О насущном- рецензия на книгу Павла Гараджи Красна

        Поставить дату начала записок Петра Найденова,главного героя книги, не представляется возможным,так как автор использует прием коллажа.Это когда в одном повествовании  смешаны несколько  временных линий.Автор  монтирует главы так,чтобы вести читателя вверх по эмоциональной составляющей и не терять нить повествования от первого лица бойкого журналиста.
   Так что же ищет  этот ялтинец,стоя на всех социальных сквозняках и буквально
на океанских штормах? Немного-немало,оправдания своего блудного пути.Но  чем больше герой спихивает  свои грехи " на систему",тем больше в нем нарастает протест окружающему.А в 70-80х его баюкали качели марксистско-ленинской  идеологии,где принятые идеалы превращались в теплые одеяла партийной карьеры."Чем больше я был придан этой системе , тем меньше предан ей",-говорит герой. И сбегает на флот,сознательно и подсознательно стремясь к переменам.Ни потребительского , ни гастрономического шока заграницей Найденов не испытал, потому что ходил по морям не за этим.Герой ищет насущное...
В словаре Ушакова исконное значение слова " насущный"-безусловно необходимый.
Если о " хлебе насущном"- то минимум пропитания,необходимый для существования.
Так что, Найденов все прожитые годы не имел безусловно необходимого? Не было у него насущного? То есть- главного...
В жанре малой прозы Павел Гараджа психологически достоверно подает нам все размышления и поступки Найденова. Не оригинальным, а  бесценно грамотным литературным русским  языком, с хорошим ритмом,лексической свободой формуется текст.Разумеется ,и в этом произведении крымского писателя есть взаимовлияние стилей современного литературного процесса. С одной стороны- писатель держит прозрачную среднюю длину предложения,почти стихотворный ритм,допускает штампы-все для усвоения литературного материала. С другой стороны-неожиданные переработки старой традиционной основы русского языка на неологизмы,неожиданные компеляции и миксы .
Полет в красной клетке, напомнивший жутковатого гоголевского" Вия", подан в концентрате слов,разведенном читательской эмоцией.Радостно,что в Крыму сохранилось такое отношение к слову ,владение им."Божья коровка,шедшая по своим делам в желобке травинки,сошла ему на нос.А коровка-то божья!Теперь я знаю,почему в детстве так сильно пахнет земля и трава .Дети ближе к земле, потому что они маленькие,лучше слышат ее запах"-чувствует герой.
     Включение христианской публицистики,как антитеза окружающей героя реальности,потребовало от автора еще большей свободы литературной русскоязычной лексики.Сколь много пишется подобного громоздким  языком,когда читатель как через густые заросли продирается к смыслу.По законам малой прозы выстраивается публицистическая часть книги.Талантливое слово, свободная лексическая подвижность,ритм плавно перетекает в публицистические главы произведения.
 Читатель участвует в приближении к таинственному насущному,отдаваясь плавному течению хорошего литературного языка,психологической достоверности авторского приема. Герой искренен,как у Хэмингуэя в "Прощай ,оружие!":"Так же?!- с издевкой спросил голос.-Не ври.Те любили друг друга, а у вас все разрушено,и ты втайне желаешь ее смерти.Она умрет,только не продлевай эту агонию своими стараниями,твоя совесть чиста,ты никого не убиваешь.Ты женишься второй раз на молодой красивой женщине,будешь счастлив второй молодостью. Ты понял?!Ты ведь хочешь этого!" Я понял, чего уж...Мне предстояло выбрать:взять сторону Бога или дьявола."Герой попадает  в условия выбора и читатель выбирает вместе с ним.
На пути обретения насущного есть еще в книге оптимизм,приятие жизни во всех ее формах вплоть до дружбы со стаканом,подсознательное самостоятельное мышление, и опять скатывание к стакану- вот те "горки",на которых бросает героя вверх-вниз.Для такого литературного живописания у Павла Гараджи есть свои образные находки:книга населена людьми из народа,партбоссами,чиновниками,о которых рассказано емко,кратко, прицельно, в лексическом многообразии.
   Есть в книге то ,что особенно любит читатель-подробности ялтинского быта."Ялта не  приспособлена к снегу,гололеду и прочим прелестям зимы.Транспорт немедленно останавливается,будучи не в состоянии карабкаться по ее козьим  тропам, а жители передвигаются пешим способом, привязывая к подошвам ботинок терки или надевая поверх них чулки".Есть и другие картинки быта у писателя с малой родины Ялты.
      По    законам литературной критики-понять,объяснить,указать место произведения -последнее самое сложное.Теперь шутят,что задача нынешних литконсультантов и критиков упростилась:понять абракадабру слов и простить. И довольно.Язык ужасный,композиции самодеятельны,диалоги чудовищны...Мол,потеряли литературу,чего уж.
    Герой книги Павла Гараджи "Красная клетка" находит насущное,безусловно необходимое человеку- веру в Бога. И остается жить среди нас после ледовой купели пассажирского лайнера,тонувшего как Титаник с пассажирами на борту.Автор снабжает книгу уже строго документальным рассказом об этой морской трагедии и даже подлинными  фотографиями .Такой микс художественной прозы и документалистики с включением публицистики определяет место писателя Павла Гараджи в обойме авторов художественно-публицистической прозы.
  Питая современный литературный процесс смелыми формами одновременно с сохраненным образным литературным русским языком,  линейка популярных авторов
вышла к читателю: начиная с Распутина,Крупина,продолженная Веллером и нынешними, выходящими в печатном варианте, писателями.Среди них Павел Гараджа,крымский русскоязычный писатель,рассказавший нам о поисках великого Насущного и дороге к себе.
               

                Тамара Шарова,
                литературный критик
                г.Москва               

               


Рецензии