявола
Йозеф Геллинек

О романе как о  детективе отзывы пренебрежительные, но книжка довольно забавная. (Сам к ценителям детективов не отношусь, книжные расследования меня мало интересуют). «Геллинек» - это, конечно, псевдоним. «Его «Десятая симфония» (Бетховена) мне понравилась меньше. Неприятно то, что в детективах убивают, как будто ломают плохих кукол. Непонятно, почему это считается менее аморальным, чем, скажем, порнография.

Не сегодня  – завтра
Петер Штамм

Чувство одиночества, отчуждения, тоски. Швейцарский писатель специализируется на трагедиях, они же – жизненные драмы. И выходит у него неплохо. Его герой, швейцарец в Париже, живет довольно бесцельной жизнью и мечтает о юношеской любви, оставленной в родной деревне («деревня» - не в нашем понимании). После подозрения на смертельную болезнь он бежит на родину и пробует старую любовь. Ничего особенного. Просто воспоминание о юношеской неудаче его невротизировало, а оказалось, что случайно завлеченная коллега-учительница гораздо лучше. Только вот жизнь прошла в тоске по призрачному идеалу. Ну, и всё.
Дальше можно рассуждать про теорию отчуждения в западном обществе.

Человеческое тело
П.Джордано

Вот и итальянцы познакомились с «афганским синдромом». Как они все накинулись на СССР в 1980-м, теперь сами хлебнули чуть-чуть. Но еще не поделом, мало.

 Мой маленький муж
Паскаль Брюкнер

А, довольно трогательно. Сказка.
  Часто мужчины после рождения детей прибавляют в весе (от стресса), а тут герой теряет 39 см. после каждого нового ребенка, становясь ростом с полкарандаша. Дети над ним издеваются, а жена уже не сдерживается и, вместе с любовником, травит лилипута. (Правда, надо отдать должное, долго она с ним возилась). Спасает нашего героя верная кошка. Потом маленький человечек спасает птичку и вспоминает о достоинстве. Рост вернулся. Но жена - нет.
Какова мораль этой забавной истории? Не женись на женщине выше тебя ростом? (Не в свои сани не садись). Трагикомично.


Повелитель звуков
Фернандо Триас де Без

Автору видно не давал покоя слава Зюскинда, написавшего «Парфюмера». У Беза в романе также выведено уникальное чудовище – певец с совершенным голосом, передающий «элексир смерти» всем женщинам, которых он плотски любит. Наш герой – наследник Тристана, наследница Изольды – его женский аналог. Они соединяются, и остаются в живых, убивая своей «страстью» невинных – никто не может устоять перед волшебными голосами, поющими о Любви.
Но все-таки монстры нейтрализованы – доживают свой век в богадельне.


Рецензии